Во время проверки

Продолжаем тему, часть 1 -см. в статье за 29.08.2013 г.

Особенности проверки уточненных налоговых деклараций

 Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

а) факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;

б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

По нарушениям, выявленным налоговым органом, уточненная декларация не представляется.

В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. При этом анализируется не только изменение итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате (либо возмещению) на основании данной декларации.

Несмотря на то, что  порядок действий налогового органа при поступлении уточненной налоговой декларации в каждом конкретном случае будет различаться в зависимости от момента поступления декларации и иных обстоятельств, проверяющие обязаны соблюдать крайние сроки проверки:

а) днем окончания выездной налоговой проверки является день, когда проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ);

б) моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение трехмесячного срока со дня поступления в налоговый орган налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Уточненная налоговая декларация проверяется:

 1. В рамках камеральной налоговой проверки.

 Если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), но до составления либо вручения (направления) налогоплательщику акта, налоговый орган вправе не составлять (не вручать, не направлять) данный акт. В этом случае налоговый орган проводит новую камеральную налоговую проверку на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные при проведении проверки первичной налоговой декларации (расчета), должны быть использованы при проведении проверки уточненной налоговой декларации (расчета).

Исключение из этого правила составляют две категорий налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость или акциза. По каждой такой декларации акт налоговой проверки первичной (предыдущей) декларации составляется и вручается независимо от времени поступления уточненной декларации.

Если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по НДС, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то налоговому органу следует:

— возместить в порядке п. 2 ст. 176 НК РФ сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии, то есть не предполагается оформлять акт налоговой проверки;

— возмещение произвести с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации (то есть не более суммы налога, заявленной к возмещению в уточненной налоговой декларации);

— уточненную декларацию проверить в рамках камеральной налоговой проверки в общеустановленном порядке.

Аналогичный подход применяется при решении вопроса о сумме возмещения акциза при уменьшении налогоплательщиком сумм акциза, заявляемого к возмещению (ст. 203 НК РФ).

2. В рамках проводимой выездной налоговой проверки (в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки).

 Исключение составляют случаи, когда подаются уточненные декларации, в отношении которых Налоговым кодексом установлена обязательность камеральной проверки:

— декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (статьи 176, 176.1 НК РФ);

— декларации по акцизу, в которой заявлено право на возмещение акциза (статья 203 НК РФ).

Руководитель налогового органа должен организовать работу таким образом, чтобы отдел камеральных проверок располагал информацией о проводимых выездных налоговых проверках и мог своевременно информировать отдел выездных проверок о фактах представления уточненных налоговых деклараций.

Если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки, и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

Если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию на уменьшение налоговых обязательств, то заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога он вправе представить по истечении 3-х месяцев с момента представления декларации и до окончания выездной налоговой проверки. В связи с этим в указанных случаях налоговым органам рекомендуется оформлять обнаруженные налоговые правонарушения в качестве результатов камеральной налоговой проверки с использованием документов и иных доказательств, полученных при проведении мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.

3. В рамках вновь назначаемой выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Представление уточненной декларации после получения акта проверки

После вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной декларации (расчета) либо акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам, налогоплательщик может внести исправления в декларацию, не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

В этом случае налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных. Основание — Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09.

Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Обратите внимание! Если до вынесения решения по акту выездной налоговой проверки налогоплательщик подает уточненную декларацию на возмещение НДС (ст.

Как отразить в уточненной декларации результаты проверки. Разъяснения ФНС

176 НК РФ) или акциза (ст. 203 НК РФ), то такая уточненная декларация подлежит обязательной камеральной проверке. При этом в случае уменьшения в уточненной декларации суммы НДС (акциза) к возмещению (по сравнению с ранее представленной декларацией)  налоговый орган принимает решение об отказе в возмещении налога с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации.

В связи с тем, что нет возможности идентифицировать компьютерную программу как нечто овеществленное, нет и общей методики осуществления подобных проверок.

Поэтому сотрудники правоохранительных органов пользуются методами, отработанными ими на практике, причем очень жесткими.

Поэтому, когда к вам пришли:

1. Убедитесь в том, что перед вами действительно сотрудники службы, которая уполномочена проводить проверки легальности ПО. Для этого проверьте служебные удостоверения пришедших и обязательно перепишите все данные из документов. Тех проверяющих, которые отказались предъявлять удостоверения, не допускайте к проверке.

2. Уточните основания для проверки. Сотрудники милиции (ОБЭП, УБОП) могут приходить только в целях проведения доследственной проверки (о том, как проводятся доследственные проверки, читайте в БИЗНЕСе №46 от 13 ноября 2000 г.)

3.

Уточненная декларация при камеральной проверке: когда подается и чем поможет

Не разрешайте проверяющим использовать софт-сканер (специальный программный продукт, позволяющий определять наличие тех или иных программ). Он не сертифицирован в Украине, и его использование является незаконным. Пусть проверяют визуально.

4. Отказывайтесь сообщать пароли на BIOS под предлогом своей забывчивости.

5. Не предъявляйте документы, подтверждающие легальность использования ПО, но отвечайте, что они есть. На основании п.17 ст.11 Закона “О милиции” сотрудники милиции имеют право требовать какие-либо сведения только по письменному запросу, который вы рассмотрите в установленном законом порядке.

6. Обязательно укажите в акте проверки на нарушения, которые были допущены проверяющими (и не забудьте оставить себе копию акта с возражениями!).

7. Помните, что состав преступления по ст.176 УК предусматривает только умышленную форму вины. Это значит, что вам должно быть заранее известно, что вы используете контрафактное ПО и вы сознательно желали или допускали возможность нанесения материального ущерба правообладателям.

Поэтому на все вопросы отвечайте, что все программные продукты, обнаруженные при проверке, вы считаете абсолютно легальными, так как купили их в магазине. Вы не обязаны знать, какие подтверждающие документы необходимы на программный продукт.

На настойчивые требования проверяющих другие сотрудники предприятия должны отвечать: “Я не знаю”, “Я не уполномочен”, “Это не моя компетенция”, “Это не мое рабочее место” и т.д. Если же и директор не уверен в том, что следует говорить, чтобы не навредить себе и предприятию, то и ему лучше помалкивать. Единственное, что следует сообщить сотрудникам правоохранительных органов по их требованию, — свои имя, фамилию и адрес, чтобы у проверяющих не было оснований отвезти вас в отделение для выяснения личности.

Вести переговоры с проверяющими должен только директор или юрист.

Сотрудник предприятия ни в коем случае не должен помогать проверяющему: подходить к рабочему столу, включать компьютер, загружать программы. Пусть проверяющий делает это собственноручно, нарушая действующее законодательство.

Желательно, чтобы сотрудников предприятия во время проверки осталось в офисе как можно меньше. А вот сотрудников из соседствующих с вами контор, просто любопытствующих — появилось как можно больше. Если проверяющие будут допускать грубые нарушения во время своего визита: угрожать, применять физическую силу, взламывать шкафы, потрошить личные вещи сотрудников предприятия, у вас появится реальная возможность получить надежных свидетелей, которые впоследствии смогут подтвердить факты нарушений в суде.

Предупредите проверяющих, что их незаконные действия будут обязательно преданы огласке и оспорены в суде. Номера телефонов отдела по борьбе с коррупцией и управления внутренней безопасности МВД должны быть всегда под рукой.

Ни в коем случае не следует пререкаться с милиционерами, а тем более — оскорблять их. Зачем давать им законный повод для задержания?

business.ua/i518/a15226/

business.ua/n474/a10119/

search.liga.kiev.ua/l_doc2.nsf/alldocact2/dg021127?OpenDocument

Поиск решения

В новом номере журнала "Налоговед" №9 за сентябрь 2016 года была опубликована статья генерального директора ООО "Национальная юридическая компания "Митра" Юрия Мирзоева.

Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке

Принимая решение по выездной проверке без учета поданной уже после завершения контрольных мероприятий уточненной налоговой декларации, налоговый орган лишает налогоплательщиков части прав.

Суды эти права не восстанавливают, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Через два года после объединения высших судов градус дискуссии, развернувшейся вокруг упразднения ВАС РФ, стал значительно ниже. Юридическое сообщество постепенно свыклось с мыслью о единой судебной инстанции, тем более что слияние не привело к революционным преобразованиям в сфере экономического правосудия. Верховный Суд РФ не спешит менять сложившуюся практику разрешения налоговых споров, хотя оправданность некоторых сформированных Высшим Арбитражным Судом РФ правовых позиций вызывает вопросы.

К одной из таких позиций можно отнести выводы ВАС РФ о том, как должен поступить налоговый орган, если налогоплательщик подал уточненную декларацию после завершения выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней. Свою точку зрения Президиум ВАС РФ сформулировал в Постановлении по делу ООО «Дирол Кэдбери»1. Это решение предопределило практику нижестоящих судов по аналогичным спорам.

Правовая позиция ВАС РФ

В Постановлении Президиума ВАС РФ отмечено, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки этого периода. Если уточненная декларация представлена после окончания проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия контроля2 либо, вынося решение без учета уточненной декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Наделив в рассматриваемом случае налоговые органы правом выносить решение по проверке, не учитывая уточненных сведений, Президиум ВАС РФ допустил катастрофическую ошибку, которая, как показывает практика, фактически лишила налогоплательщиков части прав, предусмотренных НК РФ.

Суд не обратил внимания на то, что законодательство не предоставляет налоговому органу право игнорировать содержание уточненной декларации, даже если она представлена налогоплательщиком уже по завершении выездной проверки, но до принятия решения по ней. С момента ее представления заявленные в ней сведения считаются достоверными до тех пор, пока налоговой проверкой не будет установлено иное. Более того, если инспекция так и не назначит проведение дополнительных мероприятий контроля или выездной (либо камеральной) проверки уточненной декларации, обязательства налогоплательщика будут считаться равными той сумме, которую он указал.

Арбитражная практика

Опираясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, суды не усматривают нарушения закона в принятии налоговым органом решения по выездной проверке без учета данных представленной по ее завершении уточненной налоговой декларации и фактически отказывают налогоплательщикам в реализации права на уменьшение налоговой базы охваченного проверкой налогового периода на сумму убытков прошлых лет и расходов по налогу на прибыль в случаях, когда они отражались в подобных декларациях.

В этом отношении показательно дело ОАО «Нурэнерго»3.

По состоянию на 1 января 2007 г. у Общества по деятельности прошлых лет был убыток в размере 2 243 065 000 руб., подтвержденный налоговыми органами в ходе выездной проверки за 2004–2006 гг. Инспекция провела проверку Общества за 2007 г. В акте проверки предложено доначислить 60 505 915 руб. налога на прибыль, 12 370 528 руб. пеней, 11 999 467 руб. штрафов и уменьшить полученные Обществом убытки за 2007 г. (налог на прибыль по первоначальной декларации за указанный год был равен 0 руб.).

Вместе с возражениями на акт выездной налоговой проверки Общество представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 г. и письмо с просьбой направить часть убытков прошлых лет (за 2004–2006 гг.) на погашение доходов, доначисленных за указанный год. При этом убытки прошлых лет в первоначальной декларации за 2007 г. не заявлялись по причине, согласно данным налогоплательщика, убыточности деятельности в названном году.

Вынося решение по результатам проверки, инспекция сумму убытка по уточненной декларации не учла и налог не уменьшила. Рассмотревший дело по правилам суда первой инстанции апелляционный суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ, счел такой подход налогового органа правомерным. Окружной суд признал кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению. Коллегия судей ВАС РФ оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора не нашла.

Из недавних споров стоит отметить дело ЗАО «Научно-производственное объединение „Ирион“»4. Суды трех инстанций, также сославшись на подход Президиума ВАС РФ, пришли к выводу, что налоговый орган вправе принять решение по выездной проверке, не учитывая данных представленной после ее завершения, но до принятия решения по ней уточненной налоговой декларации. Отказывая в передаче жалобы налогоплательщика Судебной коллегии по экономическим спорам, ВС РФ не подверг сомнению ссылки нижестоящих судов на Постановление Президиума ВАС РФ и фактически подтвердил актуальность рассматриваемой правовой позиции.

Неправомерность подхода налоговых органов и судов

Во-первых, принятие решения по итогам выездной проверки без учета уточненной налоговой декларации лишает налогоплательщика возможности перенести убытки или заявить дополнительные расходы в периоде, охваченном проверкой.

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Более того, ОАО «Нурэнерго», например, вовсе не могло воспользоваться правом переноса убытков прошлых лет. Поскольку деятельность Общества за все время его существования была убыточной, реализовать право на уменьшение налоговой базы на сумму убытков прошлых лет оно могло только в периоде доначисления налога по итогам проверки. Иными словами, тогда, когда полученные им доходы превысили величину произведенных расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций.

Во-вторых, если решение по проверке вынесено без учета уточненной декларации и доначислены налог на прибыль, пени и штрафы, налогоплательщик будет вынужден оплатить эти пени и штрафы, даже когда по итогам повторных выездных (или камеральных) проверок подтвердятся данные, заявленные в уточненных декларациях.

В-третьих, по смыслу сформулированного Президиумом ВАС РФ подхода принятие решения в подобных случаях должно сопровождаться назначением повторной проверки в части уточненных сведений. Однако такое назначение – право налогового органа. В связи с этим не исключена ситуация, когда налоговый орган вынес решение по проверке, не принимая во внимание показателей уточненной декларации, а повторная проверка этой декларации не назначена, содержащиеся в этом документе данные проигнорированы.

Некоторые суды, установив факт принятия решения по итогам выездной проверки без учета уточненной налоговой декларации и без назначения в последующем повторной проверки, признают такое решение недействительным5. Но и такой, во многом формальный подход нельзя признать отвечающим букве закона. Налоговое законодательство не предоставляет контролирующему органу право оставлять без внимания содержание поданной уточненной декларации вне зависимости от того, будет или нет в дальнейшем назначена повторная выездная проверка. В силу прямого указания закона (ст. 80 НК РФ) действия налогового органа, отказавшего в принятии декларации либо проигнорировавшего ее содержание, неправомерны независимо от времени ее представления.

На наш взгляд, сформулированный Президиумом ВАС РФ подход абсолютно недопустим. В противном случае, не учитывая показателей поданной после окончания проверки, но до принятия решения по ней уточненной декларации, инспекция фактически принимает решение без установления действительных обязательств налогоплательщика6.

Выход из ситуации

В подобных случаях налоговый орган вправе пойти по одному из трех возможных путей:

— на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ проверить правильность данных, приведенных в уточненной декларации (назначить дополнительные мероприятия налогового контроля), и после их проверки принять решение по выездной проверке с учетом оценки показателей уточненной налоговой декларации (с учетом оценки правомерности переноса налогоплательщиком убытков прошлых лет, заявления новых расходов, вычетов и пр.);

— принять решение по результатам выездной проверки с учетом показателей уточненной налоговой декларации без их дополнительной проверки (например, если приведенные в уточненной декларации данные ранее уже были проверены налоговым органом в ходе иных контрольных мероприятий);

— принять решение по результатам выездной налоговой проверки с учетом показателей уточненной декларации без их дополнительной проверки и назначить повторную выездную (либо камеральную) проверку уточненных сведений по основанию, предусмотренному абзацем шестым пункта 10 статьи 89 либо пунктом 2 статьи 88 НК РФ.

Любой из предложенных вариантов не приведет к ограничению прав налогоплательщика на представление уточненной декларации и перенос убытков прошлых лет, заявление новых расходов и пр., а также исключит необоснованное привлечение хозяйствующего субъекта к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, это не лишит государство возможности обеспечить свои фискальные интересы, если уточненная декларация будет подана безосновательно.

ВC РФ необходимо скорректировать правовую позицию, сформулированную в Постановлении, поскольку допущенная Президиумом ВАС РФ ошибка и сейчас воспроизводится налоговыми органами и судами. А это приводит к лишению налогоплательщиков части фундаментальных прав, предусмотренных НК РФ. Есть также все основания полагать, что Постановление будет и далее крайне отрицательно сказываться на налогоплательщиках и на развитии налогового права в России.

Текст статьи опубликован в выпуске "Налоговед" по ссылке. 

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

 
    За I квартал 2015 года налогоплательщики составляли декларацию по НДС по новой форме, которая утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Впервые налогоплательщикам пришлось заполнять новые разделы (8, 9, 10, 11, 12) на основании:
    — Книги покупок, Книги продаж;
    — Журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур;
    — счета-фактуры, выставленного покупателю неплательщиком НДС или "освобожденцем".
    Поэтому каждый из них с нетерпением ждет результатов камеральной проверки представленной декларации.
 

Порядок проведения камеральной проверки

 
    Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (п.

Пределы предмета камеральной налоговой проверки при уточненной налоговой декларации (Шелкунов А.Д.)

2 ст. 88 НК РФ). Например, если декларация по НДС представлена 24 апреля, то камеральная проверка завершится 24 июля. Продление трехмесячного срока Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
    Напомним, что о начале камеральной проверки налогоплательщика извещать не будут. Проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок направлены письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее — Рекомендации).
    Камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС "Налог").
    Далее идет сверка контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС, которые приведены в письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@. В частности, сверяют данные представленной отчетности с показателями отчетности за предыдущий период, а также с данными отчетности за этот же период, но по другим налогам. Кроме того, показатели декларации по НДС сопоставляются с данными декларации по НДС и Журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленных другими налогоплательщиками.
    Если при проверке будут выявлены ошибки, несоответствия или противоречия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган направит налогоплательщику сообщение с требованием представить пояснения.