Все о пенсионной реформе 2018

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2019 год, а также (для сравнения) его прошлогодний размер.

Если после индексации прошлогодней пенсии, она все равно не будет дотягивать до нового ПМП, то в таблице вы увидите, на сколько вырастет ваша пенсия в 2019 году.

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

На сколько увеличился ПМП

В целом по РФ

8 846

8 726

Центральный федеральный округ

Белгородская область

8 016

8 016

Брянская область

8 523

8 441

Владимирская область

8 526

8 452

Воронежская область

8 750

8 620

Ивановская область

8 576

8 460

Калужская область

8 708

8 547

Костромская область

8 630

8 549

Курская область

8 600

8 600

Липецкая область

8 620

8 620

Орловская область

8 730

8 550

Рязанская область

8 568

8 493

Смоленская область

8 825

8 674

Тамбовская область

7 811

7 489

Тверская область

8 846

8 726

Тульская область

8 658

8 622

Ярославская область

8 163

8 163

Москва

12 115

11 816

Московская область

9 908

9 527

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

8 846

8 726

Республика Коми

10 742

10 192

Архангельская область

10 258

10 258

Ненецкий АО

17 956

17 956

Вологодская область

8 846

8 726

Калининградская область

8 846

8 726

г.Санкт-Петербург

8 846

8 726

Ленинградская область

8 846

8 726

Мурманская область

12 674

12 523

Новгородская область

8 846

8 726

Псковская область

8 806

8 726

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

8 680

8 680

Республика Ингушетия

8 846

8 726

Кабардино-Балкарская Республика

8 846

8 726

Карачаево-Черкесская Республика

8 846

8 618

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

8 064

Чеченская Республика

8 735

8 719

Ставропольский край

8 297

8 135

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

8 138

8 138

Республика Калмыкия

8 081

7 755

Краснодарский край

8 657

8 537

Астраханская область

8 352

7 961

Волгоградская область

8 569

8 535

Ростовская область

8 488

8 488

Республика Крым

8 370

8 530

— 160

г. Севастополь

8 842

8 722

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

8 645

8 320

Республика Марий Эл

8 191

8 036

Республика Мордовия

8 522

8 194

Республика Татарстан

8 232

8 232

Удмуртская Республика

8 502

8 502

Чувашская Республика

7 953

7 953

Кировская область

8 474

8 474

Нижегородская область

8 102

8 100

Оренбургская область

8 252

8 059

Пензенская область

8 404

7 861

Пермский край

8 539

8 503

Самарская область

8 413

8 413

Саратовская область

8 278

7 990

Ульяновская область

8 474

8 474

Уральский федеральный округ

Курганская область

8 750

8 630

Свердловская область

8 846

8 726

Тюменская область

8 846

8 726

Челябинская область

8 691

8 586

Ханты-Мансийский АО-Югра

12 176

11 708

Ямало-Ненецкий АО

13 425

13 425

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

8 712

8 594

Республика Бурятия

8 726

Республика Тыва

8 726

Республика Хакасия

8 782

8 543

Алтайский край

8 669

8 543

Красноярский край

8 846

8 726

Иркутская область

8 841

8 723

Кемеровская область

8 387

8 347

Новосибирская область

8 814

8 725

Омская область

8 480

8 480

Томская область

8 795

8 561

Забайкальский край

8 846

8 726

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

13 951

13 951

1 зона

17 011

2 зона

13 576

Приморский край

9 988

9 151

Хабаровский край

10 895

10 895

Амурская область

8 846

8 726

Камчатский край

16 543

16 543

Магаданская область

15 460

15 460

Сахалинская область

12 333

12 333

Еврейская АО

9 166

9 013

Чукотский АО

19 000

19 000

г.Байконур

8 846

8 726

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, в ряде регионов размер прибавки будет на уровне общероссийского — 120 рублей. Региональные власти и в прошлом, и в этом году установили ПМП, равный общероссийскому.

Во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2019 году установлен на уровне прошлого года.

А вот в Крыму размер минимальной пенсии и вовсе уменьшился на 160 руб. Если в 2018 году пенсионерам доплачивали до 8 530 руб., то в 2019 они получат только 8 370 руб.

Самую большую доплату получат пенсионеры Республики Коми и Пензенской области — 550 и 543 руб. соответственно.

Что поменяется

В январе 2019 в Правительство должен быть представлен проект Минтруда по изменению порядка установления величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Согласно правительственному плану законопроектной деятельности на 2019 год, в марте 2019 этот законопроект будет внесен в Госдуму.

То есть в будущем устанавливать размер ПМП регионы будут по новым правилам.

Напомним, проект предусматривает единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ.

Анализ практики установления величины ПМП в целях установления социальной доплаты к пенсии в субъектах РФ показал, что в ряде регионов данная величина необоснованно занижена или завышена.

Необоснованное занижение в регионах величины ПМП приводит к тому, что установленная малообеспеченному пенсионеру социальная доплата к пенсии не обеспечивает доведение его материального уровня до фактического регионального прожиточного минимума пенсионера.

Для обеспечения единых подходов к определению величины ПМП в субъектах РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии предусматривается, что величина ПМП в целом по РФ и в субъектах РФ на соответствующий финансовый год устанавливается в размере фактической величины ПМП за второй квартал предыдущего года.

Подробно об этом проекте мы писали в материале«Как будут считать минимальную пенсию в 2019-м: сравнительная таблица по всем регионам».

📌 Реклама

  • Повышенная индексация пенсий

  • Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

  • Переходный период по повышению пенсионного возраста

  • У кого не меняется возраст выхода на пенсию

  • Какие изменения предусмотрены для пенсионеров

  • Повышение пенсий сельских пенсионеров

  • Возраст выхода на пенсию северян

  • Назначение пенсии врачам, учителям и артистам

  • Возраст выхода на пенсию госслужащих

  • Назначение социальной пенсии

  • Новые основания для досрочного выхода на пенсию

  • Выплата пенсионных накоплений

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Повышенная индексация пенсий

С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.

С 1 января 2020 года индексация страховых пенсий составляет 6,6%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2019 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5686,25 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента – до 93 рублей. В результате индексации страховая пенсия по старости увеличивается в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 16,5 тыс. рублей.
Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2020 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,066 (6,6%).

Пример Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 10137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 669 рублей и составит 10806 рубль. Другой пример Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 16437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1085 рублей и составит 17522 рубля.

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Пенсионный фонд России запустил сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используют органы власти, ведомства и работодатели для предоставления соответствующих льгот гражданам. Например, центры занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями. Справка, подтверждающая статус человека в качестве предпенсионера также предоставляется через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и в территориальных органах ПФР.

Переходный период по повышению пенсионного возраста

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет; в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных коэффициента.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.

У кого не меняется возраст выхода на пенсию

Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии. К ним, в частности, относятся:

  1. Лица, кому пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы на пенсию по специальным тарифам. А именно лица, занятые:

    ● на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – мужчины и женщины;

    ● в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах – мужчины и женщины;

    ● в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью – женщины;

    ● в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах – мужчины и женщины;

    ● в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле – мужчины и женщины;

    ● на подземных и открытых горных работах, включая личный состав горноспасательных частей, по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников – мужчины и женщины;

    ● в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации – мужчины и женщины;

    ● на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы – мужчины и женщины;

    ● в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин – женщины;

    ● в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования – мужчины и женщины;

    ● в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах – мужчины и женщины;

    ● в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях – мужчины и женщины.

  1. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья:

    ● женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их до 8 лет;

    ● женщина, родившая двух и более детей, при наличии необходимого страхового стажа и стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных районах;

    ● один из родителей инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;

    ● опекун инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;

    ● инвалид вследствие военной травмы – мужчины и женщины;

    ● инвалид по зрению, имеющий первую группу инвалидности, – мужчины и женщины;

    ● гражданин с гипофизарным нанизмом (лилипут) и диспропорциональный карлик – мужчины и женщины;

    ● рыбак, оленевод или охотник-промысловик, постоянно проживающий на Крайнем Севере или в приравненных районах – мужчины и женщины.

  1. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с радиационными или техногенными катастрофами, включая катастрофу на Чернобыльской АЭС, катастрофу на химическом предприятии «Маяк», аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча, а также в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – мужчины и женщины.

  2. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в летно-испытательном составе, а также в связи с летными испытаниями и исследованиями опытной и серийной техники: авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной – мужчины и женщины.

Полный перечень граждан, для которых возраст выхода на пенсию не меняется

Какие изменения предусмотрены для пенсионеров

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволит уже с 2019 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции (в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года).

Повышение пенсий сельских пенсионеров

С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.

Прибавка к пенсии сельских пенсионеров с 1 января 2019 года составляет 1,3 тыс. рублей в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 667 рублей в месяц, с 1 января 2020 года – 1,4 тыс. рублей в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 705 рублей в месяц.

При этом пенсионер вправе в любое время представить дополнительно документы, необходимые для перерасчета.

При подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Например, в качестве агрономов, трактористов, ветеринаров, пчеловодов и др. – всего более 500 профессий.

Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.

Возраст выхода на пенсию северян

Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

К примеру, мужчина 1965 года рождения (июль), имеющий 30 лет стажа работы на севере и 35 лет страхового стаж, выйдет на пенсию в январе 2022 года в возрасте 56,5 лет.

По итогам переходного периода в 2028 году в возрасте 55 лет выйдут на пенсию женщины-северяне 1973 года рождения и в возрасте 60 лет мужчины-северяне 1968 года рождения.

При этом переходный период по повышению пенсионного возраста также применяется в тех случаях, когда северный стаж выработан не полностью и происходит снижение возраста назначения пенсии за каждый отработанный год в северном регионе.

Пример Женщина 1970 года рождения (март), имеющая 11 лет стажа на севере и 18 лет страхового стажа, по старому законодательству должна была выйти на пенсию в июле 2021 года в возрасте 51 года и 4 месяцев. Учитывая, что в 2021 году пенсионный возраст будет повышен на три года, женщина сможет выйти на пенсию в июле 2024 года по достижении 54 лет и 4 месяцев.

Некоторым северянам тем не менее адаптироваться к новому пенсионному возрасту не придется, поскольку для них он повышен не будет. Изменения не коснутся малочисленных коренных народов Севера, которые в зависимости от пола выходят на пенсию в 50 или 55 лет, а также северянок, воспитавших двух и более детей, – при наличии необходимого северного и страхового стажа пенсия им положена начиная с 50 лет.

Назначение пенсии врачам, учителям и артистам

Для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. К таким работникам относятся педагоги, врачи, артисты балета, цирковые гимнасты, оперные певцы и некоторые другие. Минимально необходимый спецстаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет.

Вместе с тем начиная с 2019 года выход на пенсию работников перечисленных профессий определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста. В соответствии с ним назначение пенсии врачам, учителям и артистам постепенно переносится с момента выработки специального стажа. При этом они могут продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой выслуги лет либо прекратить работу.

Пример Для выхода на пенсию сельским медицинским работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях здравоохранения независимо от возраста и пола. Если сельский врач выработает необходимый стаж в сентябре 2021 года, пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста – через 3 года, в сентябре 2024-го.

Возраст выхода на пенсию госслужащих

Для государственных гражданских служащих всех уровней власти (федеральных, региональных и муниципальных) переход к новым значениям пенсионного возраста происходит поэтапно. Вплоть до 2021 года повышение возраста составляет по полгоду в год, далее темп синхронизируется с общим темпом повышения пенсионного возраста в стране и начинает расти по году. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины-госслужащие начиная с 2034 года будут выходить на пенсию в 63 года.

Помимо этого, для всех федеральных госслужащих начиная с 2017 года повышаются требования к минимальному стажу гражданской или муниципальной службы, позволяющему получать государственную пенсию за выслугу лет. Каждый год указанный стаж растет на полгода (с 15 лет в 2016 году) до тех пор, пока не достигнет 20 лет в 2026 году.

С учетом всех изменений страховая пенсия госслужащим назначается в 2020 году по достижении 56,5 лет (для женщин) и 61,5 года (для мужчин). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии 17 лет стажа на госслужбе.

Назначение социальной пенсии

Изменения в пенсионной системе, вступающие в силу с 2019 года, не затрагивают социальную пенсию по инвалидности и по потере кормильца, которые назначаются безотносительно к общеустановленному пенсионному возрасту. Как и в случае со страховой пенсией, в отношении пенсий по государственному обеспечению полностью сохраняется право людей, потерявших трудоспособность из-за инвалидности, обратиться за назначением пенсии независимо от возраста.

Возраст, по достижении которого возникает право на социальную пенсию по старости, повышается на 5 лет в соответствии с поэтапным переходным периодом. К 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – по достижении 65 лет.

Новые основания для досрочного выхода на пенсию

Досрочное назначение пенсии за длительный стаж

Предусматривается новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Досрочное назначение пенсии многодетным женщинам с тремя и четырьмя детьми

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми получают право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.

При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Досрочное назначение пенсии безработным гражданам

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Помимо этого, для граждан предпенсионного возраста с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей. Период такой выплаты устанавливается в один год.

Выплата пенсионных накоплений

Вступившие в силу изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и раньше, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа: в 2020 году это 18,6 коэффициента и 11 лет соответственно.

Повышение пенсионного возраста в России произошло два года назад. Возврат к прежним границам пенсионного возраста не принесет ничего, кроме краткосрочного и незначительного ослабления социального недовольства, полагает Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ.

3 октября 2018 года Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста в России. Это событие могло быть достаточно заурядным, поскольку с 1990-х годов подобные реформы были проведены в не одном десятке стран, а в некоторых уже и дважды.

Однако в России возраст назначения пенсии по старости не менялся как минимум с 1967 года, когда единые границы пенсионного возраста — 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин — были установлены не только для рабочих и служащих, но и для колхозников (они в период с 1964 по 1967 год выходили на пенсию на пять лет позже). В действительности привычный для россиян пенсионный возраст для отдельных категорий занятых установили еще в 1932 году. И в силу своей неизменности он оставался единственным понятным для подавляющего большинства работников параметром пенсионного обеспечения, исходя из которого люди планировали свою жизнь и выстраивали семейные стратегии.

В новейшей истории России руководство страны на протяжении двух десятилетий настойчиво отвергало предложения экспертов об изменении возраста выхода на пенсию.

Поэтому предложенное правительством летом 2018 года решение о его повышении (первоначально, напомним, возраст выхода на пенсию для женщин намеревались повысить до 63 лет) вызвало резко негативную социальную реакцию, сопоставимую с протестами населения против отмены социальных льгот 2005 года.

По опросам «Левада-центра», 46% россиян в 2018 году и 44% в 2019 году назвали пенсионную реформу главным событием уходящего года. Опросы 2019–2020 годов продолжают фиксировать преимущественно негативное отношение населения к необходимости позже выходить на пенсию. В частности, августовский опрос портала SuperJob.ru среди работающих россиян старше 18 лет показал, что 88% опрошенных поддерживают возвращение к прежнему пенсионному возрасту, против — всего 5%, еще 7% не определились с ответом. Даже среди молодежи до 24 лет за прежний возраст выхода на пенсию высказались 79%, против — 7%, не затруднились с ответом 14%.

Отчасти такая общественная реакция на повышение пенсионного возраста была предсказуема и наблюдалась и в других странах, проводивших подобные реформы.

Во многом она была спровоцирована тем, как было принято и представлено решение увеличить возраст: отсутствием разъяснительной работы с людьми, выбранными границами и темпом повышения.

Конечно, два неполных года с начала реформы — срок невероятно маленький для того, чтобы иметь возможность оценить экономические и фискальные эффекты принятого решения. Пока реформа затронула в основном женщин 1964–1965 годов рождения и мужчин 1959–1960 годов рождения, а также небольшое количество лиц, родившихся позднее, которые должны были выходить на пенсию досрочно. Для примерно половины из них возраст обращения за пенсией оказался на полгода выше прежнего. И поэтому сложно ожидать как заметного влияния этой меры на динамику доходов населения, так и на бюджет Пенсионного фонда России.

Тем не менее алармистские ожидания в части негативного влияния повышения пенсионного возраста на занятость за первые два года ее реализации не оправдались.

Уровень формальной занятости мужчин 60 лет и старше и женщин 55 лет и старше в 2019 году вырос по сравнению с 2018 годом. В предпенсионном пятилетии участие в формальной занятости снижалось, но очень незначительно (на 1,3% у мужчин 55–59 лет и на 0,4% у женщин 50–54 лет). Более того, согласно августовскому опросу НПФ Сбербанка и сервиса «Работа.Ру», 34% женщин планируют закончить работу в возрасте 60 лет и старше и 28% мужчин — в возрасте 65 лет и старше — то есть за границами будущего пенсионного возраста.

В последующие годы эффекты повышения пенсионного возраста будут, безусловно, существенно искажены влиянием экономического кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса. С одной стороны, работники старшего возраста, предпенсионеры, как и другие категории занятых сталкиваются с более высокими рисками потери работы или сокращения заработков. С другой стороны, уменьшение фонда заработной платы сокращает страховые доходы ПФР, «съедая» возможный положительный эффект повышения пенсионного возраста для получателей пенсий.

Разворачивающийся экономический кризис возрождает дискуссию о границах пенсионного возраста, создавая иллюзию политического выбора: в ответ на сокращение занятости отказаться от непопулярной социальной реформы либо продолжить ее, несмотря на отсутствие фискального выигрыша от повышения пенсионного возраста.

Иллюзорность этой развилки связана с тем, что возврат к прежним границам пенсионного возраста не принесет ничего, кроме краткосрочного и незначительного ослабления социального недовольства.

Но такое решение имело бы однозначно негативные последствия и для финансов пенсионной системы, и для положения людей старших возрастов на рынке труда.

Социальное недовольство повышением пенсионного возраста стало стимулом для усиления внимания к социально-экономическим потребностям людей старшего возраста, проблемам с их трудоустройством, дало толчок развитию программ профессиональной подготовки и переобучения. Понимание важности сохранения занятости людей в старшем возрасте стало одним из катализаторов развития программ активного долголетия.

И в какой-то мере в период пандемии этот вектор движения выступает защитой от масштабной дискриминации пожилых людей.

Можно опереться на этот положительный опыт и выстраивать комплексную социальную политику в интересах граждан старшего поколения, направленную на сохранение их человеческого капитала и преодоление возрастных стереотипов. Или — в панике перед пандемией — «вернуть все, как было», по сути, послав сигнал населению об ошибочности принятого два года назад решения. И направить средства с образования и поддержки занятости предпенсионеров на выплату пенсий. И перестать замечать проблемы трудоустройства людей старшего возраста, как и их потребности в гибкой и — в пандемию — дистанционной занятости.

Русская пенсия: награда или милость?

История пенсионных реформ в 17 главах

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Пенсии работающих пенсионеров не будут индексироваться в 2018 году, заявил глава Минфина Антон Силуанов. По мнению министра, это не отразится на положении работающих пенсионеров, так как их реальные зарплаты будут расти быстрее инфляции. Неработающим пенсионерам пенсии проиндексируют на 3,7% с 1 января следующего года.

Пенсии работающих пенсионеров не будут индексироваться в 2018 году. Об этом заявил сегодня глава Минфина Антон Силуанов в ходе заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

«По работающим пенсионерам у нас предусматривается сохранение того режима, который действовал в текущем году: то есть мы не предусматриваем каких-либо индексаций в части работающих пенсионеров», — сказал он.

В настоящее время в России насчитывается 43 миллиона пенсионеров, из них примерно треть (около 14 млн) — работающие.

Закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам действует в России с января 2016 года, но весной 2017-го премьер-министр Дмитрий Медведев попросил проработать вопрос о возвращении к индексации.

Выступая в Госдуме, глава правительства заявил, что вопрос об индексации пенсий работающих пенсионеров и инвалидов не закрыт, и правительство в ближайшее время сформулирует свою позицию. После этого в мае он поручил правительству дополнительно проработать этот вопрос.

Но в проекте федерального бюджета на 2018-2020 годы индексация не предусмотрена. Это подтвердил в понедельник, 18 сентября, министр труда и соцзащиты Максим Топилин.

«Нет. Не меняли (планов)», — сказал Топилин журналистам, отвечая на соответствующий вопрос.

В Пенсионном фонде «Газете.Ru» напомнили, что с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций.

«Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии», — уточнили в ПФР.

«По работающим пенсионерам у нас предусмотрен и сейчас есть рост реальных зарплат большими темпами, чем рост инфляции», — заверил Силуанов.

«Каждый пенсионер принимает решение — работать, вести активный образ жизни или уйти на пенсию», — добавил он.

Когда пенсионер прекращает трудовую деятельность, он начинает получать страховую пенсию с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет, пояснили в Пенсионном фонде.

В настоящее время по закону возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходит спустя три месяца с даты увольнения.

Изменения, внесенные в пенсионное законодательство, позволят пенсионеру с 2018 года получить проиндексированную пенсию за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения, отметили в ПФР.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе на 2018-2020 гг. ожидает падения размера пенсий в реальном выражении: в 2018 году на 0,7%, в 2019-2020 годах — по 0,6%, из-за отмены индексации пенсий работающим пенсионерам.

В августе этого года работающие пенсионеры получили пенсии с учетом перерасчета за работу в 2016 году. Максимальная прибавка была ограничена стоимостью трех пенсионных баллов (балльная система, которая начала действовать в 2015 году предполагает индивидуальный расчет пенсии с учетом накопленных баллов) в денежном эквиваленте.

Таким образом, поскольку каждый балл стоил в 2016 году 74,27 рубля (стоимость балла меняется ежегодно), для большинства пенсионеров прибавка составила чуть более 222 рублей. Корректировка страховых пенсий работающий пенсионеров происходит каждый год в августе и не имеет отношения к индексации.

Ранее правительство РФ приняло решение проиндексировать пенсии неработающим пенсионерам на 3,7% с 1 января 2018 года вместо 3,2%, как должно было быть по действующему законодательству.

По словам министра труда Максима Топилина, инфляция прогнозировалась до последнего времени на уровне 3,7% — 3,8% за 2017 год, а «у нас инфляция является основанием для индексации пенсии с 1 февраля».

«В связи с тем, что прогноз по инфляции поменялся до 3,2% в этом году, то было принято решение проиндексировать пенсии на 3,7% с 1 января 2018 года. Это будет делаться раньше с тем, чтобы обеспечить более значимый прирост реальных пенсий в следующем году», — сказал министр.

Другие индексации, связанные с инфляцией, «прежде всего льготным категориям», будут на уровне фактической инфляции с 1 февраля 2018 года, добавил он.

В проекте федерального бюджета индексация пенсий на 3,7% пока не предусмотрена. По словам Максима Топилина принято решение «подкорректировать технические показатели и привести бюджеты ПФР и федеральный бюджет в соответствии друг с другом». Индексация пенсий запланирована отдельным законом, проект которого будет внесен в Госдуму вместе с бюджетом ПФР.