Ввод в эксплуатацию основных средств

Комментарий

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) использует понятие «ввод в эксплуатацию» (в главе 25 «Налог на прибыль организаций»), но не дает ему определения.

Так, по амортизируемому имуществу срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Аналитический учет должен содержать информацию о дате передачи имущества в эксплуатацию (ст. 323 НК РФ).

Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты и т.д., включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). 

Исходя из буквального смысла выражения «ввод в эксплуатацию» и сложившегося понимания, под вводом в эксплуатацию следует понимать дату, на которую объект полностью готов к использованию по своему назначению.  

Пример

Организация приобрела компьютер 15 января и разместила его в упакованном виде на складе.

10 февраля компьютер был установлен на рабочий стол сотруднику, на него было установлено программное обеспечение – компьютер был полностью готов к работе.

Дата ввода в эксплуатацию – 10 февраля.

Основное средство не сразу введено в эксплуатацию: бухучет и налогообложение

 Оформление ввода в эксплуатацию

Приобретение основных средствможет оформляться унифицированными формами первичной учетной документации:

ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"

ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)"

ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)".

Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". В них предусмотрена графа – дата ввода в эксплуатацию. С 1 января 2013 года применение унифицированных форм не является обязательным, но многие налогоплательщики ими пользуются.

Объекты основных средств, которые принимаются к учету в результате капитального строительства, оформляются документами:

Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11);

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).

Значение термина "ввод в эксплуатацию"

Статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ).

Иными словами, если НК РФ не устанавливает свое определение термину, то нужно брать значение этого термина из соответствующих отраслей права.

Термин «ввод в эксплуатацию» раньше применялся в бухгалтерском учете и «родом» из этой отрасли законодательства (см. в Историческая справка). Но сейчас вместо него в бухгалтерском учете, применяется близкий по смыслу термин «принятие к бухгалтерскому учету». С датой принятия к учету основного средства или нематериального активасвязывается начало амортизации объекта.

Так, начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п. 21 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утв. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н). 

Такие же правила установлены для нематериальных активов (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)", утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н). 

Следует отметить, что критерий определения даты принятия к бухгалтерскому учету объекту хорошо сформулирован в МСФО.

Так, для основных средств указывается — амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т.е., когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства (п. 55 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства"). 

Для нематериальных активов установлено такое же правило — амортизация должна начинаться с того момента, когда этот актив становится доступным для использования, т.е. когда его местоположение и состояние обеспечивают возможность его использования в соответствии с намерениями руководства (п. 97 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы"). 

По моему мнению, указанные в стандартах МСФО критерии даты начала амортизации в целом подходят и для определения даты ввода в эксплуатацию для налогового учета.

Пример

Организация приобрела станок.

Станок размещен на складе — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.

Станок со склада передан в цех для его подключения и наладки — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.

Станок подключен и готов к использованию — на эту дату станок принимается к учету в качестве объекта основных средств.

Ввод в эксплуатацию в строительстве

В строительстве термин "ввод объекта в эксплуатацию" определен. Так, статья 55 Градостроительного кодекса России определяет "Выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию": " Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации". Далее, в этой статье указываются требуемые документы, которые должен представить застройщик для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Спорные вопросы

Отсутствия определение в законодательстве термина «ввод в эксплуатацию» приводит к возникновению спорных ситуаций.

Так, спорным является вопрос о том, можно ли начислять амортизацию по транспортным средствам до их государственной регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора?

Так, с одной стороны «ввод в эксплуатацию», как мы установили – это дата готовности объекта к работе и она не зависит от регистрации. С другой стороны, если транспортное средство запрещено эксплуатировать без государственной регистрации, то до такой регистрации оно не может быть использовано по назначению (введено в эксплуатацию).

Есть судебные решения в пользу налогоплательщика, когда суды говорят, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства не запрещает ввести в эксплуатацию объект и начислять амортизацию (например, Постановления ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010).

Однако встречаются и противоположные решения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

Интересно, что в дореволюционной России термин "Эксплуатация" также широко применялся, но не был определен в законодательстве, что влекло возникновение трудностей на практике. Так, знаменитый юрист Кони Анатолий Федорович описывает, как он устанавливал в правоприменительной практике значение термина «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества ("СУД — НАУКА — ИСКУССТВО, Собрание сочинений в восьми томах". Том 1 "Из записок судебного деятеля" (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.), IV):

"По этим делам возникал весьма важный вопрос о том, как толковать слово «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества. Это иностранное слово чуждо русскому языку и имеет несколько значений, причем главное из них, состоящее в понятии извлечения выгод, в разговорном языке одинаково применяется к разработке или пусканию в ход какого-либо изобретения, к пользованию своим имуществом, к корыстному или психическому насилию над чувствами близких и любящих и, наконец, к преступному вымогательству путем угроз разоблачениями, именуемому шантажом. Практика кассационного суда была и остается, по-видимому, до сих пор крайне неустойчивой: в ней эксплуатация железных дорог и пароходных предприятий то толкуется как деятельность, направленная к извлечению дохода из всего предприятия, т. е. и из принадлежащих железной дороге заводов, мастерских и других имуществ, то как деятельность, направленная к перевозке пассажиров, багажа, почты и грузов, то как деятельность, состоящая не в извлечении выгод, а в тесной связи с перевозкой, то как осуществление хозяйственной стороны предприятия и т. д. Поэтому к эксплуатации железной дороги то относились заводы и мастерские, то исключались из нее здания и помещения для рабочих, служащих на дороге и железнодорожные больницы, а также каменоломни, хотя бы камень из них добывался для нужд дороги. Очевидно, что при этой путанице понятий представлялось необходимым установить определенную точку зрения на значение слова эксплуатация, тем более, что от этого зависело признание в каждом деле, на ком должна лежать тяжесть доказывания. Мы остановились на том соображении, что извлечение выгод из заводов, мастерских и всех подобного рода учреждений совершенно одинаково по своим свойствам и условиям для всякого владельца этих учреждений и что не представляется никаких разумных оснований к тому, чтобы хозяин паровозного завода или мастерской для железнодорожных принадлежностей вообще отвечал и защищался иначе, чем железная дорога, имеющая такую мастерскую или такой завод, и чтобы рабочий, потерпевший увечья от упавшей тяжести на частном заводе, обязан был доказывать, что это произошло по вине заведующих заводом, а на заводе, принадлежащем железной дороге, иногда отстоящем на несколько верст от рельсового пути, этой обязанности на нем не лежало. Справедливость и последовательность требуют, чтобы в обоих случаях применялась одинаковая обязанность доказывать, возлагаемая или на истца, или на ответчика. Нам казалось несомненным, что исключительно выгодное положение, в которое поставлен потерпевший увечье или родные лишившегося жизни, вызваны той особой опасностью, которая обусловливается движением по рельсам и действиями, сопровождающими нагрузку, выгрузку, сцепку, смазку и т. п., а также входом в вагоны и выходом из них при быстроте и срочности движений и т. д. и что поэтому под эксплуатацией надо понимать исключительно пользование рельсовым путем и тесно связанными с движением по нему местами остановок, хранения кладей и переездов. В этом смысле у нас состоялся целый ряд решений, не встретивших отмены со стороны Сената, одно время признававшего наше толкование правильным."

Историческая справка

Термин применяется со времен СССР. Так, он встречается в п. 71 "Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций" (утв. письмом Минфина СССР от 07.05.1976 N 30) — "По незаконченным или неоформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но находящимся в эксплуатации у тех организаций, которым они будут переданы в основные средства (фонды), амортизация начисляется в общем порядке — с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, без соответствующего отражения в учете суммы износа по этим основным средствам (фондам)."

Термин применялся в первых редакция Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10. Например, в п. 37 "Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения."

Термин введен в налоговый кодекс России с 1 января 2002 года в связи с принятием главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ст. 13).

Видео

Ввод в эксплуатацию

Дополнительно

Восстановительная стоимость

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств

Нематериальные активы

Основное средство

Остаточная стоимость

К какой амортизационной группе относится основное средство? (вопрос — ответ)

Амортизация

Амортизационная группа

Амортизационная премия

Амортизируемое имущество

Налог на прибыль организаций

ввод в эксплуатацию в следующем году от принятия к учету

Я
   Dimylka86 БГУ 8.2Приняли к учету ОС в прошлом году, а в эксплуатацию не ввели, а надо было.

Ввод в эксплуатацию основного средства

Вопрос как это сечас сделать?

вопрос может и простой я только только систему изучаю
 
 

   mikecool

я так думаю, что система не предусматривает головож.пие ((( только записями регистров

   Dimylka86

ОК!!! записями регистров!!

это как ? Кнопки какие нажимать?

   El_Duke

(2) для того кто только изучает названия кнопок не помогут
этот совет для тех кто уже знает

   Dimylka86 ок . дайте тогда хотябы направление (или ссылку на статью)
что нужно записать в регистры и где эти регистры, как быть с амортизацией?    Dimylka86

аааэээ пожалуйста

   Dimylka86

(1) а почему это кстати "головож.пие"? зачем тогда предусмотренна возможность не одновременного ввода в эксплуатацию и принятия к учету?

   El_Duke

(6) я думаю что и сейчас ничего не мешает ввести в эксплуатацию
совет коллеги mikecool касался того случая,когда нужна амортизация за прошлый год

   Dimylka86

а как ввести , дату ввода проставить не дает(напротив написано неопределен).

а насчет прошлого года, то это был декабрь, соответственно амортизация с января (может все не так страшно)

   El_Duke

(8) да нет, если ввести в январе, амортизация пойдет с февраля

   Dimylka86

а вообще как ввести в эксплуатацию ОС ранее принятое к учету?

 
 

   El_Duke

(10) принять к учету со вводом в эксплуатацию

   Flika

(10) сделать документ "внутреннее перемещение" с видом операции "Принятие к учету"

   Dimylka86 пробую сделать "сделать документ "внутреннее перемещение" с видом операции "Принятие к учету"" какой датой лучше это сделать?
не могу проставить кол-во, цена, сумма, документ не проводиться.    El_Duke

(13) сделай (11)

   Dimylka86 Сделал изменение параметров ОС — поставил дату ввода в эксплуатацию—ввел хоз.опер.начисление амортизации отчет "Ведомость ОС" показывает правильно(процент износа 100, сумма аморт) отчет "Ведомость амортизации" процент износа — пустое поле, балансовая стоимость на конец периода — пустое поле , начислено амортизации за период стоит сумма амортизаци

Почему пусто в процент износа и баланс. стоимость?
Что еще надо сделать?    El_Duke

(14) что сделать ?
сделать то что тебе говорят, а не то что твоя буйная фантазия тебе пытается пропихнуть
но как говорится не хочешь — не надо, свой путь он хоть и дольше, но запомнится намного лучше

   Dimylka86

(16) принять к учету со вводом в эксплуатацию. это как? изменение параметров ОС это не то?

   Flika

(13)
> какой датой лучше это сделать?
текущей

> не могу проставить кол-во, цена, сумма, документ не проводиться.
по кнопочке подбор надо выбрать это ОС

   Dimylka86 для истории форума Журнал документов — добавить — вид документа внутреннее перемещение — операция ввод в экспл ОС — добавить — расчитать ок

Выдавать глобальные идеи — это удовольствие; искать сволочные маленькие ошибки — вот настоящая работа.
Фредерик Брукс-младший

ВНИМАНИЕ! Если вы потеряли окно ввода сообщения, нажмите Ctrl-F5 или Ctrl-R или кнопку "Обновить" в браузере.

Тема не обновлялась длительное время, и была помечена как архивная. Добавление сообщений невозможно.
Но вы можете создать новую ветку и вам обязательно ответят!
Каждый час на Волшебном форуме бывает более 2000 человек.

Ввод основных средств в эксплуатацию

Дата ввода в эксплуатацию основных средств

  1. Зачем нужно вводить имущество в эксплуатацию?
  2. Порядок ввода в эксплуатацию
  3. Оформление акта

Любое приобретённое основное средство (оборудование, помещения, мебель и т.д.) должно быть поставлено на баланс организации. Но прежде чем его оприходовать, необходимо убедиться в работоспособности оборудования и его соответствии нормативным требованиям и стандартам безопасности. Для этого специальная комиссия, зачастую в присутствии представителя поставщика, осуществляет процедуру проверки, которая оформляется актом ввода в эксплуатацию.

Зачем нужно вводить имущество в эксплуатацию?

Порядок передачи основных средств в работу должен быть зафиксирован локальными нормативными актами организации, особенно это касается предприятий, использующих в производстве сложное оборудование.

  1. Комиссия удостоверяет, что имущество исправно и готово к работе.
  2. Технические средства должны соответствовать нормам безопасности и охраны труда, что подтверждается актом. Отсутствие этого документа может привести к негативным правовым последствиям, если на предприятии произойдёт несчастный случай.
  3. Некоторые поставщики в договор поставки включают пункт о своём присутствии в момент распаковки и монтажа оборудования, что является условием наступления гарантийных обязательств продавца.
  4. Приём имущества после ремонта (реконструкции) и передача его в производство также происходит на основании акта ввода в эксплуатацию с соответствующими пометками о временном простое оборудования.

Порядок ввода в эксплуатацию

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Порядок передачи имущества в работу зависит от его вида и характеристик. Основные средства, которые не задействованы в производстве, не относятся к сложному оборудованию и объектам повышенной опасности (офисная мебель и оргтехника, имущество для бытового применения) не требуют введения в эксплуатацию в принятом смысле слова. Для приёма такого оборудования достаточно осмотра и подписания передаточного документа со стороны:

  • главного бухгалтера;
  • руководителя отдела, в которое передаётся основное средство;
  • кладовщика, в случае сдачи объекта на хранение;
  • ответственного лица, которое принимает имущество для эксплуатации и хранения.

Если в организации не предусмотрено обязательное оформление акта ввода в производство для всего без исключения оборудования, вместо него может выступать документ приёма-передачи основного средства, на котором достаточно сделать пометку о дате начала эксплуатации.

Во всех остальных случаях ввод основных средств производится специально сформированной комиссией.

Эта процедура, в зависимости от вида оборудования, может включать в себя:

  • осмотр на предмет исправности;
  • оценку технического состояния;
  • проверку качества монтажа;
  • тестовый пусконаладочный запуск;
  • подтверждение соответствия технических характеристик требованиям безопасности;
  • контроль наличия разрешительной документации;
  • обследование условий, необходимых для эксплуатации объекта.

Оформление акта

Выводы комиссии фиксируются в соответствующем документе. Унифицированного образца акта ввода в эксплуатацию не существует – он составляется в свободной форме. Документ должен содержать следующие обязательные сведения:

  • дату обследования объекта и разрешение на запуск в работу;
  • место проведения экспертизы;
  • идентифицирующие данные оборудования (наименование, модель, серийный номер);
  • основные технические характеристики имущества, срок использования;
  • описание условий эксплуатации;
  • прочие существенные данные.

В последнем пункте указываются детали, связанные со спецификой производства, особенностями функционирования объекта, например, заключение о пожарной безопасности, соответствии санитарным нормам и др. На многих предприятиях в также принято конкретизировать место хранения имущества (определённый цех, кабинет, склад).

Акт может быть оформлен отдельным документом или являться неотъемлемой частью договора купли-продажи, контракта на поставку, на проведение монтажных и пусконаладочных работ. Отдельные пункты договора могут ссылаться на акт, привязывая к дате его подписания сроки взаиморасчетов, начало гарантийного периода.

Приложением могут идти сопроводительные документы (технический паспорт, правила эксплуатации и т.д.). Оформленный акт подписывается всеми членами комиссии и передается в бухгалтерию вместе с приложениями. Как правило, в бухгалтерии имеется своя стандартная форма акта в электронном виде, которую она использует при постановке основных средств на учёт, поэтому на практике бумажный и электронный вариант документа могут отличаться. 

Типовой бланк акта ввода в эксплуатацию можно скачать здесь.