Вним ФСС расшифровка

Главная — Статьи

Налог на прибыль и страховые взносы

Обязанностями организации, производящей выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются исчисление и уплата (перечисление) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Данное требование установлено Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В статье рассмотрим порядок исчисления и уплаты страховых взносов организациями, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также рассмотрим, как учитываются в целях налогообложения прибыли суммы начисленных страховых взносов.

Прежде всего, отметим, что Федеральный закон N 212-ФЗ определяет порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в:

— Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — на обязательное пенсионное страхование;

— Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ) — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) — на обязательное медицинское страхование.

Также Федеральный закон N 212-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Не распространяется действие Федерального закона N 212-ФЗ на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отметим, что порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по-прежнему регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Согласно ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее — организации).

При этом организации признаются страхователями:

— по обязательному пенсионному страхованию — на основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

— по обязательному медицинскому страхованию — на основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

— по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — на основании пп. 1 п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются для организаций выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц:

— по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой, не выплачивающим вознаграждений другим физическим лицам);

— по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Также объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках:

— гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

— договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Кроме того, не признаются объектом обложения выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц:

— являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации;

— являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Базой для начисления страховых взносов для организаций является на основании ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных для объекта обложения, начисленных ими за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, освобождаемых ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ от уплаты страховых взносов. Отметим, что расчетным периодом, как следует из ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, считается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

При этом база для начисления страховых взносов организацией должна определяться отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 415 000 руб. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Вместе с тем с 1 января 2011 г. указанная предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (ч. 2 ст. 62 Федерального закона N 212-ФЗ). Размер указанной индексации будет определяться Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов организациями определены ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается организациями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд, то есть отдельно в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца организации обязаны исчислить и уплатить ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам.

Исчисляются ежемесячные обязательные платежи, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов страховых взносов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые исчислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц включительно (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Отметим, что размеры тарифов страховых взносов на 2010 г.

Страховые взносы: кто, когда, сколько

определены ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ, на основании которой общая величина страховых взносов составляет 26%, из них:

— в ПФР — 20%;

— в ФСС РФ — 2,9%;

— в ФФОМС — 1,1%;

— в ТФОМС — 2,0%.

Уплачиваются ежемесячные обязательные платежи в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

При перечислении сумм страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды организации определяют указанную сумму в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля (ч. 7 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства (ч. 8 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Начисленные и уплаченные суммы страховых взносов организация может учесть в расходах для целей налогообложения прибыли.

При этом если страховые взносы начислены на выплаты или иные вознаграждения по трудовым договорам, то суммы страховых взносов учитываются в расходах на оплату труда. На это указывает п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которому к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В иных случаях суммы страховых взносов учитываются в составе прочих расходов, но в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций, что подтверждается п.

2 ст. 263 НК РФ. В соответствии с указанным пунктом расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций.

Причем в составе прочих расходов страховые взносы учитываются независимо от того, учитываются ли в целях налогообложения прибыли выплаты, на которые начислялись страховые взносы. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 19 октября 2009 г. N 03-03-06/2/197.

Следует отметить, что НК РФ для признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли предусмотрены два метода. Один из них — это метод начисления, другой — кассовый метод.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом признаются расходы независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 НК РФ.

Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе определен ст. 273 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 273 НК РФ расходами налогоплательщиков-организаций признаются затраты после их фактической оплаты.

Таким образом, страховые взносы учитываются в расходах:

— при методе начисления — в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся;

— при кассовом методе — после списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика.

Налог на прибыль, Страховые взносы

Развернуть

Письмо Фонда социального страхования РФ
от 15 июля 2011 г. N 14-03-11/15-7481

Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассмотрел многочисленные обращения по порядку заполнения новой формы листка нетрудоспособности, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности".

Порядок заполнения листка нетрудоспособности производится в соответствии с главой IX "Заполнение листка нетрудоспособности" Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листка нетрудоспособности".

При заполнении отдельных строк информационного поля листка нетрудоспособности рекомендуем:

1. При заполнении строк листка нетрудоспособности "наименование медицинской организации", "место работы — наименование организации" во всех случаях следует применять сокращенное наименование организации, как предусмотренное уставными документами, так и допустимое и произвольное сокращение в виде общепринятых аббревиатур в соответствии с единым государственным реестром юридических лиц и единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей.

Кавычки, точки, запятые, тире, знак номера в наименовании организаций не применяются. Пробелы между словами в строках листка нетрудоспособности обязательны. Листок нетрудоспособности заполняется с первой ячейки в строгом соответствии с их количеством в соответствующей строке. Выход за границы информационного поля не допускается, запись наименования прекращается. В обязательном порядке указывается ОГРН (основной государственный регистрационный номер) медицинской организации.

2. В случае невозможности написания полного (сокращенного) наименования страхователя, имеющего более 29 знаков с пробелами, при заполнении строк листка нетрудоспособности указывается принятое сокращенное наименование страхователя и (или) фамилия и инициалы работодателя — индивидуального предпринимателя в соответствии с количеством ячеек в строке информационного поля. При возможном выходе за границы информационного поля запись прекращается.

3. При наличии в наименовании организации более 38 букв (с пробелами) и отсутствии сокращения в учредительных или уставных документах вписывается сокращенное наименование в соответствии с общепринятыми аббревиатурами, позволяющими идентифицировать организацию, согласно приложению.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Принятое сокращенное наименование организации устанавливается соответствующими организациями по согласованию с региональным отделением Фонда, доводится до сведения застрахованных лиц, работающих в данной организации, при их обращении в связи с травмой или заболеванием, а также по другим причинам за медицинской помощью в медицинские организации.

5. При заполнении строки "фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" в листке нетрудоспособности сначала указывается фамилия, затем через пробел инициалы. При выходе за пределы информационного поля запись прекращается.

При длине фамилии врача, превышающей 14 букв, заполняется фамилия без инициалов.

При двойной фамилии заполняются обе строки информационного поля. Фамилия председателя врачебной комиссии (вк) вписывается без инициалов.

Должность врача представляется возможным заполнить в листке нетрудоспособности следующим образом:

— врач и (или) фельдшер и (или) зубной врач (без указания его специальности);

— терапевт, педиатр, хирург, лор — врач (если число букв не превышает 9 ячеек).

6. Организациям, в соответствии с ГОСТом Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" от 25.12.2011 N 573-ст, необходимо предусмотреть в оттиске печати полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках — его краткое наименование в соответствии с уставом.

В оттиске печати организации на листке нетрудоспособности (в отведенном для этого месте) должно быть идентифицировано полное или сокращенное наименование организации.

Печать медицинской организации в нижней части листка нетрудоспособности может занимать место подписи врача.

7. При заполнении соответствующих строк листка нетрудоспособности необходимо в обязательном порядке точно и отчетливо указать ОГРН медицинской организации и регистрационный номер страхователя для дальнейшей идентификации в информационных системах.

8. Запись наименования организации в листке нетрудоспособности, заполняемом работодателем, может быть подтверждена идентификационным номером налогоплательщика.

9. Право подписи на листке нетрудоспособности при заполнении листка нетрудоспособности руководителем организации может быть делегировано приказом или распоряжением его заместителю, курирующему соответствующие вопросы, связанные с социальным страхованием, либо по доверенности руководителю филиала (обособленного подразделения), зарегистрированного в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в региональном отделении Фонда по месту расположения.

Врио руководителя Департамента
страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством

М.Т. Измайлов

Фонд социального страхования осуществляет контроль за правильностью произведенных расходов, а также проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона № 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.  Территориальный орган страховщика  выделяет (возмещает) средства на  осуществление расходов, которые произведены страхователем на выплату страхового обеспечения в соответствие с требованиями действующего законодательства, и которые по результатам проверки приняты к зачету (ст.ст.4.6, 4.7 Закона № 255-ФЗ).

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, отказывает в возмещении средств страхователю (ст.4.2 Закона № 255-ФЗ), а также выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.

Расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов.  Не принятые к зачету расходы являются неуплаченными страховыми взносами, так как сумма произведенных расходов в нарушение действующего законодательства была зачтена в счет  предстоящих платежей.

До 01.01.2017 непринятые к зачету расходы отражались в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, увеличивая задолженность страхователя по уплате страховых взносов, чем и обеспечивался возврат суммы непринятых к зачету расходов в бюджет Фонда социального страхования.

В Расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы, непринятые к зачету расходы не отражаются.

Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется Фондом социального страхования в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (Порядок представления решений  определен Соглашением об информационном обмене  Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2016).

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы налоговым органам. Разъяснения по вопросам информирования плательщиков страховых взносов о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 01.01.2017 возлагаются на налоговые органы (Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ,     № 250-ФЗ).