Выездная налоговая проверка

Содержание

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

  • налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

  • большое количество документов, которые надо проверить;

  • большая продолжительность проверяемого периода;

  • большое количество проверяемых налогов;

  • несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

  • наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

  • для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

  • для проведения экспертизы;

  • для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

  • для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

  1. Сплошной

  2. Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

  • ведется ли налогоплательщиком учет;

  • наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

  • факт представления отчетности в налоговые органы.

2. Устанавливаются:

  • правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

  • факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

  • соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

3. Истребуются:

  • налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

  • документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

  • правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

  • правильность и полнота учета документов;

  • правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  • полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

  • своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

№ п/п Название документа
1 Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
2 Лицензии
3 Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
4 Налоговые декларации (расчеты)
5 Регистры налогового учета
6 Счета-фактуры
7 Книги покупок, книги продаж
8 Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
9 Книги учета доходов и расходов
10 Бухгалтерская отчетность
11 Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
12 Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
13 Банковские и кассовые документы
14 Накладные
15 Путевые листы
16 Перевозочные документы
17 Акты приема-передачи
18 Акты выполненных работ
19 Прочие первичные документы

Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Нарушение Налоговая ответственность Административная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин п. 1 ст. 128 НК РФ Не предусмотрена
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний п. 2 ст. 128 НК РФ
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика п. 1 ст. 126 НК РФ ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком п. 2 ст. 126 НК РФ ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике ст. 129.1 НК РФ
Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

Кого и как проверяют налоговые службы

Каждый квартал отслеживаем изменения в адресах ИФНС, ФСС и ПФР. Перед отправкой отчеты проверяются и при необходимости запрашиваются дополнительные сведения у клиента. Поможем со сдачей отчетности Вы можете сдать отчетность по почте, курьером или онлайн.

В описи сообщим адреса Вашей ИФНС, ФСС и ПФР. Если у вас появятся вопросы, вы всегда можете задать их по почте или телефону. Грамотное заполнение декларации по НДС — необходимое условие возврата этого налога компании. Многие бухгалтеры допускают неточности в данном документе, а иногда и явные ошибки, что автоматически осложняет всё администрирование НДС. Если же выявляются какие-либо нарушения, например, неверно рассчитанная сумма налога, подлежащего к уплате, то в ряде случаев налоговый инспектор дает время на устранение данной ошибки.

Когда проверят упрощенца и физлицо? Из-за чего не дадут вычет? Как глубоко проверяет АСК НДС-2? Как инспекторы защищают свой план проверок перед УФНС? Как переводить дивиденды участнику ООО, чтобы не было проблем? Об этом и другом наш автор Марат Самитов беседовал с налоговым инспектором, который, естественно, пожелал остаться неназванным.

Как проверяют соблюдение 54-ФЗ о применении онлайн-касс?

В налоговой есть специальный отдел оперативного контроля, инспекторы по заданию начальника инспекции выходят на проверку. Например, в нашей налоговой за 2017 год было совершено 1265 проверок касс, при этом почти в половине были выявлены нарушения применения ККТ либо не полностью отражали выручку. В основном проверяют магазины и кафе с большой проходимостью. Если кассир сделал какое-то нарушение, то инспектор предъявляет удостоверение и составляет акт, дальше юристы разбираются, штрафовать или нет.

Как проверяют НДФЛ и страховые взносы?

НДФЛ я проверяла на тематической проверке. Приходила на предприятие и запрашивала документы, перед этим уже проанализировала сдачу НДФЛ и знала, что можно взять. В общем, методика проверки не сильно отличается от проверки других налогов. Если пришли, то уже знаю где искать.

Часто ли и как проверяют ЕНВД?

Если плательщик ЕНВД стоит в плане ВНП, то его проверят. То есть бывает и внепланово, обычно планово.

На ЕНВД тоже можно много чего найти.

Будет ли проверка, если на УСН (доходы минус расходы) налог платить в размере 1%?

Налог в 1% — это не тот показатель, на который ориентируется инспекция при включении налогоплательщика в план ВНП и выходе на проверку. Он может платить 1%, а на счету проходить огромные суммы. И рисовать расходы. И точно также как ЕНВД, налогоплательщик попал в план ВНП. Выйдут и проверят. Если предприниматель платит чуть больше 1% — это тоже не гарантия от проверки.

Часто ли проверяют земельный, транспортный налог?

В составе комплексной проверки ВНП по всем налогам всегда проверяют. Бывают тематические проверки по одному налогу, но не слышала о таких по транспортному и земельному. Притом запросы в регистрирующие органы обязательно будут уже у выездника до ВНП, потом в ходе проверки он может их продублировать в организации.

Реально ли получить вычет по НДФЛ и как тщательно проверяют декларации у физических лиц?

Вычеты все тщательно проверяют. Конечно вычет вычету рознь. На обучение и простое лечение, в основном, смотрят документы. Но и отказы бывают.

Бывает, что приходится формально отказать, т.к. налогоплательщика не могут вызвонить или не оставил контактный телефон, а нужно донести какие-то документы. А у инспектора сроки. И без этих документов начальник отдела не согласует вычет.

Если вычеты на кв., а\м, проверяют через налоговую базу. Если налогоплательщик проживал в другом регионе, туда направят запрос, получал ли он там вычет.

По вычетам еще бывали косяки с 2-НДФЛ. Например, налогоплательщик не отражал в декларации все места работы за налоговый период

Вызовут ли на комиссию по легализации заработной платы, если организация не выплачивает зарплату и НДФЛ?

Вызовут, но не могу подробно рассказать, не мой отдел.

Насколько глубоко налоговый инспектор может проследить цепочку поставщиков, используя АСК НДС-2?

Мы обычно выстраиваем цепочку до шестого уровня, обычно этого достаточно, но можно сделать и длиннее. Если будет разрыв, то это послужит одним из доказательств нереальности операции, и инспектор будет собирать информацию дальше.

Какие факторы сыграют решающую роль, для того чтобы налоговый инспектор выдал заключение о целесообразности проведения налоговой проверки?

Налоговый инспектор может и даст положительное заключение, но без защиты плана в Управлении ничего не выйдет. Мои коллеги из отдела предпроверочного анализа говорили, что много их разработок и куча проведенной работы часто может пойти в стол или мусорку.

Перечислю основное:

— все признаки из концепции планирования, в налоговой программе они считаются автоматизировано: низкая налоговая нагрузка, убытки, большая доля вычетов по НДС, низкая заработная плата, для упрощенцев выручка близкая к 150 млн, большие суммы расходов, много посредников-перекупщиков, частая смена юридического адреса, игнорирование требований налоговой, низкая рентабельность фирмы, проблемные поставщики;

— запросы в регистрирующие органы;

— допросы и пр.

Сколько раз в год можно начислить дивидендов 100% участнику ООО УСН ДОХОДЫ 6%? Есть ли риски при получении их наличными через корп.карты данным лицом?

Дивиденды можно начислить и выплатить 4 раза в год, то есть ежеквартально, риск получения через корпоративную карту есть. Банк может заблокировть счет, т.к. не видно назначения платежа и не понятна суть операции, лучше переводить на дебетовую карту учредителя и сразу уплачивать НДФЛ 13%. Банки в автоматическом режиме отправляют информацию об операция по расчетному счету в налоговую инспекцию по ООО и ИП, по физлицам не отправляют, только по запросу инспектора, и то только с разрешения вышестоящего руководства регионального УФНС.

Истребованию выписок должен предшествовать анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, информации, полученной при проверках других налогоплательщиков. И только в случае, если эти данные будут свидетельствовать о том, что гражданин скрывает свои доходы от налогообложения, можно говорить о получении выписки по счетам. Поэтому массового направления таких запросов в банки ожидать не следует.

Как изменить мнение Минфина о расчете 1% дополнительного взноса в ПФ для УСН доходы минус расходы от общего дохода без учета расходов?

Минфин скорее всего никак не переубедишь. Если налоговые будут руководствоваться и доначислять, свои права придется защищать в суде, и пока не сложится практика в пользу налогоплательщика, Минфин не поменяет мнение. И вообще, мнение Минфина всего лишь мнение чиновника, судья не будет на него обращать внимание. Пока мнение Минфина — это просто фантазии чиновника.

Как налоговый инспектор доказывает отсутствие поставок ТМЦ или выполнения работ (услуг) от «проблемного» контрагента?

Проведением полного комплекса налоговых мероприятий в ходе ВНП: допросы, осмотры, запросы, истребование документов.

Доказательствами будут результаты каждого из мероприятий, но рассматривать их будут в совокупности.

При официальной ликвидации все фирмы налоговая проверяет?

Налоговая может провести ВНП перед ликвидацией, скорее всего, но не факт, какая вероятность проверки в процентах не скажу, не знаю такую статистику.

А если фирму будут банкротить?

В случае банкротства, вероятность проверки ниже, т.к. с банкрота нечего взять, может быть нерезультативная проверка… А тогда полетят премии.

Для отдела урегулирования задолженности, которые занимались банкротством, делали финансовый анализ отчетности предприятия и писали выводы.

Читайте интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов.

Что такое выездная проверка?

Выездная налоговая проверка проводится по адресу регистрации организации. Решение о начале ВНП подписывает начальник фискальной службы или сотрудник, его заменяющий. Без подписи этих специалистов ее проведение незаконно. Задача проверки – выявить неуплаченные суммы по налогам (ст.89 НК РФ).

Полезные документы для скачивания

Книга учета доходов и расходовСкачать в .xls Декларация по налогу на прибыль организацииСкачать в .xls Сведения о среднесписочной численности работников (бланк)Скачать в .doc

Виды выездных проверок ФНС

На какие типы подразделяются выездные проверки ИФНС?

По способу проверки:

  • Выборочная – анализируются операции, подозрительные с точки зрения налоговиков,
  • Сплошная – проверяется вся отчетность организации.

По проверяемым объектам:

  • Плательщики,
  • Региональные филиалы или отделения компаний,
  • Несколько отдельных налогоплательщиков или группа.

По налогам:

  • Тематические – анализируется документация по отдельным видам платежей,
  • Комплексные – собираются текущие и отчетные документы по всем платежам в бюджет.

По типу проверки: плановая (руководство фирмы предупредят о визите заранее), внеплановая (о визите предупредят не всегда).

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки штрафы будете платить не вы, а аутсорсер. Здесь можно посмотреть стоимость обслуживания для вашей компании. Оптимизация налогов, кадровый учет и юридическое сопровождение — бесплатно.

Сроки выездных проверок

Анализ документации предприятия должен длиться не более двух месяцев. При этом общий срок на все проверочные мероприятия составляет от 4 до 6 месяцев (пункт 6 ст. 89 НК РФ). Работа инспекторов может быть приостановлена по их инициативе или по требованию проверяемой компании на полгода, в порядке исключения – на 9 месяцев (пункт 9 ст. 89 НК РФ).

Для анализа уплаченной суммы отчислений в бюджет филиалами и отделениями компании или предприятия фискальным органам дается месяц (пункт 7 ст. 89 НК РФ).

Основания для выездной налоговой проверки

Есть несколько основных признаков, на основании которых компании и ИП попадают под пристальный контроль налоговых органов:

1. Необоснованно заниженная налоговая нагрузка. Это можно узнать, сравнив соотношение сумм уплаченных налогов с выручки с данными Росстата. Если сумма окажется ниже среднего по отрасли или виду деятельности, то можно ожидать визита проверяющих. Рассчитайте налоговую нагрузку с помощью калькулятора.

Расчетчик налоговой нагрузки: определите риск проверки

Примечание к расчетчику: среднеотраслевые показатели за 2018 год еще не утверждены, при расчете используются данные 2017 года.

2. Работа себе в убыток. Если больше двух лет предприятие показывает убытки, то встречи с инспекторами не избежать.

3. Доля вычетов по НДС подозрительно большая. Проверяющие обязательно обратят на вас внимание, если доля вычетов по налогу на добавленную стоимость будет равна или превысит 89% за год.

4. Расходы растут быстрее, чем доходы. ИФНС заинтересуется предприятием, в котором рост расходной части превышает рост доходной части.

5. Размер зарплат ниже, чем в среднем по отрасли. По данным Росстата, ФНС и официальных сайтов ведомств фискальные службы могут сделать вывод о низком среднемесячном уровне зарплат в компании.

6. Предельные показатели при использовании спецрежимов налогообложения. Не стоит надеяться на особые послабления, если в течение года показатели работы организации будут находиться в зоне пограничных значений. Если будут расхождения на 5 % с пограничными показателями, то вас навестят соответствующие органы.

7. Уровень расходов и доходов на одном уровне. Этот показатель должен волновать только индивидуальных предпринимателей. Если в течение года доходы и расходы равны, инспектора обратят на это внимание.

8. Участие в серии перепродаж. Проведение подряд нескольких операций по перепродаже при отсутствии явной экономической целесообразности вызовет подозрения у проверяющих органов.

9. Отсутствие реакции на запросы ФНС. Не стоит игнорировать запросы налоговиков, если не хотите встретить гостей в своем офисе.

10. Повторение процедуры снятия и постановки на учет. Инспекторы фискальных служб нанесут вам визит, если со дня открытия компании эти процедуры повторялись хотя бы дважды.

11. Заниженный размер рентабельности. Если значение рентабельности будет выше или ниже среднего показателя по рынку, то внимание к вашей фирме обеспечено.

12. Деятельность с повышенными рисками. Проверку можно ждать, если компания будет замечена в сотрудничестве с фирмами-однодневками или если отсутствуют полные данные о партнерах, с которыми она работает.

Ограничения для проверки

Максимальная периодичность проверок предприятия — два раза в год (пункт 5 ст. 89 НК РФ). Налоговикам нужно добиться существенных доначислений в бюджет. Для этого, они, как правило, проверяют организацию или предприятие за продолжительный период деятельности.

Существуют следующие ограничения для проведения выездных налоговых проверок:

  1. По месту пребывания проверяющих. Анализ отчетной документации проходит по месту дислокации предприятия. Если нет возможности, то в офисе инспекции.
  2. По числу проверок. По одним и тем же налогам нельзя проводить более 2 проверок за год, если проверяется один и тот же налоговый период. Для того, чтобы нарушить это правило необходимо особое постановление о дополнительной ВНП.
  3. По периоду проверок. ИФНС может взять на рассмотрение период, равный 3 годам, предшествующим году, когда было вынесено решение о начале проверки. По проверкам филиалов или представительств ИФНС не может проводить ВНП отделений по одним и тем же налогам и за один и тот же период более 2 раз в год. Если целиком фирму дважды проверяли вместе с филиалами и отделениями, то делать еще одну фискальные службы не вправе.
  4. По времени проверки. Длительность проверки в обычном случае не превышает двух месяцев, но в исключительных случаях законодательство позволяет продлять срок до полугода.
  5. По ценам. Налоговики не вправе проверять соответствие цен в сделках рыночному уровню.

Этапы выездных проверок

1. Назначение и извещение организации

Для начала проверки необходимо решение о ее проведении, подписанное начальником инспекции ФНС или его заместителем. В этом документе указывается срок проверки, имена и должности проверяющих; налоги и сборы, которые подлежат инспектированию. При отсутствии правильно оформленного решения инспекторы не вправе приступать к работе.

Проинформировать о грядущей выездной проверке могут лично, вручив извещение об этом, отправив документы Почтой России (заказным письмом) или письмом на электронный ящик. Получив уведомление, необходимо явится в ИФНС за решением, с которым нужно ознакомиться и подписать.

2. Проведение проверки

Инспекторы проверяют: точность налогового учета, наличие предусмотренной законом документации по уплате налогов, правильность и своевременность сдачи отчетности. Сотрудники налоговой устанавливают, верно ли выбран режим налогообложения, а также есть ли нарушения Налогового кодекса РФ в части соблюдения правил по исчислению и уплате налогов и сборов.

Для этого потребуется предоставить следующие документы:

  • Пояснения и налоговую документацию,
  • Бумаги, подтверждающие сотрудничество с другими компаниями и сторонними лицами.

Типовые нарушения, выявляемые при проверке

№ п/п По налогу на прибыль По НДС
1 Уменьшение налоговой базы за счет увеличения расходов Неполное отражение размеров выручки;
2 Занижение выручки за счет отпускной стоимости Отсутствие начисления налога при передачах в РФ товаров, услуг для собственных нужд и учет суммы налога в расходной части, которая не принимается к вычету при начислении налога на прибыль
3 Списание кредиторской задолженности в расходную часть при расчете прибыли Выполнение для собственных нужд строительных работ, которые не учтены в сумме налогооблагаемой базы
4 В доходе не учтены проценты по займам Не учтенное в налогооблагаемой базе имущество, подаренное или переданное на безвозмездной основе другой компании
5 Ошибки при учете расходов Неправильный расчет НДС
6 Необоснованные расходы, внесенные в статью затрат Неправомерное использование права на освобождение от уплаты платежей в бюджет;
7 Внесение в статью затрат на оплату труда расходов, не относящихся к основной деятельности предприятия Ошибочное совмещение в учете хозяйственных операций, подпадающих под налог и освобожденных от него
8 Внесение в учетные данные объектов основных средств, не используемых в процессе производства или оказания услуг Включение в фискальную базу сумм полной или частичной оплаты в счет будущих поставок товаров
9 Учет в статье расходов затрат на ремонт и содержание объектов недвижимости, которые не стоят на балансе организации Неправильное применение 10 % ставки НДС
10 Неправильный учет амортизационных отчислений по ОС, который приводит к неправомерному увеличению статей расходов Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению; транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ
11 Ускоренное начисление амортизации ОС

Нужна помощь с учетом и отчетностью?

Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ.

Как узнать, будет ли налоговая проводить проверку?

По закону инспекция не обязана информировать предприятие о предстоящей проверке. Но обычно такое предупреждения направляется. Инспекторы могут позвонить главбуху или директору предприятия или известить об этом электронным письмом. Вы не найдете нигде плана конкретной выездной проверки — это конфиденциальная информация. Общий план проверок меняется в течение года.

Как вести себя во время визита представителей фискальной службы?

Первое, что нужно сделать руководству – проинструктировать сотрудников, как себя вести в присутствии проверяющих. Подготовить комнату для налоговиков, сократить до минимума контакты сотрудников с инспекторами и убрать из помещения все документы, не относящиеся к проверке. Оставьте для контактов одного сотрудника. Наиболее предпочтительной кандидатурой является главный бухгалтер.

Кроме того, необходимо проверить наличие всех документов, подписей и оригиналов, привести в порядок учет и заранее научиться сохранять документацию по годам в хронологическом порядке, а не по контрагентам. Убрать все пометки с документов.