Внутренний аудит

Тема: Организация и методика проведения внутреннего аудита на примере ООО «АР-СЕРВИС»

Раздел: Рефераты по внутреннему аудиту

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.56K | Скачано: 146 | Добавлен 25.02.11 в 13:07 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010

Введение

1. Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «АР-СЕРВИС»

2. Организация внутреннего аудита

3. Технология проведения внутреннего аудита

4. Ошибки, выявленные в ходе проверки ООО «АР-СЕРВИС»

5. Заключение

Список литературы

Введение

Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод­ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия. Система внутреннего контроля организуется руководством предпри­ятия. Это основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.

При организации системы внутреннего контроля на торговом предприятии «АР-СЕРВИС» важное место отводится процессам реализации, расчетам с поставщиками и кассовым операциям. Достоверность информации о реализации товаров определяет обоснованность показателей доходов, рас­ходов и финансовых результатов организаций, что обусловливает высокие требования к качеству контроля товарных операций.

Целью работы является исследование внутреннего контроля процесса  реализации товаров, расчетов с поставщиками и кассовых операций на конкретном предприятии, выявление недостатков на данных участках работы.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать конкретный хозяйствующий субъект;
  • определить объекты и процедуры внутреннего контроля;
  • изучить организацию внутреннего контроля процесса реализации;
  • дать оценка систему внутреннего контроля на конкретном предприятии.

Предмет исследования – изучение внутреннего контроля реализации товаров, расчетов с поставщиками и кассовых операций.

Характеристика финансово-экономической деятельности

ООО «АР-СЕРВИС»

ООО «АР-СЕРВИС» зарегистрировано 27 августа 1997 года. Данное предприятие относится к субъектам малого предпринимательства согласно федеральному закона от 24.07.07 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Уставный капитал предприятия составляет 10000 руб.

Вид  деятельности – оптовая и розничная торговля оборудованием для отопления и водоснабжения. Основной вид деятельности – розничная торговля, которая осуществляется в торговых павильонах на строительных рынках Московской области. Основной целью деятельности является получение прибыли за счёт продажи товаров и расширения рынка сбыта. За 2009г. прибыль организации составила 2541 тысячу рублей.

Списочная  численность предприятия в 2009 году 14 человек. ООО «АР-СЕРВИС» имеет единственного учредителя. Он же и является генеральным директором.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществлялся бухгалтерией в составе двух человек, включая главного бухгалтера. ООО «АР-СЕРВИС»   ведет бухгалтерский учет  с использованием персональных  компьютеров  и  программы  «1-С  Бухгалтерия», учетные регистры, используемые для составления  отчетности – это  карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам, анализ счетов и т.д. Предприятием используется  рабочий план счетов, составленный на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета РФ,  и содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для полноты  учета и отчетности.  Все  хозяйственные  операции подлежат оформлению первичными учетными документами,

ООО «АР-СЕРВИС» имеет четыре структурных подразделения, которые не выделены на отдельный баланс. Структурные подразделения переведены на уплату Единого налога на вмененный доход. В ООО «АР-СЕРВИС» ведется раздельный учет доходов и расходов по обычному виду деятельности и по деятельности, переведенной на ЕНВД.

Расчеты с покупателями производятся по безналичному и наличному расчету с применением контрольно-кассовой техники.

Учет затрат ведется на счете 44 “Расходы на продажу”. По окончанию  отчётного периода коммерческие расходы списываются на счет 90 «Продажи» субсчет «Расходы на продажу». Товары отражаются на счете 41-1 “Товары в оптовой торговле” и счете 41-2 “Товары в розничной торговле”. Для розничной торговли не производится выделение торговой наценки. Реализация товаров признается в учете ООО «АР-СЕРВИС» по мере поступления денежных средств и учитывается на счете 90 “Продажи”. Этот счет является финансово-результатным. По дебету счета отражается себестоимость реализованной продукции и другие расходы. По кредиту счета указывается выручка от реализации товаров (сумма полученных от покупателей средств). Разница между оборотами дебета и кредита счета 90 представляет собой финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток). Этот результат ежемесячно списывается на счёт 99 «Прибыли и убытки» посредством закрытия счета 90.

Организация внутреннего аудита в ООО «АР-СЕРВИС».

Внутренний аудит в ООО «АР-СЕРВИС» осуществляется руководителем данного предприятия лично. О чем имеется соответствующий приказ. Главная задача внутреннего аудита — контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Второстепенная задача – это контроль за процессом реализации, расчетов с поставщиками и кассовыми операциями. Вся информация, необходимая генеральному директору, предоставляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. На данном предприятии особое внимание при контроле за процессом реализации уделяется инвентаризации товаров, купленных для перепродажи. Инвентаризация проводится ежегодно по каждой торговой точке.

При осуществлении контроля реализации товаров в ООО «АР-СЕРВИС» проводится:

— проверка документов, подтверждающих переход права собственности на товары от продавца к покупателю (договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара);

— проверка правильности расчетов с покупателями по проданным товарам;

— контроль соблюдения законодательства в части применения контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

— проверка соответствия отражения в учете операций по продаже товаров, правильности определения выручки от реализации и суммы НДС и акцизов, подлежащих перечислению в бюджет;

— проверка правильности списания расходов на продажу в качестве расходов отчетного периода на соответствие учетной политике организации и требованиям действующего законодательства;

— контроль достоверности определения финансового результата от продажи товаров;

— проверка соблюдения лимита расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами;

— проверка правильности оформления отгрузки и возврата товаров (счет-фактуры и накладные).

При проверки расчетов с поставщиками в ООО «АР-СЕРВИС» внутренний аудитор проверяет наличие:

— договоров с поставщиками;

— просроченных задолженностей за товар;

— первичных учетных документов (счет, счет-фактура, накладная);

— правильного и своевременного оформления бракованных партий товаров, а также соблюдение лимита расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

При проверке учета кассовых операций проверке подлежит кассовая книга и отчет кассира за проверяемый период. При этом проверяется:

— соблюдение лимита остатков денежных средств в кассе на конец рабочего дня;

— выданные денежные суммы по отчет.

Технология проведения внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита ООО «АР-СЕРВИС» основывается в первую очередь на проверке первичных документов и бухгалтерских записей, а также письменные разъяснения ответственных за проверяемые участки сотрудников.

Внутренний аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов) и аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. Этот вид процедур используется при проверки таких участков учета, как касса, расчеты с поставщиками и реализация товаров.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение внутренним аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных и неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Ошибки, выявленные в ходе проверки ООО «АР-СЕРВИС»

1. Отсутствует  приказ о   назначении  лиц, ответственных за операции реализации товаров.

2. Не заключен договор о полной материальной ответственности с лицами,           ответственными за сохранность товаров (кладовщик).  

3. В  учетной  политике отражен только метод учета материалов, информация о методе учета товаров отсутствует.

4. В накладных не указано:

—   адрес  покупателя (продавца);

—    ИНН покупателя (продавца).

5. Неверное отражение суммы НДС;

6. Наличие просроченных задолженностей поставщикам;

7. Отсутствие договора о материальной ответственности с кассиром-операционистом;

8. Превышение лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

 

Заключение

В работе было проведено исследование внутреннего контроля процесса реализации ООО «АР-СЕРВИС». Охарактеризованы объекты внутреннего контроля  процесса реализации. Также  были рассмотрены основные процедуры внутреннего контроля  процесса реализации товаров на данном предприятии.

В целях совершенствования и повышения эффективности системы внутреннего контроля следует сочетать жесткие (привязанные к конкретным плановым периодам) и гибкие (не привязанные к определенным срокам действия и меняющиеся достаточно произвольно по мере изменений внутренних и внешних условий функционирования фирмы) системы планирования деятельности организации. Сочетание двух систем планирования позволяет достичь прогресса в разработке краткосрочных и долгосрочных (стратегических) планов. При этом долгосрочные планы определяют базовые целевые установки по направлениям деятельности, а краткосрочные конкретизируют эти цели. Такое сочетание позволяет повысить эффективность направляющего контроля и снизить вероятность возникновения дорогостоящих последствий ошибок, вызванных неудовлетворительным прогнозированием продаж, неудачным планированием ассортимента, некачественной информацией при планировании и т.д.

Список литературы

  1. Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита(правило дополнительно включено с 21 сентября 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 года N 523)
  2. Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний контроль и финансово-экономическая деятельность организации: практическое пособие – Дашков и К, 2009г. – 208с.
  3. Жминько С.И., Швырева О.И.,Сафонова М.Ф. Внутренний аудит– Ростов н/Д : Феникс, 2008г.- 316с.
  4. Макальская А.К. Внутренний аудит: учебное пособие – М.: Дело и сервис, 2004г. – 80с.
  5. Пугачев В.В.

    Процедура внутреннего аудита на предприятии

    Внутренний аудит и контроль: учебник – М.: Дело и сервис, 2010г. – 224с.

  6. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита – М.: Юнити, 2005г.-143с.
  7. Грищенко А.В. Почему необходимо создавать службу внутреннего аудита? // Справочник экономиста – 2008г. — №8
  8. Соколов Б. Роль службы внутреннего аудита в компании //Финансовый директор — 2007г.-№6
  9. Хорохордин Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы, создание, цели и задачи // Аудиторские ведомости – 2007г. — №10, с.5-11
  10. Официальный сайт Института внутренних аудиторовwww.iia-ru.ru
  11. Справочная система «Консультант Плюс»

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Внешний аудит

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» — далее Федеральный закон N 307-ФЗ). внешний аудит подразумевает проверку и подтверждение правильности отчетности профессиональным аудитором или аудиторской организацией, которые не связаны имущественными интересами с организацией. Рассмотрим нюансы.

Кто проводит внешний аудит

Аудиторские услуги оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 307-ФЗ), которые не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (п. 6 ст. 1 Федерального закона N 307-ФЗ):

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  5. юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценочная деятельность;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  10. обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 307-ФЗ).

Аудиторская организация — это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 307-ФЗ).

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 307-ФЗ). Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 307-ФЗ).

Помимо аудиторских организаций, осуществлять аудиторскую деятельность могут индивидуальные аудиторы (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 307-ФЗ), правда, с некоторым ограничением. Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями (п. 3 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ). Для осуществления индивидуальным аудитором аудиторской деятельности ему необходимо иметь членство в саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторская организация и аудитор признаются таковыми с даты внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций (п.

Организация внутреннего аудита на предприятии

2 ст. 3 и п. 2 ст. 4 Федерального закона N 307-ФЗ).

Виды внешнего аудита и аудируемые лица

Следует отметить, что внешний аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ:

  1. если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  2. если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  3. если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  4. если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  5. если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент. Инициативный аудит проводится по решению руководства или учредителей фирмы и может охватывать в целом финансово-хозяйственную деятельность предприятия или отдельный участок бухгалтерского или налогового учета.

На практике инициативный аудит проводится с целью минимизации финансовых, налоговых и юридических рисков, например:

  • перед проведением проверки государственными органами;
  • при смене руководителя или главного бухгалтера компании;
  • перед покупкой или продажей предприятия;
  • при возникновении сомнений в достоверности ведения бухгалтерского (налогового) учета;
  • и т.д.

Согласно п. 4 ст. 91 ГК РФ для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.

Что проверяют

При обязательном аудите проверка охватывает всю бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица, в то время как при инициативном аудите проверка может быть полной (т.е. охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия) или охватывать лишь отдельный участок:

  • аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности;
  • аудит имущества и обязательств;
  • аудит дебиторской и кредиторской задолженности;
  • налоговый аудит (включающий в себя анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам);
  • анализ эффективности управления предприятием;
  • и т.д.

Оформление аудиторской проверки

Основной целью аудиторской проверки для организации является получение аудиторского заключения. Если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, является составной частью бухгалтерской отчетности наряду с бухгалтерским балансом, отчетом о прибылях и убытках, приложениями к ним и пояснительной запиской (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», закреплена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Если аудиторская проверка инициативная, то аудиторское заключение необходимо, например для принятия важного решения, минимизации рисков, получения банковского кредита и т.д.

Аудиторское заключение должно содержать (ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ):

а) наименование;

б) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

в) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

г) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов;

д) перечень (состав) бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, при этом, если аудитору становится известно, что проаудированная бухгалтерская отчетность будет включена в документ, который содержит прочую информацию, например в годовой отчет, аудитор может, если форма представления это позволяет, указать те страницы, на которых будет представлена проаудированная бухгалтерская отчетность;

е) распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором;

ж) сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);

з) мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности;

и) подпись аудитора;

к) дату аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно включать часть «Мнение», в ней приводится мнение аудитора по поводу того, отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица по состоянию на отчетную дату, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.

При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитору следует оценить:

а) общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, ее состав и содержание;

б) соответствие отраженной в бухгалтерской отчетности информации принятым аудируемым лицом способам ведения бухгалтерского учета, существенно влияющим на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности;

в) обоснованность принятой учетной политики;

г) обоснованность оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица;

д) является ли информация, отраженная в бухгалтерской отчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной;

е) дает ли бухгалтерская отчетность, в том числе отраженная в ней информация, достоверное представление об имевших место хозяйственных операциях и событиях, и позволяет ли эта отчетность предполагаемым пользователям судить о влиянии существенных операций и событий на бухгалтерскую отчетность;

ж) уместна ли используемая в бухгалтерской отчетности терминология, включая наименование каждой составляющей бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение может содержать мнение аудитора:

  • безоговорочно положительное (если в финансовой (бухгалтерской) отчетности адекватно раскрыта информация);
  • с оговорками или отрицательное (если в финансовой (бухгалтерской) отчетности неадекватно раскрыта информация.

    В аудиторском заключении должна быть сделана конкретная ссылка на наличие существенной неопределенности, которая обусловливает значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно);

  • отказ от мнения (это плохое заключение, но, возможно, этому есть обоснование. Причины, по которым аудитор не в состоянии высказать свое мнение, должны быть упомянуты в заключении).

Следует отметить, что к аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Прямая ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена. Но так как аудиторское заключение является обязательным приложением годовой бухгалтерской отчетности (если обязательный аудит), то его получателем является налоговый орган (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому в случае непредставления в налоговый орган аудиторского заключения организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб.

Должностные лица могут быть подвергнуты административному наказанию в соответствии со ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Размер штрафа — от 300 до 500 руб.

Налоговый учет расходов на проведение внешнего аудита

В составе прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, учитываются расходы на аудиторские услуги (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следует отметить, что НК РФ не содержит каких-либо ограничений по видам аудита (обязательный или инициативный), поэтому расходы на проведение обязательного аудита, а также инициативного аудита можно учесть при исчислении налога на прибыль (Письма Минфина России от 6 июня 2006 г. N 03-11-04/3/282, от 26 января 2006 г. N 03-03-04/2/17) при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

Е.Перевозчикова

Эксперт журнала

О.Берг

Эксперт журнала

Введение

Глава 1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии

1.1 Организация внутреннего аудита на предприятии

1.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита

Глава 2. Проведение внутреннего аудита

2.1 Организация внутреннего аудита кризисного предприятия

2.2 Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность . В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено, по нашему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный, но в то же время недооцененный инструмент повышения эффективности компании. Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов привела к ужесточению законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности (например, закон Сарбейнса – Оксли в США, требования регуляторов фондового рынка и фондовых бирж и т.п.). В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников-менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного управления, концентрируясь на функциях контроля и стратегического управления и передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров.

Организация службы внутреннего аудита на предприятии

Наконец, наличие в компании хорошего корпоративного управления, одним из звеньев которого становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено.

Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:

· обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

· сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

· своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

· сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

Цель исследования – рассмотреть особенности организации внутреннего аудита на предприятии.

Задачи исследования :

1. Изучить понятие и значение внутреннего аудита на предприятии.

2. Определить актуальные проблемы организации внутреннего аудита.

3. Проанализировать организацию внутреннего аудита кризисного предприятия.

Объект исследования – аудиторская деятельность.

Предмет исследования – внутренний аудит в организации.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Лебедева Е.М., Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. и других.

Методы исследования: анализ литературы.

Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии

1.1 Организация внутреннего аудита на предприятии

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации заинтересовано в контроле за эффективностью работы отдельных структурных подразделений организации, добросовестностью выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению.

В отечественной литературе в качестве целей проведения внутреннего аудита рассматриваются следующие:

· достижение минимизации риска, присущего деятельности организации, и максимизации ее прибыльности;

· повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности организации;

· оказание помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля за различными звеньями системы внутреннего контроля .

В зарубежной литературе вплоть до конца XX в. доминировал подход, в рамках которого целью внутреннего аудита являлось оказание помощи сотрудникам организации в выполнении ими своих обязанностей, а также оказание помощи менеджменту организации в достижении им наиболее эффективного администрирования операций организации.

Анализ имеющейся специальной западной и отечественной литературы позволил сделать вывод об отсутствии единой точки зрения на определение понятий целей, функций и задач внутреннего аудита, а также об отсутствии четкой дифференциации в использовании различными авторами данных понятий применительно к внутреннему аудиту.

В связи с этим обратимся к определению внутреннего аудита, разработанному Международным институтом внутренних аудиторов и закрепленному в действующих на сегодняшний момент Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита. Согласно данному определению, внутренний аудит — это «деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации, и по повышению стоимости организации, помогающая ей достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроль и систему корпоративного управления» .

Анализ данного определения позволяет выделить в качестве основных целей внутреннего аудита совершенствование хозяйственной деятельности организации и повышение ее стоимости, а также осуществление помощи в достижении организацией поставленных целей. С нашей точки зрения, данный подход к определению целей внутреннего аудита наиболее полно и широко отражает его сущность.

Отсутствие четких научно-методических основ нового вида деятельности в управлении исключает разработку новых эффективных форм и методов осуществления этой деятельности.

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов— обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов состоит в том, чтобы:

а) оценить адекватность систем контроля— провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценить эффективность деятельности— осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

Служба внутреннего аудита на предприятии может состоять из одного-четырех человек, которые могут проводить большую часть своего времени, выполняя обычный аудит соответствия. Однако она может включать в себя и множество служащих, имеющих самые разнообразные обязанности, в том числе далеко выходящие за рамки бухгалтерского учета, например, технологический аудит, оценочный аудит, экологический аудит, аудит качества. Функции внутреннего аудита чрезвычайно разнообразны, в связи, с чем его специалисты должны быть наделены достаточно широкими полномочиями. Кроме того, специалисты внутреннего аудита рассматриваются как консультанты по вопросам управления и экономической политики предприятия (фирмы, организации).

Стандарты профессиональной практики внутреннего аудита каса­ются независимости внутренних аудиторов, их профессионального мастерства, масштаба и процесса проведения работы, руководства от­делами внутреннего аудита. Стандарты несколько отличаются по сво­ей философии от стандартов для внешних аудиторов тем, что первые представляют практику внутреннего аудита такой, какой она должна быть, а постановления по аудиторским стандартам во многом пред­ставляют точку зрения Совета по аудиторским стандартам относитель­но консенсуса между практикой и тем, что «общепринято». Однако это различие не следует преувеличивать.

Для повышения качества аудиторской проверки целесообразно вводить стандарты проведения конкретных проверок, что позволит более объективно проверять экономические субъекты, не допуская противоречивого подхода к перечню вопросов, подлежащих включе­нию в план работы. В международной практике аудита существует си­стема аудиторских стандартов и норм. В условиях России разработаны и введены в действие основные правила (стандарты) аудиторской деятельности. При отсутствии общего стандарта, одобренного органами управления аудита, стандарт вводит аудиторская фирма или составляет сам ауди­тор. Под стандартом в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит.

Основные требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций, определены в одноименном стандарте, одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г. Протокол № 6.

Стандарт унифицирует принципы и подходы аудиторских фирм и аудиторов к разработке внутренних стандартов, а также требований к порядку и организации внутреннего контроля за их применением.

В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» ауди­торские организации обязаны разрабатывать и практически приме­нять внутренние стандарты, если общероссийские правила (стандар­ты) аудиторской деятельности содержат прямые указания на необхо­димость раскрытия основных принципов, приемов и методов работы аудиторской организации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности, не содержащие прямых указаний на необходимость дальнейшей детализации содер­жащихся в них положений, используются аудиторской организацией непосредственно.

Под внутренними стандартами аудиторской организации понима­ются документы, детализирующие и регламентирующие единые тре­бования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утверж­денные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективно­сти практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым про­веркам и составляемым заключениям исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

Обосновывая единые базовые требования к порядку проведения аудита, к его качеству и надежности, внутренние стандарты создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки.

Стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской орга­низации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению ауди­торской деятельности, могут относиться к внутренним стандартам аудиторской организации.

Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назна­чению могут быть объединены в группы, указанные на рис. 7.1.

Помимо внутренних стандартов аудиторские организации разра­батывают методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие докумен­ты вспомогательно-технического характера, раскрывающие подходы аудиторской организации к проведению аудита.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ВНУТРЕННЕГО СТАНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бланк или угловой штамп

Аудиторской организации Логотип, фирменное наименование

Утверждающая надпись, дата, подпись руководителя

Полное наименование внутреннего стандарта Номер (индекс, код)

Разработчик: (департамент, отдел, сотрудник) Дата разработки

■ ■ ‘ .

Структура документа

1. Общие положения.

1.1. Цели и основания разработки стандарта.

1.2. Необходимость использования стандарта.

1.3. Сфера применения стандарта.

1.4. Взаимосвязь с другими стандартами (в том числе междуна­родными).

1.5. Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами.

1.6. Срок действия.

2. Основные понятия и определения.

3. Сущность внутреннего стандарта.

3.1. Основные требования.

3.2. Методология решения указанной проблемы.

4. Нормативные акты, используемые при аудите.

4.1. Макеты рабочих документов аудитора.

4.2. Подпись руководителя разработки.

5. Приложения

5.2. Вопросы и тесты.

5.3. Аудиторские процедуры.

Рис. 7.1. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации

Вопросы для самопроверки

1. Что собой представляют стандарты аудита?

2. Что устанавливают стандарты аудита?

3. Для чего необходимы стандарты аудита?

4. Как и когда используются международные аудиторские стандарты?

Внутренний аудит в организации

Каково назначение внутрифирменных стандартов аудита?

6. Состав российских стандартов аудита?

7. Основное содержание и назначение аудиторского стандарта «Тре­бования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»?

Какие стандарты утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных пра­вил (стандартов) аудиторской деятельности»?

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

8.1. Подготовка аудиторской проверки

Подготовка аудиторской проверки — обязательная часть деятель-мости аудитора. В ходе подготовительной работы аудитор:

— устанавливает основные параметры состояния и деятельности аудируемого предприятия, соответствие их уставу и законода­тельству. На основе изучения данных годового отчета, положе­ний об организации производства и управления, устава пред­приятия, пояснительной записки к годовому отчету проводит анализ организации производства и управления, специализа­ции экономического субъекта, состояния внутреннего контро­ля, уровня квалификации кадров;

— осуществляет подбор необходимых законодательных и норма­тивных актов, инвентаризирует внутрихозяйственные регла­менты на предмет их соответствия государственным норматив­ным актам и задачам, стоящим перед предприятием;

— оценивает факторы и зоны повышенного риска по статьям и разделам баланса. Данная работа проводится на основе опыта аудита предыдущих аналогичных проверок в данном и других предприятиях, результатов предварительного анализа органи­зации учета, финансового положения, визуальной и счетной проверки статей баланса, анализа учетной работы;

— уточняет объекты проверки, программно-календарный план проведения аудиторской экспертизы.

Наметив объекты проверки, аудитор составляет план работы, ко­торый прилагается к договору на проведение аудиторской проверки. План работы аудитора отражает основные позиции проверки в соот-иетствии с задачами, перечень аудиторских свидетельств по каждому

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 673 | Нарушение авторского права страницы

Внутренний контроль и аудит: акцент на профилактику

Внутренний контроль сегодня является надежным партнером для топ-менеджмента – от него ждут выявления актуальных проблем и предложений по способам их решения

Свыше 300 специалистов – представителей и руководителей государственных органов власти, крупнейших российских корпораций и компаний приняли участие в V Национальной практической конференции «Внутренний контроль и аудит». В центре внимания профессионального сообщества была новая парадигма финансового контроля, а также тренды во внутреннем аудите и перспективы развития внутреннего контроля в 2018 году. Организатором мероприятия выступило Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров (НОВАК).

Контроль не ради контроля

– Учитывая, что финансовый контроль стал одним из действующих акторов в современных экономических и отчасти даже политических процессах, представляется важным разобраться: какие новые алгоритмы и подходы применяются в этой сфере? Тем более, есть ощущение, что мы находимся в периоде более динамичного развития, чем в какой‑либо другой промежуток времени, и это накладывает отпечаток на нашу практическую деятельность, – отметил руководитель рабочей группы по совершенствованию внутреннего контроля в Российской Федерации, член Экспертного совета при Правительстве РФ Юрий Берестнев.

Начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков подчеркнул: тренды, существующие сегодня в области финансового контроля и аудита, были заданы Президентом еще в 2014 году. В частности, тогда глава государства дал соответствующие поручения о снижении нагрузки на подконтрольные объекты и обеспечении максимальной эффективности контроля посредством профилактических мер – предварительного контроля, оценки последствий, устранения предпосылок нарушений, ведь проще предупредить нарушение, чем бороться с его последствиями.

– В связи с этим я бы выделил несколько ключевых направлений, которые в ближайшее время будут актуальны с точки зрения новой парадигмы финансового контроля. Первое – риск-ориентированное планирование и риск-ориентированный подход к контрольной деятельности: в своей работе мы должны ориентироваться на проверку только тех объектов контроля, где есть реальные проблемы. Анализ нашей предыдущей деятельности показал: подход, при котором объект контроля проверяется раз в три года, а механизм планирования выстраивается по принципу сплошных контрольных мероприятий, требует не только значительных трудозатрат, но и малоэффективен. Поэтому в случае, если мы не видим у подконтрольного объекта предпосылок к нарушениям и каких‑то явных проблем, не нужно лишний раз его проверять и нарушать рабочий процесс, поскольку любая проверка предполагает остановку работы зачастую всего объекта контроля – предприятия, организации, учреждения, органа власти, – комментирует спикер. – Следующее направление – оценка эффективности деятельности самих контролеров. Необходимо выстроить систему, при которой будет производиться внешняя оценка, ведь контроль осуществляется не ради самого контроля, а для того, чтобы у нас была надежная и эффективная система защиты бюджетных средств, средств предприятий, компаний и чтобы они эффективно и целевым образом расходовались именно на те задачи, на которые выделены. В то же время важно оценивать баланс: сколько организационных, управленческих усилий и финансовых средств затрачено на сам контроль и каков эффект от его проведения.

Порядок организации внутреннего аудита на предприятии

Такую оценку мы должны делать на постоянной основе, но, как показывает практика, это непростая задача – занимаясь ее решением не первый год, до сих пор не нашли критериев, отражающих результативность контроля.

Еще одно важное направление касается кадровой политики, а именно обучения и повышения квалификации специалистов. Это особенно актуально ввиду перехода к цифровой экономике: под воздействием новых технологий – блокчейна, больших данных, смарт-контрактов, искусственного интеллекта финансовая система трансформируется, следовательно, контролеры, ревизоры и аудиторы в ней нужны другие. Если раньше контролер, ревизор должен был разбираться в сметном деле, бухгалтерском учете и юридических вопросах, то в ближайшем будущем ему не обойтись без умения пользоваться IT-технологиями, инструментами удаленного контроля, например видеокамерами, датчиками ГЛОНАСС, а также без умения анализировать большие данные и делать взвешенные выводы, что позволит определять и оценивать риски, формулировать предложения по управлению ими.

– Последнее направление – автоматизация контрольной деятельности, без которой не сможем выстроить свою работу эффективно, поскольку видим, что поле для контрольной деятельности все время расширяется, количество объектов увеличивается, – говорит Евгений Данчиков. – Пока мы внедряем комплаенс на предприятиях, создаем органы внутреннего аудита, выстраиваем финансовый контроль, расширяются наши полномочия в области государственного финансового контроля. Казалось бы, для того чтобы справляться со всеми задачами, необходимо расширять штат сотрудников, но это не совсем так: на помощь приходят современные информационные технологии. В этой связи особенно важна роль государства, которое должно создать защищенные платформы для сбора данных, на основании которых сможем делать выводы о том, как работает тот или иной объект контроля, есть ли у него нарушения. Таким образом, с одной стороны, снизим нагрузку на объект контроля, поскольку не будет необходимости лишний раз приходить на подведомственные предприятия, проводить там проверки, запрашивать документы, которыми потом будут завалены кабинеты контролеров. С другой стороны, сможем в режиме реального времени получать необходимую для работы информацию и на основании ее делать объективные выводы. Если сконцентрируем внимание на обозначенных направлениях, сможем выстроить достаточно эффективную систему контроля, отвечающую требованиям времени.


Разобраться с понятиями

Между тем, участники круглого стола заметили, что в настоящий момент в законодательстве упоминается большое количество понятий: государственный финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, ведомственный контроль в сфере закупок, ведомственный бюджетный контроль, и у каждого из них свои нюансы.

– Мы ежедневно сталкиваемся с этой проблемой: сами ревизоры не до конца понимают, в чем различия, допустим, между внутренним финансовым контролем и государственным финансовым контролем, ведь законодатель закладывает в эти понятия разный смысл, – подтвердил Евгений Данчиков. – До тех пор, пока не наведем порядок на уровне понятийного аппарата, будут определенные разногласия – все‑таки не дело, что рядовой исполнитель – ревизор должен додумывать за законодателя, каких подходов ему придерживаться и что относится к сфере его полномочий. К слову, при Экспертном совете при Правительстве РФ создана рабочая группа по вопросам совершенствования внутреннего контроля, которая уже полтора года работает над глоссарием. Казалось бы, что может быть проще, чем свести в один документ несколько десятков терминов и разобраться с их трактовкой, но эта работа изначально встретила серьезное сопротивление со стороны экспертов и значительного числа игроков рынка – вероятно, многим выгоднее работать в условиях неопределенности. Тем не менее нам удалось убедить основных специалистов в необходимости наведения порядка в этой сфере, и мы уже подошли к промежуточному финишу – в ближайшее время направим в аппарат правительства соответствующий документ. Хотя он будет носить рекомендательный характер, но надеемся, что станет первым шагом к повышению качества нормативного регулирования.

Первый заместитель генерального директора государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Татьяна Ельфимова считает, что внутренний аудит и внутренний контроль – достаточно насыщенная многоотраслевая, многопрофильная система, которая должна быть встроена в систему корпоративного управления любой структуры.

– Мы, например, перешли в новую парадигму системы корпоративного управления, а именно в ситуационное управление. Теперь, когда у нас возникают различные непредвиденные ситуации, понимаем, что должны находить комплексные, многофакторные решения, актуальные на текущий момент. Для этого привлекаем специалистов различных подразделений, – подчеркнула она, добавив: можно сколько угодно говорить о трансформации внутреннего контроля и аудита, но без специалистов, обладающих определенным багажом знаний и соответствующими навыками, ничего не получится. Именно они будут участвовать в формировании задач для деятельности службы аудита.

Руководитель Департамента оценки регуляторных рисков Экспертного института социальных исследований Екатерина Болотова согласилась с тем, что сегодня наблюдается переход от тотального контроля, подразумевающего постоянные проверки, к точечным проверкам с использованием риск-ориентированного подхода, поскольку приходит понимание, что внутренний аудит и контроль – это процесс, который требует времени, денег, усилий, человеческого ресурса и он должен быть эффективным с точки зрения результата и затрат на него.
– Еще одна тенденция, отвечающая требованиям времени, – все чаще внутреннего контролера, аудитора, ревизора начинают воспринимать не как проверяющего, который преследует цель наказать предприятие за нарушение, а как советчика и помощника, – отмечает докладчик.

Начальник управления контрольно-ревизионной деятельности госкорпорации «Росатом» Максим Егоров поддержал коллег, добавив, что внутренний контроль сегодня является надежным партнером для топ-менеджмента, поэтому от него также ждут выявления актуальных проблем и предложений по способам их решения. При этом, подчеркнул он, усилия внутренних контролеров и внешних контрольных органов, как правило, сосредоточены на решении общей задачи – повышении эффективности контрольной деятельности, поэтому они должны действовать сообща.

Также в ходе конференции обсуждались вопросы и проблемы автоматизации проведения проверок, появления специализированных программных продуктов, причем российских разработчиков, и необходимость подготовки новых специалистов в сфере цифрового аудита.

После окончания дискуссионных сессий состоялось торжественное вручение ежегодной Национальной премии «Эффективный внутренний контроль и аудит 2017».

Алена Бехметьева Фото предоставлено организаторами мероприятия

Благодаря правильной организации процесса внутреннего ауди­та создаются определенные организационные предпосылки для оп­тимизации выполнения контрольных аудиторских процедур. При исследовании этого вопроса, с одной стороны, рассматри­вают объекты организации контрольного процесса, с другой — выде­ляют его этапы.

К объектам организации контрольного процесса принадлежат:

— контрольные номенклатуры;

— формы отображения контрольных номенклатур и их носите­ли;

— технология контрольного процесса.

Под номенклатурой контроля понимают состав (перечень) инфор­мации, имеющейся в законах, нормативных актах, сметах, квотах, планах и фактически зафиксированных характеристиках хозяйст­венных фактов, которые используются в контрольном процессе для подготовки управленческих решений. Номенклатуры контроля подбирают по таким направлениям:

— достоверность и объективность данных и информации;

— рациональность использования ресурсов;

— деятельности и действия отдельных лиц;

— затраты производства;

— финансовые результаты;

— доказательность;

— имущественное и денежное состояние.

Тем не менее, относительно выбора контрольных номенклатур в процессе внутреннего аудита решающее значения имеют виды ау­диторских услуг и задач, которые решаются при том или другом виде услуг. Состав контрольных номенклатур формируется в зави­симости от характера деятельности хозяйства — производственная деятельность (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство), торговая деятельность, заготовительная и другие, а также от уровня развития хозрасчетных отношений.

Для создания предпосылок оптимальной организации внутрен­него аудиту нужно учитывать организационные, технические и технологические особенности предприятий, которые влияют не только на организацию и методику учета, но и на организацию технологии контроля. Контрольные номенклатуры являются базой для составления тестов контрольных моментов, которые используются в условиях системно-ориентированного аудита и аудита, базирующегося на риске.

Стадии и этапы внутреннего аудита конкретизируются фазами и процедурами аудиторского контроля. На содержание и характер ау­диторских процедур существенно влияют виды аудиторских услуг. Службы внутреннего аудита осуществляют разные виды аудитор­ских услуг. Характерным видом услуг является проверка финансо­вой отчетности, и системы бухгалтерского учета, которая может выполняться в форме аудиторской проверки, ревизии, тематической проверки.

В соответствии с профессиональной практикой процесс внут­реннего аудита включает четыре этапа: планирование аудита, проверка и оценка информации, обобщение результатов аудита и контроль за выполнением рекомендаций внутренних аудиторов (рис. 13.1). В разрезе этапов внутреннего аудита на каждом пред­приятии формируются руководства относительно действий аудито­ров во время проверки.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков, сроков, проведения аудита, а также в разработке аудитор­ской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

После принятия решения о проведении внутреннего аудита ру­ководителем службы внутреннего аудита должен быть разработаны и составлен план проведения внутреннего аудита, а руководитель предприятия должен его утвердить.

В плане внутреннего аудита четко прописывают цели аудита. Так, например, этот документ может предполагать:

— намерение руководства убедиться, что подготовка, внедре­ние или соблюдение принципов или стандартов ISO на предприятии осуществляется должным образом;

— оценивание внутренним аудитом эффективности и рента­бельности внедренных ранее методик работы или устоев корпоративной политики;

— что, по результатам внутренней проверки можно судить о ходе и эффективности устранения недостатков и несоответ­ствий, выявленных в ходе предыдущих корпоративных ау­диторских проверок, и намерение определить степень уча­стия в этих процессах каждого подразделения, а иногда и каждого сотрудника;

— необходимость определения уровня профессиональной ком­петенции сотрудников и их прилежности в выполнении сво­их служебных обязанностей, в т.ч. направленных на профилактику возникновения сбоев в производственных процессах и ухудшения качества продукции.

Планом внутреннего аудита определяется аудируемая и ауди­рующая сторона, его основные этапы, методики и сроки. Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или ауди­тором в соответствии с программой внутреннего аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистами аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита в соответствии с внутренними нормативными документами предприятия.

Программа аудита глубже раскрывает ход его проведения на практике:

— определяется перечень должностных лиц, задействованных в процессе, их специализация, уровень компетенции, полномочия и права;

— оговариваются ресурсы предприятия для успешной реализа­ции проверки: финансовые, материально-технические, информационно-аналитические, кадровые;

— раскрываются технические моменты проверки — очередность и время аудита, кто, когда и что инспектирует, кто с ауди­руемой стороны представляет документы или комментарии;

— пристальное внимание уделяется перечню и порядку оформ­ления документов.

Все пункты плана и программы аудирования желательно заранее согласовать между руководством компании, проверяющей и проверяемой стороной.

Отправной точкой внутреннего аудита является издание соот­ветствующего приказа по предприятию, отдельными пунктами ко­торого должны быть регламентированы положения плана и про­граммы внутреннего аудита. При этом, как правило, аудиторами назначают сотрудников, которые уже имели опыт проведения соот­ветствующих проверок и периодически проходят соответствующее обучение. Частой практикой в промышленных предприятиях явля­ется ведение корпоративного реестра аудиторов, на каждого из ко­торых отдельно оформляется «аудиторское» досье.

Неотъемлемой составляющей внутреннего аудита является оп­росный лист. Этот документ должен соответствовать таким крите­риям:

1) тематика вопросов к аудируемой стороне должна охваты­вать максимальное количество всех потенциальных проблем и критических точек, связанных со спецификой проверки;

2) содержание опросного листа должно помочь аудиторам от­следить и дать оценку всем этапам того или иного производ­ственного процесса, качества продукции, условий ее хране­ния и реализации на предмет их соответствия требованиям законодательства, корпоративной политики или рекоменда­циям международных отраслевых документов;

3) вопросы должны отвечать не только месту, но и времени проведения аудита;

4) необходимо учитывать, кто и в какой последовательности должен давать команде проверяющих соответствующие комментарии, обеспечивая, таким образом, логическую последовательность диалога между сторонами;

5) содержание ответов является одной из основных состав­ляющих промежуточных и заключительного отчетов по ре­зультатам внутреннего аудита;

6) опросный лист должен содержать реквизиты нормативных и рекомендательных документов, принципы корпоративной политики, на предмет соответствия которым и проводится внутренний аудит.

Вместе с тем зацикливание на опросном листе может привести к сужению аудиторского обзора и, таким образом, стать причиной пропуска некоторых элементов проверки. В связи с этим допускает­ся корректировка содержания опросного листа непосредственно во время проведения аудита. Кроме того, аудиторам необходимо ста­раться избегать излишнего официоза в общении с представителями аудируемой стороны — сотрудниками той же компании.

Основное внимание внутреннему аудитору следует уделять про­верке показателей финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия, которые могут положительно повлиять на эффективность про­изводства. Важно также тщательным образом исследовать хозяйст­венные операции, которые должны быть документально оформлены и своевременно отражены в учетных регистрах и в финансовой отчет­ности.

Внутреннему аудиту целесообразно обеспечить сотрудничество с юрисконсультантом по вопросам соблюдения законов, П(с)БУ, Плана счетов и Инструкции о его применении, Инструкции по инвентаризации, Положения о ведении кассовых операций и т.п.

Вопросы для самоконтроля:

1. От чего зависит направления и глубина исследования объектов внутреннего контроля?

2. Что способствовало бы широкому внедрению в Украине службы внутреннего аудита?

3. Дайте определение методологии внутреннего аудита?

4. С помощью каких групп методов осуществляется исследование объектов аудита?

5. Охарактеризуйте аддитивный подход в определении методов учета и аудита.

6. Что представляет собой аудиторская процедура?

7. Охарактеризуйте процедурный подход в определении методов учета и аудита?

8. Дайте определение метода внутреннего аудита.

9. Кто устанавливает методы сбора доказательств при внутреннем аудите?

Совет 1: Как провести аудит предприятия

Могут ли использоваться одни и те же методические приемы в процессе внутреннего и внешнего аудита?

11. На чем базируется формирование методологии внутреннего ау­дита?

12. Что относится к методологическим принципам внутреннего ауди­та?

13. Что означает принцип доказательности?

14. Какие основные принципы положены в организацию и проведение внутреннего аудита?

15. Охарактеризуйте принцип предупредительность.

16. Что представляет собой принцип единообразие и объектив­ность?

17. В чем заключается отличие принципов внутреннего аудита от внешнего?

18. Что относят к принципам профессиональной этики внутреннего аудита?

19. Какие принципы внутреннего аудита определяют его методоло­гию?

20. Что является организационными принципами внутреннего ауди­та?

21. Что позволяет оптимизировать выполнение контрольных ауди­торских процедур?

22. Что относится к объектам организации контрольного процесса?

23. Что понимают под номенклатурой контроля?

24. По каким направлениям подбирают номенклатуры контроля?

25. Что имеет значение при выборе контрольных номенклатур во внутреннем аудите?

26. Какие этапы включает процесс внутреннего аудита?

27. Что отражается в плане внутреннего аудита?

28. Назовите и охарактеризуйте второй этап процесса внутреннего аудита.

29. Кого назначают в состав аудиторской группы?

30. Что представляет собой корпоративный реестр аудиторов?

31. По каким критериям составляется опросный лист?

32. Чем необходимы коррективы внутреннему аудитору содержания опросного листа?

33. По каким причинам может произойти сужению аудиторского обзора?

34. Допускается ли корректировка содержания опросного листа не­посредственно во время проведения аудита?

35. По каким вопросам внутреннему аудиту целесообразно обеспе­чить сотрудничество с юрисконсультом?

Литература:

Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1782 | Нарушение авторского права страницы