Выплата авторского вознаграждения

Возникновение права на авторское вознаграждение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору принадлежат исключительные права на созданные им произведения науки, литературы и искусства. Автор вправе использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Использование произведения иными лицами может быть осуществлено только с согласия автора и с выплатой автору вознаграждения, если иное не установлено законодательством.

Использованием авторского произведения, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считаются, в частности (п. 2 ст. 1270 ГК РФ):

  • воспроизведение произведения – изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением;
  • распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • публичный показ произведения – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  • сообщение в эфир – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его фактического восприятия публикой;
  • сообщение по кабелю – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  • ретрансляция – прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;
  • перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т. п.);
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • Использование произведений без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного их использования, в частности, в таких:
  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
  • использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями (ст. 1275 ГК РФ);
  • использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ);
  • публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ);
  • воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);
  • запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК РФ);
  • в иных случаях, предусмотренных гл. 70 «Авторское право» ГК РФ.

Установление размера авторского вознаграждения

Размер авторского вознаграждения, а также порядок его выплаты устанавливаются в договорах, заключаемых между автором произведения (иным правообладателем) и лицом, которому передаются права на использование произведения, созданного автором (далее – авторские договоры). В качестве названных договоров могут выступать:

Название авторского договора

Содержание авторского договора

Статья ГК РФ

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

По такому договору автор передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

В рамках такого договора автор (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Выплата лицензиару авторского вознаграждения может быть предусмотрена в таком договоре в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме

Издательский лицензионный договор

Одной из сторон такого договора выступает издатель. Отличительной особенностью названного договора является обязанность издателя начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. В противном случае автор вправе расторгнуть договор, потребовав при этом выплату ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере

Договор авторского заказа

На основании такого договора автор создает произведение по заказу другой стороны (заказчика). Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения могут определяться также трудовым договором в случае использования работодателем служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ).

Напомним, что служебным произведением признается произведение, созданное в пределах трудовых обязанностей, установленных для работника.

Особенностью произведения, созданного по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, является то, что исключительные права на него переходят к работодателю.

Согласно п. 6 ст. 1246 ГК РФ Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения. Указанные ставки могут устанавливаться Правительством РФ и в случае, если использование произведений осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

На сегодняшний день установлены следующие минимальные ставки авторского вознаграждения:

1) Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (далее – Постановление № 218);

  • ставки авторского вознаграждения в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения или программы (приложение 1);
  • ставки авторского вознаграждения (в %) за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат (приложение 2);
  • ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия;

2) Постановлением Правительства РФ от 29.05.1998 № 524 минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Ставки установлены в процентах от дохода, полученного за каждый вид использования кинематографического произведения.

Уплата авторских вознаграждений через РАО

Управление правами на коллективной основе – это система, позволяющая авторам получать причитающееся за использование их произведений вознаграждение, а пользователям, не заключая договоры с каждым автором индивидуально, не быть правонарушителями и выплачивать вознаграждение правообладателям за использование произведений. Такой способ управления авторскими (смежными) правами является наиболее удобным и для правообладателей, и для пользователей авторских прав.

В настоящее время на территории Российской Федерации интересы российских и иностранных авторов и иных правообладателей представляют Российское авторское общество (РАО). Репертуар РАО составляет 100% иностранных произведений, используемых (способом публичного исполнения) в России, и практически 100% отечественных, за исключением произведений, изъятых из управления РАО. Перечень таких произведений размещен и регулярно обновляется на сайте РАО (www.rao.ru).

Иными словами, РАО представляет интересы авторов произведений и выступает (в том числе осуществляет сбор авторских вознаграждений) от их имени.

С целью правомерного использования авторских прав их пользователи заключают с РАО договоры о предоставлении прав на использование произведений способами, предусмотренными действующим законодательством об авторском праве. Такие пользователи, как дома культуры, концертные залы, организаторы концертно-зрелищных мероприятий, заключают с РАО лицензионные договоры и уплачивают по ним авторское вознаграждение.

Ставки авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями, ежегодно утверждаются постановлением Авторского совета РАО. При установлении таких ставок учитываются минимальные ставки, установленные Постановлением № 218. Ознакомиться с размерами и критериями установления ставок авторского вознаграждения можно на сайте РАО в разделе «Пользователи».

НДФЛ с сумм авторских вознаграждений

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им и в денежной, и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками не только от источников в Российской Федерации, но и от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Доходы, полученные от использования авторских или смежных прав, могут относиться как к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ), так и к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

С учетом вышесказанного суммы авторского вознаграждения, полученные налогоплательщиками (авторами или иными правообладателями) за использование созданных ими произведений, являются объектами обложения НДФЛ. К суммам авторского вознаграждения, полученным физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 13%. Для сумм авторского вознаграждения, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, установлена налоговая ставка в размере 30% (Письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03-01-11/7819).

При определении облагаемой базы налогоплательщики – налоговые резиденты РФ, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Авторское вознаграждение

Нормативы затрат

(в % к сумме начисленного дохода)

Выплачиваемое за создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

Выплачиваемое за создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

Выплачиваемое за создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Выплачиваемое за создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Выплачиваемое за создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

Выплачиваемое за создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

Выплачиваемое за исполнение произведений литературы и искусства

Выплачиваемое за создание научных трудов и разработок

Выплачиваемое за открытие, изобретение, полезные модели и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

Налогоплательщики, получающие авторское вознаграждение, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи налоговому агенту письменного заявления.

Расходы авторов произведений, созданных работниками в рамках выполнения трудовых обязанностей, осуществляются за счет работодателя, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В таких случаях авторы произведений расходов, произведенных за свой счет, не несут и, соответственно, оснований для предоставления профессиональных налоговых вычетов не имеется.

Стоит отметить, что физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ).

Страховые взносы с сумм авторского вознаграждения

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам:

  • авторского заказа,
  • об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательским лицензионным;
  • лицензионным о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (в том числе договорам, заключаемым с организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений).

Учитывая Разъяснения о применении отдельных норм Федерального закона № 212-ФЗ в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по авторским договорам, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2010 № 112н (далее – Разъяснения № 112н), уплата страховых взносов с указанных вознаграждений осуществляется плательщиками страховых взносов (работодателями) на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование соответствующих категорий застрахованных лиц.

Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС, с авторских вознаграждений не взимаются (пп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Кроме того, п. 3 Разъяснений № 112н установлено, что страховыми взносами облагаются только те вознаграждения, которые выплачиваются по договорам, заключенным с автором произведений. Выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами (например, наследников автора), не являются объектом обложения страховыми взносами.

Особенности включения в базу для обложения страховыми взносами авторских вознаграждений определены п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно данному пункту доход в виде полученного авторского вознаграждения, учитываемый при определении базы для начисления страховых взносов, подлежит уменьшению на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением такого дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативам, установленным в п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Стоит отметить, что такие нормативы аналогичны вышеприведенным нормативам профессиональных вычетов, учитываемых при исчислении НДФЛ.

Авторские вознаграждения за использование служебных произведений, созданных в рамках исполнения трудовых обязанностей (то есть в рамках трудовых отношений), подлежат обложению страховыми взносами, уплачиваемыми и в ПФР, и в ФФОМС и в ФСС. При этом расходы, связанные с созданием произведения, в данном случае не уменьшают базу для начисления страховых взносов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на выплату авторского вознаграждения по авторским договорам подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В случае если выплата авторского вознаграждения осуществляется на основании трудового договора, в силу выполнения сотрудником соответствующих функций, вмененных данным договором в его обязанности, расходы на выплату указанных вознаграждений подлежат отражению по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Порядок отражения операций по начислению и выплате авторского вознаграждения в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.

Для создания театральной постановки театр (автономное учреждение) использовал оригинальную музыку. Музыка используется на основании лицензионного договора о предоставлении права использования произведения, заключенного с композитором (автором музыки). По условиям такого договора автору выплачивается авторское вознаграждение в фиксированном размере – 50 000 руб. (цифры условные).

Автор (налоговый резидент РФ) подал в театр заявление о предоставлении в отношении него профессионального вычета, но не представил документы, подтверждающие расходы на создание произведения. В целях расчета НДФЛ и страховых взносов (взносов в ФФОМС, в ПФР (на страховую часть)) применяется норматив 40% от суммы начисленного вознаграждения. Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход. Расходы на выплату авторского вознаграждения включены в себестоимость оказываемых платных услуг.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся на основании Инструкции № 183н следующим образом:

Альтернативной формой комиссионных является гонорарная система. Эта система сопоставима с той, по которой рекламодатели оплачивают сво-  

Решающим элементом в -гонорарной системе является доверие. Клиент должен быть уверен, что каждый сотрудник агентства ведет строгий учет своего рабочего времени и корректно распределяет его затраты по конкретным товарным маркам или проектам. Кроме того, у клиента должна быть уверенность, что почасовой тариф агентства честно отражает заработную плату, накладные расходы и установленную норму прибыли.  
Вот каким образом заявляемые лри гонорарной системе вознаграждения издержки и прибыли агентства могут выглядеть по сравнению с комиссионной системой. В рассматриваемом примере взяты эквивалентный счет в 5 млн и среднестатистическая по рекламному бизнесу цифра — 1,7 человека на 1 млн счета. Таким образом, услуги агентства по этому счету клиента обеспечивают 8,5 человек непосредственно по этому счету будут работать только пятеро. Поскольку агентство, использующее гонорарную систему вознаграждения, должно добиваться такого же, как при комиссионной системе, годового дохода ( 750 000), но может назначить на выполнение работы по данному бизнесу только 5 своих сотрудников, 750 000 гонорара в три раза превышают прямую заработную плату и должны соответствовать 250 000 прямой заработной платы. Пусть в году 1800 рабочих часов, а среднегодовая заработная плата тех, кто работает на этом счете, составляет 50 000  
Наблюдается интересное различие между комиссионной и гонорарной системами вознаграждения в тех случаях, когда клиент сокращает рекламный бюджет. При использовании комиссионной системы, снимая рекламу, клиент действительно добивается экономии, в каком бы объеме ни сокращался бюджет. В случае применения гонорарной системы тот же клиент получит экономию на урезании графиков рекламной кампании, но будет продолжать оплачивать агентству рабочие часы и издержки, связанные с контактами со СМИ, пересмотром планов использования СМИ и переделкой выставляемых счетов-фактур.  
Гонорарная система имеет много сторонников в самом рекламном бизнесе. Они уверены, что вознаграждение агентств не должно базироваться на тарифах СМИ. Однако комиссионная система продолжает существовать, поскольку она проста, понятна и вынуждает агентства сокращать издержки.  
Одним из вариантов гонорарной системы является вознаграждение на основе стимулирования. При этой системе о качестве работы агентства судят по комбинации объективных и субъективных стандартов. Однако и при этой системе даже выдающееся качество исполненной работы редко дает агентству многим больше, чем эквивалентные 15 % счета-фактуры, а приемлемое качество часто оплачивается ниже 15 %. Если закупки в СМИ не входят в работу агентства, базисные комиссионные почти всегда лежат в диапазоне от 10 до 13 % с премиальным стимулированием порядка 1-2 % за высокое качество работы.  
Определите два существенных различия между комиссионной и гонорарной системами вознаграждения.  
Почему система 15% комиссионных дает слабину как стандарт индустрии Почему многие агентства предпочитают гонорарную систему комиссионной  
Существуют две схемы оплаты услуг по разработке креатива гонорарная и комиссионная. Гонорарная система предполагает, что реклама есть технологический процесс, который имеет свою фиксированную стоимость. Если мы говорим о комиссионной схеме, то чем больше продукт рекламного творчества живет (в эфире радио, ТВ, в городской среде и т.д.), тем, следовательно, качественнее этот продукт и тем больше должно быть вознаграждение за его создание. Согласно мировой практике, оплата услуг по созданию креатива должна составлять не менее 8% от медийных бюджетов. Эти 8% — минимум, который необходим для того, чтобы агентства работалижормально. Но мы, к сожалению, от этого идеала находимся очень далеко. Современные тенден-  
Оклады специалистам и служащим устанавливаются по принятой на предприятии системе тарифов, отраженной в штатном расписании, принятой по договору между работодателем и работниками. Индивидуальность набора профессиональных и личностных качеств работника отражается в его трудовом соглашении (контракте). Систематическая аттестация работников и перезаключение коллективных договоров и соглашений позволяет отразить изменения, произошедшие в условиях, влияющих на оплату труда. Оценка индивидуальных достижений специалиста производится и с использованием системы надбавок и премий. По западным определениям, надбавка выплачивается чаще за личный вклад в разработку новой продукции, принесшей прибыль, и имеет форму ройялти , т. е. выплачивается ежемесячно в течение периода получения сверхприбыли от новинки. Премия, по сути, это — паушальный платеж, единовременно осуществляемый за получение фирмой экономического эффекта. К примеру, надбавки и премии работникам функциональных подразделений могут устанавливаться за снижение сверхнормативных запасов ресурсов, привлечение поставщиков и клиентов, расширение объемов продаж, экономию на сделках, договорах, заключение выгодных сделок и т. п. Отдельным служащим могут устанавливаться надбавки за выполнение срочных работ, совмещение функций, освоение новых методов работы и технических средств, за добросовестное выполнение заданий повышенной сложности и т.п. Для творческих личностей тенденция в оплате труда — приближение к гонорарной форме.  

Системы оплаты труда основанные на учете фактически достигнутых результатов

⇐ Предыдущая12345

При сдельной форме размер заработка рабочему начисляется за каждую единицу произведенной работы по сдельным расценкам. Сдельные расценки рассчитываются исходя из тарифной ставки, соответсвтующей разряду данного вида работ и установленной нормы времени или нормы выработки.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на системы, учитывающие способ расчета сдельной расценки (прямая, косвенная, индивидуальная, коллективная или бригадная), материального поощрения (простая, премиальная) и способ расчета с работниками (индивидуальная, коллективная).

При прямой сдельной оплате труда (Зсд) заработная плата рабочего определяется по формуле

где Зсд – индивидуальная сдельная расценка, руб./шт.; Nфакт – количество фактически выполненных работ за расчетный период, шт.; m – количество наименований (видов) выполненных работ.

Чаще всего данная система применяется для рабочих основного производства в условиях серийного и мелкосерийного производства. Хотя, кажется, что система непосредственно связана с результатами труда, она имеет целый ряд существенных недостатков. Первый из них состоит в том, что размер вознаграждения работника никак не связан с дальнейшим использованием результатов его труда. Например, работник может выпустить 99 правых ботинок и 1 левый или 50 правых и 50 левых. Работнику в обоих случаях должны заплатить одинаково, хотя конечный результат для предприятия будет разным – в одном случае 1 годная пара, а во втором 50. Вторая проблема, которая практически всегда, возникающая при подобной системе оплаты труда – это деление операций на выгодные и невыгодные для работника. Основной причиной возникновения подобной проблемы является постоянное изменение технологического процесса.

Основой внутризаводских тарифов обычно являются данные хронометража. Естественно, что при освоении новой операции время на ее выполнение оказывается большим, чем при полном ее освоении. Если при установлении тарифов ориентируются на предполагаемое время выполнения операции после ее освоения, то новая операция оказывается невыгодной и ее стараются не делать. Наоборот, если в качестве основы для составления норм выступает фактическое время, расходуемое на выполнение операций на стадии освоения, то через некоторое время выполнение новых операций оказывается более выгодным, чем старых и от выполнения последних стараются отказываться. Естественным выходом из сложившегося положения является снижение тарифов. Однако, последнее может вызвать существенные волнения и даже беспорядки в трудовом коллективе.

Индивидуальная сдельная расценка за единицу работы рассчитывается по одной из следующих формул:

где ЧТС – часовая тарифная ставка разряда выполняемой работы, руб.; tшт – норма времени на единицу работы, нормо-ч; Вн – норма выработки за единицу времени, шт./ч.

Часовая тарифная ставка разряда, лежащая в основе определения расценки, может быть установлена исходя из формулы

где ЧТС1 – часовая тарифная ставка первого разряда, руб.; Ктарi – тарифный коэффициент соответствующего разряда.

Часовая тарифная ставка I разряда устанавливается делением месячного размера оплаты труда на месячный фонд времени одного работника. Месячный размер оплаты труда может быть принят равным минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному Правительством в рассматриваемом периоде, или, учитывая финансовые возможности предприятия, значительно большим этого значения.

При сдельно-прогрессивной оплате труда продукция, изготовленная в пределах установленной нормы выработки (исходной базы), оплачивается по обычным сдельным расценкам, а продукция, изготовленная сверх нормы, оплачивается по расценкам, прогрессивно возрастающим в зависимости от степени перевыполнения нормы. Использование данной формы оплаты труда требует достаточно обоснованной шкалы нарастания расценки в зависимости от степени перевыполнения нормы выработки и предварительного расчета экономической эффективности ее применения. Сдельно-прогрессивную оплату применяют в основном на «узких» участках производства, на которых увеличение выработки обеспечивает рост выпуска продукции и улучшение других показателей по цеху и заводу в целом.

Размер заработной платы определяется по формуле

где Нбаз – исходная норма (база), шт.; Зпрас – повышенная расценка, установленная с учетом коэффициента увеличения расценки за перевыполнение исходной нормы в соответствии с принятой на предприятии шкалой, руб./шт.

Косвенно-сдельная оплата труда применяется для некоторой части вспомогательных и подсобных рабочих, которые своей деятельностью существенно влияют на результаты работы обслуживаемых ими основных рабочих. Заработная плата этих вспомогательных рабочих определяется по показателям работы обслуживаемой ими группы основных рабочих-сдельщиков.

Косвенная сдельная расценка определяется по формуле

где Зрас.к – косвенная сдельная расценка, руб./шт.; ЧТС — часовая тарифная ставка обслуживающего рабочего, шт./ч; Внi – часовая норма выработки одного обслуживаемого рабочего, шт./ч; Но – норма обслуживания (число обслуживаемых рабочих).

Сдельно-премиальная оплата труда. В основе системы лежит сдельная система оплаты труда. Премия выплачивается по результатам деятельности всего предприятия за определенный период времени. Основная проблема при применении подобной формы оплаты труда — это установление пропорций между частью основной заработной платой, получаемой на основе сдельной формы и премией. Рекомендуемое соотношение между основным заработком и премией для работников как и при повременно-премиальной составляет 2:1 (т.е. 2/3 заработка составляет основная заработная плата, а 1/3 – премия).

Заработная плата по этой системе определяется по формуле

где Кпр – установленная величина премиальных доплат, %.

Сдельно-штафная оплата труда. В основе системы лежит повременная оплата труда. На работника налагаются штрафы пропорционально объему реально выполненных работ. Столь парадоксальная система оплаты применяется при оплате труда работников ремонтных служб. Работники ремонтных служб должны заниматься профилактическим ремонтом, за что им и выплачивается повременная заработная плата. Авария на производстве означает, что ремонт не был проведен качественно и за устранение последствий аварии должны быть сделаны вычеты из заработной платы ремонтников. Кроме того подобная система оплаты труда стимулирует скорейшее и наиболее экономное выполнение ремонтных работ.

Повременно-сдельная оплата труда. В основе системы лежит небольшой постоянный оклад, а большая часть заработка формируется на основе сдельной оплаты труда. Данная форма оплата типична для работников ремонтных, заготовительных и других вспомогательных цехов, для которых бывают характерны значительные изменения в объемах выполняемых работ.

Аккордная оплата труда применяется в тех случаях, когда важен конечный результат и сроки его достижения. При такой оплате труда четко оговаривается конечный результат, который должен быть получен работником и сроки выполнения работ. Чем дольше выполняется работа, тем меньше величина аккорда (премия за выполнения работ в установленный срок). На практике могут использоваться аккордные системы с дискретным и плавно изменяющимся аккордом. В первом случае устанавливается один или несколько сроков, к которому должны быть завершены работы и аккордные выплаты, получаемые работником. Во втором случае обычно указывается на сколько процентов снижается стоимость выполненных работ при задержке их выполнения на 1 день. В целом величина аккорда, соответствующая наиболее ранней дате завершения работ превосходит основную оплату в 3 раза.

Рис. 1. Зависимость аккорда от сроков выполнения работ

Аккордная система оплаты широко применяется в строительстве, а также в исследовательских организациях.

Брокерская система оплаты труда. В основе этой системы оплаты труда лежит небольшой оклад, а основная часть заработной платы формируется как процент от объема продаж или закупок, сделанных работником. Подобная система оплаты труда широко применяется в отделах сбыта, а также в отделах снабжения, если предприятие производит массовую закупку сырья у мелких товаропроизводителей и населения.

Гонорарная система оплаты труда. Имеет в своей основе окладную систему (оклад крайне небольшой), размер оплаты фактического труда работника определяется на основе переговорного процесса и теоретически связан с потенциальным эффектом от использования результатов. В основном применяется при оплате труда творческих работников, журналистов, писателей, разработчиков, конструкторов, изобретателей.

Оплата участием. В основе этой системы лежит оклад, который устанавливается работнику. Однако, в дальнейшем работнику, передается часть акций или паев предприятия, на котором он работает, при этом оклад может снижаться. Акции могут дариться работнику или передаваться ему во временное управление. Подобная система оплаты труда применяется обычно к высшим менеджерам компании. Основная цель использования подобной системы состоит в том, чтобы менеджеры, становясь совладельцами предприятия, были бы заинтересованы не только в текущих результатах деятельности компании, но и ее развитии, ревностно соблюдали сохранность коммерческих тайн и т.д. Общий размер акций, передаваемых одному работнику, обычно не превышает 5% всех акций компании.

В зависимости от условий производства и организации труда на участке также используют бригадную оплату труда рабочих. Для формирования производственных бригад необходимо закрепление за ними работ, обеспечивающих выпуск готового изделия или законченной его части, и оплаты труда членов бригады по конечным результатам.

Бригады могут быть комплексными и специализированными.

Специализированная бригада состоит из рабочих одной профессии, занятых выполнением однородных технологических операций. Они создаются на участках с технологической специализацией производства. На участках с предметной или подетальной специализацией предпочтительными являются комплексные бригады, объединяющие рабочих разных профессий, выполняющих комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства изделия или его законченной части.

Специализированные и комплексные бригады могут быть сменными, когда все члены бригады работают в одну смену, и сквозными, когда они объединяют рабочих, работающих в разных сменах.

За бригадой закрепляются определенные рабочие места; ей устанавливаются задания по объему работ, номенклатуре изделий, видам услуг и т.п.

Труд рабочих бригады оплачивается в соответствии с действующими тарифными ставками, нормами труда, сдельными расценками, положениями об оплате труда и премировании. Заработная плата бригаде начисляется по единому наряду за конечные результаты работы.

Если оплата труда ведется по сдельно-премиальной системе, то для начисления заработной платы рассчитывается комплексная сдельная расценка на одну планово-учетную единицу.

где Nфакт – фактическая выработка бригады за расчетный период, шт.; Зрас.бр – бригадная (комплексная) сдельная расценка, руб./шт.

В основу повременной оплаты труда бригады должны быть положены нормированные задания, своевременность и качество их выполнения.

Коллективный заработок бригады распределяется между ее членами в зависимости от квалификационного разряда и фактически отработанного времени по следующей формуле:

где Зi – заработок i-ого рабочего, руб.; Збр – повременная бригадная расценка, руб./шт.; Тфакт – фактически отработанное бригадой время, ч; Зповрi – тарифная ставка i-ого рабочего, руб./ч; Тфактi- фактически отработанное время i-ым рабочим, ч.

Авторский договор и авторское вознаграждение

Авторское право, так же как и патентное, позволяет с помощью договора передавать исключительные права. В зависимости от объема передаваемых по договору прав договоры бывают о передаче исключительных прав и неисключительных прав. В первом случае автор передает пользователю возможность запретить третьим лицам использование произведения. Если в договоре прямо не указано, что права передаются как исключительные, считается, что переданы лишь неисключительные права:

à если не указано, на какой территории будет действовать передаваемое право, считается, что на территории России;

à все права, прямо не переданные по договору, сохраняются за автором;

à права, неизвестные на момент заключения договора, не передаются по договору.

Возможность последующей передачи авторских прав пользователем должна быть прямо предусмотрена договором. Вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору автору или иному владельцу прав, называют авторским. Размер и порядок его начисления устанавливаются в договоре.

Особенности авторских договоров на уступку прав на ППП

В отличие от объектов промышленной собственности или «ноу-хау», программы продаются в тысячах и даже миллионах экземпляров. Закон устанавливает, что при продаже и предоставлении доступа к программам и базам данных массовому пользователю допускается применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных.

Реклама программного продукта с предложением покупки, адресованная неопределенному кругу потенциальных пользователей, именуется на юридическом языке публичной офертой, а определенные действия пользователя – оплата, вскрытие упаковки – именуются акцептом и трактуются как согласие на заключение договора.

Авторский договор. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Условия авторского договора

Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.
Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.
Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.
Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров — Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы.
Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.

Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.

Авторский договор

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

г. __________________ “___” ________________ 20__

__________________________, именуемый в дальнейшем “Автор”, с одной стороны, и ________________________, именуемый в дальнейшем “Пользователь”, в лице _______________________, действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет авторского договора
1.1. Автор передает Пользователю исключительное (неисключительное) право на использование ________________________, в дальнейшем именуемого “Произведение” следующими способами:
1.1.1. воспроизводить Произведение (право на воспроизведение);
1.1.2. распространять экземпляры Произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
1.1.3. импортировать экземпляры Произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
1.1.4. публично показывать Произведение (право на публичный показ);
1.1.5. публично исполнять Произведение (право на публичное исполнение);
1.1.6. сообщать Произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
1.1.7. сообщать Произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
1.1.8. переводить Произведение (право на перевод);
1.1.9. переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать Произведение (право на переработку).

2. Срок передачи прав
Права, указанные в п. 1 настоящего авторского договора, передаются Автором Пользователю на ______ лет с момента вступления настоящего договора в силу.

3. Территория использования прав
Пользователь вправе использовать передаваемые по настоящему авторскому договору права на территории ___________________.

4. Цена договора
4.1. За использование произведения любым, несколькими или всеми из указанных в п. 1 настоящего договора способами Пользователь обязуется выплачивать _________% от дохода за соответствующий способ использования Произведения.
4.2. Оплата производится ежемесячно (ежеквартально, ежегодно), не позднее _______ числа следующего месяца.
4.3. Пользователь обязуется предоставлять по требованию Автора всю документацию, необходимую для определения размера платежей, причитающихся Автору по п. 4.1 настоящего договора.
4.4. При задержке платежей Пользователь выплачивает Автору пеню в размере _________ % от задержанной к выплате суммы.

5. Ответственность сторон
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Адреса и реквизиты сторон
______________________

Закон РАА