Взыскание госпошлины с ответчика

В ___________________ районный суд <1> Истец: _______________________________ (Ф.И.О.) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Представитель Истца: _________________ (Ф.И.О.) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Ответчик: ____________________________ (Ф.И.О.) адрес: ______________________________, телефон: __________, факс: __________, эл. почта: ___________________________ Сумма иска: _______________ рублей <2> Госпошлина: _______________ рублей <3>

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (ОБЩАЯ ФОРМА)

В соответствии с ___________________ Истец, __________________________, (Ф.И.О.) является нанимателем жилого помещения по адресу: _________________________, что подтверждается _______________________________________________________. «__»___________ ____ г. между Истцом и Ответчиком, ___________________, (Ф.И.О.) был заключен договор поднайма жилого помещения (копия прилагается), по которому Ответчик получил в поднаем указанное жилое помещение, а со своей стороны обязался _________________________________________________________, однако данное условие договора исполнено не было, несмотря на требования Истца от «__»_________ ___ г. N ___ (копия прилагается), что подтверждается __________________________________________________________________________.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 79 Жилищного кодекса РФ договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, может быть расторгнут при невыполнении поднанимателем условий договора поднайма жилого помещения.

На основании изложенного в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 79 ЖК РФ, ст. 131 — 132 Гражданского процессуального кодекса РФ

ПРОШУ:

1. Расторгнуть договор поднайма жилого помещения от «__»___________ ____ г. N _____.

2. Взыскать с Ответчика госпошлину в размере _____ (__________) руб.

Приложения:

1. Копия договора поднайма жилого помещения от «__»___________ ____ г. N _____.

2. Квитанция об уплате государственной пошлины.

3. Расчет суммы исковых требований.

4. Копия требования Истца от «__»___________ ____ г.

Можно ли взыскать с ответчика госпошлину?

N _____.

5. Доказательства отказа Ответчика от удовлетворения требования Истца.

6. Копии искового заявления и приложенных к нему документов Ответчику.

7. Доверенность представителя от «__»___________ ____ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем Истца).

8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец основывает свои требования.

«__»___________ ____ г. Истец (представитель): _____________/____________________________/ (подпись) (Ф.И.О.)

<1> При цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, в качестве суда первой инстанции спор рассматривает мировой судья (пп. 5 п. 1 ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ), свыше пятидесяти тысяч рублей — в качестве суда первой инстанции спор рассматривает районный суд (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ).

<2> Цена иска по искам:

— о взыскании денежных средств, согласно пп. 1 п. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ, определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы.

<3> Госпошлина:

— при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц составляет 200 рублей, для организаций — 4 000 рублей.

Комментарии:

В случае частичного удовлетворения исковых требований Оплата госпошлины. Уважаемые граждане! Обращаем ваше внимание, что в разделе Реквизиты иСписок плат жных терминалов Сбербанка, где Вы можете оплатить штраф. Вопрос о взыскании с ответчика уплаченной госпошлины ++ Если к моменту суда ,который переносился 2-ды по вине истца,Иск погашен ответчиком-должен ли ответчик платить госпошлину Госпошлина относится на ответчика в случае добровольного удовлетворения требований истца после обращения в суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству (ст. 333.40 НК РФ) . Госпошлину в суд общей юрисдикции следует оплачивать в банке &#8212; ОАО Сбербанк России Истец обратился к мировому судье с требованием о взыскании с ответчика суммы, в размере 1&#8230;

В исковом заявлении не указали оплату госпошлины за счет ответчика что делать

Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для уплаты госпошлины любыми документами, в том числе справкой о заработной плате, справкой из центра занятости о размере выплачиваемого пособия по безработице, если гражданин является безработным, сведениями из пенсионного фонда о размере пенсии, если истец (заявитель) является пенсионером, а также копией пенсионного удостоверения, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, документами, подтверждающими инвалидность или статус матери-одиночки, документами о составе семьи, если на иждивении заявителя находятся нетрудоспособные или несовершеннолетние граждане и т.п.

Госпошлины ответчиком

Как взыскать госпошлину, если в деле два ответчика?

Инфо

Полезно знать! Имеются также иные способы решения проблемы, связанной с отсутствием денежных средств в объеме, необходимом для единовременной уплаты государственной пошлины. Чаще всего большая сумма госпошлины набегает по искам имущественного характера.

Внимание

Взыскание госпошлины с ответчика Внимание В этом случае рекомендуем поступить следующим образом: в исковых требованиях указать меньшую сумму, чем вы обосновываете по тексту иска. Поскольку госпошлина напрямую зависит от взыскиваемой суммы, то естественно и размер госпошлины будет меньше.

В последующем, при рассмотрении иска вы увеличиваете исковые требования до того размера, который можете обосновать, доплачивать в этом случае госпошлину не надо. В данном случае недостающая сумма госпошлины оплачивается в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Как получить возмещение госпошлины

Все зависит от решения которое примет суд, истец может отказаться от иска тогда госпошлину с ответчика не взыскивают или заключают мировое соглашение Можно ли как то возложить оплату госпошлины на ответчика. Beauty Ученик 67 , на голосовании.А потому гос. пошлину оплачивает заявитель истец .

Конечно же в суд нужно подавать на страховую компанию.

Кто должен платить госпошлину?

Возможно ли подать исковое заявление, не оплачивая госпошлину&#8230;с просьбой взыскать госпошлину с ответчика. Можно Оплата госпошлины-ответчик инвалид. нина Мастер 1240 , закрыт.Госпошлина оплачвается при подачи иска Истцом, а не ответчиком.

Важно

Да, можно! Это вряд ли&#8230; А если суд закончится не в Вашу пользу?Так что надо оплачивать, а уже в исковом заявлении писать о взыскании судебных издержек. Хитренькие какие&#8230; еще не факт, что в Вашу пользу решение будет.

Оплачивайте.

Взыскание госпошлины с ответчика в арбитражном процессе

Невозможно такое.ps. Если дело тогда 100% &#8212; в чем дело? Лишние заморочки себе устраиваете. Не оплатите &#8212; суд оставит без движения. Оно Вам нужно? Нет, это невозможно.

Нет невозможно.. . Возможно подать ходатайство об отсрочке или рассрочке оплаты, но для этого нужны веские основания. А вообще неуплата госпошлины &#8212; основание для оставления искового заявления без движения, а в случае неустранения допущенного нарушени (т.

е.
Вы истец или ответчик? кто обжаловал решение? За новое решение суда &#8212; не платят Госпошлину платят не за решение суда, госпошлина оплачивается при подаче заявления в суд, если пересмотр был все по тому же делу (то есть по одному и тому же иску) то ничего дополнительно платить не надо. а если подавали другой иск то надо. Нет, платить не надо Не нужно. В законе указано, что плательщиками государственной пошлины являются физические лица организации истцы или ответчики -первоначально государственную пошлину оплачивает&#8230;


Если делить совместно нажитое имущество можно ли обязать ответчика заплатить госпошлину??? Госпошлина потом платиться по полам, а пока за все платите вы ведь суд еще не вынес решение Заявлении об отказе но мы не согласились в связи с тем что опасаемся, что ответчик не оплатил госпошлину а судья может вынести решение об отказе и расходы по госпошлине&#8230;
Ходатайства Нужен образец ходатайства об отнесении расходов по уплате гос пошлины на ответчика. Помогите пожалуйста!! ! Таких ходатайств нет.госпошлину уплачивает истец (если уплатить не может то обоснованно ходатайствует об отсрочке) , после этого в иске прописывается просьба о взыскании госпошлины с ответчика Можно ли письменно до предварительн. засед.предложить ответчику заключ. мир.согл. при условии того, что онь возьмет суд. расходы госпошлину на себя? Возвращают ли истцу сумму уплаченной государственной пошлины Согласно части 1 статьи 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3.

В исковом заявлении не указали оплату госпошлины за счет ответчика что делать

К документам, устанавливающим имущественное положение истца — юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) относятся:

  • сведения из налогового органа обо всех счетах ЮЛ или ИП, открытых в банках и иных кредитных учреждениях, с указанием их наименований и адресов;
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Организации, в отношении которых осуществляется процедура добровольной ликвидации или введена одна из процедур банкротства, также должны подтверждать обоснованность своего ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины такими доказательствами.

Если ответчика признают неправым, то он все и возместит! А так все платит сначала истец Можно &#8212; если поставить на счетчик! Помогите срочно! Вопрос о возврате долга по расписке! Нотариус мне сказала, что рукописная расписка такой же документ, что и нотар. заеренная. после срока в суд! Мировое соглашение принято,ответчик обязан оплатить госпошлину,если удовлетворил требования истца до решения суда? Подавайте в суд. Даже если просто расписка, а у вас еще свидетели. Подай в суд.

Там его уже найдут)) А в чем проблема.Подаете исковое в суд о взыскание долга в федеральный, оплачиваете гос. пошлину. 2450И ждете повестки .

Вы не так его поняли. Это не госпошлина, а исполнительский сбор. Порядок его назначения и уплаты закреплен в ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (5 рабочих дней с момента получения копии постановления пристава), а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.

Взыскание оплаты госпошлины с ответчика

В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Излишне (ошибочно) уплаченная (взысканная) госпошлина может быть (п. п. 1 &#8212; 4, 6, 7 ст. 333.40 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.04.2017 N 23-01-06/20554):

  • возвращена вам;
  • зачтена в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия на счет того же уполномоченного органа &#8212; администратора доходов бюджета, на счете которого числится переплата.

Если вы узнали, что излишне (ошибочно) уплатили госпошлину, определите, какой из вариантов возможен и больше вам подходит: вернуть сумму госпошлины или зачесть ее. На практике в основном используется возврат госпошлины, в связи с чем его порядок рассматривается далее подробно. Правила зачета госпошлины в основном такие же, кроме особых положений, которые ниже специально оговариваются.

Для возврата (зачета) госпошлины рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите сумму госпошлины к возврату

1. Госпошлина подлежит возврату в полном размере в следующих случаях (п. 1 ст. 333.40 НК РФ):

1) вы уплатили госпошлину за государственную регистрацию и отказались от совершения юридически значимого действия до подачи документов на совершение таких действий, то есть до начала процедуры государственной регистрации;

2) суд вернул или отказался принять ваше заявление, жалобу или иное обращение или уполномоченный орган (уполномоченное должностное лицо) отказал в совершении нотариальных действий.

Примечание.Если сумма уплаченной госпошлины не возвращена, она засчитывается при повторном предъявлении иска, административного иска, но только в том случае, если не прошло трех лет со дня вынесения предыдущего решения. Для зачета суммы госпошлины к повторному иску, административному иску нужно приложить первоначальный документ об уплате госпошлины (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ);

3) Верховный Суд РФ, суд общей юрисдикции или арбитражный суд прекратил производство по делу (административному делу) или оставил заявление (административное исковое заявление) без рассмотрения;

4) вам отказано в выдаче загранпаспорта или проездного документа беженца;

5) вы получили уведомление о принятии вашего заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации;

6) вы ошибочно уплатили госпошлину.

2. Госпошлина подлежит возврату частично (пп. 1, 3 п. 1, п. 4 ст. 333.40 НК РФ):

1) в размере переплаты &#8212; если вы уплатили госпошлину в размере свыше установленного установленного налоговым законодательством;

2) в размере 50% &#8212; если вы как правообладатель подали заявление о прекращении государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) в размере 50% &#8212; если вы являетесь истцом по делу и заключаете мировое соглашение до того, как Верховный Суд РФ, арбитражный суд примет решение.

3. Госпошлина не подлежит возврату, если (пп. 3 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 333.40 НК РФ):

1) мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда, Верховного Суда РФ;

2) ответчик (административный ответчик) добровольно удовлетворил требования истца (административного истца) после его обращения в Верховный Суд, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении судом общей юрисдикции;

3) вы уплатили госпошлину за нижеперечисленные действия, но не произвели их:

  • государственная регистрация заключения/расторжения брака;
  • государственная регистрация перемены имени;
  • внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния;

4) вы уплатили госпошлину за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, но в госрегистрации вам отказали.

Шаг 2. Представьте заявление в уполномоченный орган (должностному лицу)

Для возврата госпошлины нужно подать заявление в адрес органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) госпошлина (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Обратите внимание!

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, нужно подать в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Срок, в течение которого можно подать заявление о возврате (зачете) госпошлины, составляет три года с момента, когда вы перечислили в бюджет излишнюю (ошибочную) сумму, или с момента принятия решения суда о возврате госпошлины из бюджета (п. 7 ст. 78, п. п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ).

К заявлению приложите (п. 3 ст. 333.40 НК РФ):

  • решения, определения или справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, &#8212; в случае возврата госпошлины по делам, рассматриваемым судами.

Обратите внимание!

При отказе в принятии либо при возвращении иска, заявленного в порядке арбитражного или административного судопроизводства, о возврате госпошлины должно быть указано непосредственно в определении суда (Письмо ФНС России от 23.10.2017 N ГД-4-8/21383);

  • платежные документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, &#8212; в случае полного возврата госпошлины;
  • копии платежных документов &#8212; в случае частичного возврата госпошлины.

Для зачета госпошлины подайте заявление в тот уполномоченный орган, куда вы обращались за совершением юридически значимого действия, а для межрегионального зачета &#8212; в тот, на счет которого зачислена переплата (если это не налоговый орган) (Письмо Минфина России от 06.04.2017 N 23-01-06/20554).

К заявлению о зачете приложите следующие документы (п. 6 ст. 333.40 НК РФ):

  • решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины;
  • платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату госпошлины.

Заявление можно представить (п. 1 ст. 26, п. п. 4, 6 ст.

78, п. 5 ст. 79, п. 7 ст. 333.40 НК РФ):

  • непосредственно в уполномоченный орган лично или через представителя. В этом случае подготовьте заявление в двух экземплярах. На одном из них уполномоченный орган (должностное лицо) поставит отметку о принятии заявления с указанием даты приема и вернет его вам;
  • по почте (направив документы почтовым отправлением с описью вложения);
  • в электронной форме, в частности через личный кабинет налогоплательщика, если вы обращаетесь в налоговый орган.

Срок принятия решения о зачете (возврате) уполномоченным органом (должностным лицом) &#8212; 10 дней со дня получения вашего заявления. О принятом решении о возврате (зачете) излишне уплаченной госпошлины или об отказе в ее возврате (зачете) вам обязаны сообщить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения. Сообщение направят вам по почте или, в случае личного обращения, выдадут на руки (п. п. 4, 8, 9 ст. 78, п. 2 ст. 79, п. п. 3, 7 ст. 333.40 НК РФ).

Шаг 3. Дождитесь возврата госпошлины и получите денежные средства на банковский счет

Излишне уплаченную (взысканную) сумму госпошлины возвращают за счет средств бюджета, в который была уплачена госпошлина, в течение месяца со дня подачи соответствующего заявления (п. 6 ст. 78, п. 5 ст. 79, абз. 8 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Если месячный срок нарушен, на сумму излишне уплаченной госпошлины начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Проценты на сумму излишне взысканной госпошлины начисляются с даты, следующей за днем ее взыскания, по день фактического возврата. При этом процентная ставка равна ставке рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78, абз. 2 п. 5 ст. 79, п. 7 ст. 333.40 НК РФ).

Справка.Ставка рефинансирования

С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Банка России &#8212; www.cbr.ru

Взыскание госпошлины с органов власти

Сергей Хмелевской, помощник судьи Арбитражного суда Курской области.

Одна из наиболее актуальных проблем, связанных с применением главы 25.3 НК РФ, заключается в решении вопроса о порядке взыскания государственной пошлины в арбитражном процессе по делам с участием государственных и муниципальных органов власти.

Судебная практика по рассматриваемому вопросу достаточно противоречива. К примеру, ФАС ВВО полагает, что, заявляя иск о взыскании неосновательного обогащения за пользование нежилым помещением, органы местного самоуправления обязаны уплатить государственную пошлину. При этом суд ссылается на подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ и ч. 2 ст. 53 АПК РФ, отмечая, что в обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд (Определение ФАС ВВО от 21.06.2006 N А11-4107/2005-К1-13/329).

Аналогичной позиции придерживается ФАС СЗО, также взыскавший с Департамента недвижимости муниципального образования расходы по оплате государственной пошлины по делу о взыскании суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами по договору аренды земельного участка. Суд указывает, что довод заявителя об освобождении департамента от уплаты государственной пошлины судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку из материалов дела не усматривается, что департамент действовал как субъект публичной власти в защиту государственных и (или) общественных интересов (Постановление ФАС ЗЗО от 17.11.2005 N Ф04-8244/2005(16947-А70-30).

В то же время ФАС УО по иску Управления имуществом к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы неосновательного обогащения с ответчика в связи с использованием им земельного участка и процентов за пользование чужими денежными средствами придерживается иного мнения. Суд посчитал, что, поскольку при рассмотрении настоящего дела Управление выступало в защиту интересов муниципального образования, оно освобождается от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп.

1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, а уплаченная Управлением государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит возврату (Постановления ФАС УО от 23.08.2006 N Ф09-7292/06-С6 и N А76-5006/2006 и от 01.08.2006 N Ф09-6510/06-С5 N А34-8798/05).

ФАС ПО при рассмотрении аналогичного спора о досрочном освобождении арендуемого помещения по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом отмечает, что судебные расходы по иску и по кассационной жалобе в силу ст. 110 АПК РФ подлежат распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям, при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины как лицо, обратившееся в суд с иском в защиту интересов муниципального образования (Постановление ФАС ПО от 09.06.2005 N А49-13581/04-635/5).

ФАС ДВО, взыскивая государственную пошлину с муниципального образования в лице Финансового управления, ссылается на то, что решением от 19.12.2005 государственная пошлина по иску взыскана не с Финансового управления, а с муниципального образования за счет его казны в порядке субсидиарной ответственности в случае отсутствия денежных средств у детского сада. По мнению суда, муниципальное образование не является органом местного самоуправления и по данному делу не обращалось в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов. Муниципальное образование, являясь ответчиком по делу, в силу п. 1 ст. 124 ГК РФ выступает в качестве участника гражданских правоотношений на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В связи с этим, по мнению кассационной инстанции, оснований для отмены решения от 19.12.2005 в части взыскания государственной пошлины у апелляционной инстанции суда не имелось (Постановления ФАС ДВО от 20.06.2006, 13.06.2006 N Ф03-А73/06-1/1701, от 23.08.2005 N Ф03-А73/05-1/2117).

Рассматривая аналогичное дело, ФАС СЗО приходит к выводу о том, что при рассмотрении дел о взыскании за счет казны РФ расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, Минфин РФ как государственный орган исполнительной власти выступает в защиту публичных интересов, в связи с чем в случае удовлетворения требований о взыскании таких расходов освобождается от уплаты государственной пошлины (Постановление ФАС СЗО от 29.08.2006 N А05-4159/2006-2).

ФАС ВСО, отказываясь от взыскания государственной пошлины с Государственного комитета по управлению госимуществом и администрации муниципального образования, просто ссылается на то, что в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ данные органы освобождены от уплаты государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела (Постановления ФАС ВСО от 27.04.2006 N А74-2378/05-Ф02-1836/06-С2 и от 08.11.2005 N А33-12777/05-Ф02-5474/05-С2).

Таким образом, мы видим, что в принципе при одинаковых обстоятельствах дела кассационные инстанции различных округов по-разному подходят к решению одного и того же вопроса. Что уж тут говорить о практике арбитражных судов первой инстанции.

При этом вырисовываются два аспекта этой проблемы.

Во-первых, подлежит ли взысканию государственная пошлина с указанных органов при обращении в арбитражный суд?

Во-вторых, подлежит ли взысканию государственная пошлина, если орган исполнительной государственной власти или орган местного самоуправления является ответчиком по делу?

Если госорган — истец

Что касается первого вопроса, то в силу ч. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются в том числе прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Пунктом 20 информационного письма Президиума ВАС РФ N 91 от 25.05.2005 разъясняется, что в соответствии с упомянутой нормой от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов, с учетом ч. 1 ст. 53 АПК РФ, согласно которой к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.

Действующее законодательство предусматривает правомочия таких органов. Причем никаких различий в правах указанных органов, зависящих от уровня собственности, закон не устанавливает, поскольку защита прав РФ, субъектов РФ и муниципальных образований как собственников имущества финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.

Также п. 3 ст. 42 данного Закона предусматривает, что указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах в случаях представления государственных интересов или интересов муниципального образования, а также в случаях защиты государственных интересов.

Конечно, можно сказать, что сфера действия этого Закона распространяется исключительно на отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества. Однако не уместно ли здесь применение «аналогии закона»?

Да и вообще, разве из приведенных выше примеров не следует, что указанные органы, будь то Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом или Комитет по управлению имуществом области или города, действуют не в своих личных интересах, а в интересах соответствующего публичного образования.

На стороне ответчика

На наш взгляд, в случае, когда орган исполнительной государственной власти или орган местного самоуправления является ответчиком по делу, также необходимо руководствоваться НК РФ, являющимся специальным нормативно-правовым актом. Однако относить на указанные органы, выступающие в качестве ответчиков по делу, бремя расходов по оплате госпошлины, по нашему мнению, ошибочно.

В соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к одному из видов федеральных налогов и сборов. В ст. 11 Кодекса государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления выделены в качестве самостоятельной категории участников налоговых правоотношений.

Если провести буквальное сравнение рассматриваемых норм, то мы увидим, что плательщиками государственной пошлины признаются только организации и физические лица, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Отсюда с очевидностью следует, что все остальные категории участников налоговых правоотношений (налоговые органы, таможенные органы, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов), по смыслу ст. 333.17 НК РФ не могут являться плательщиками государственной пошлины.

В этой связи следует согласиться с позицией ФАС СКО, изложенной в Постановлении по делу N А32-63430/2005-61/859 от 12.07.2006 по иску ГУП к администрации муниципального образования о взыскании задолженности за изготовленные и переданные ответчику проездные талоны. В нем ФАС отметил, что определяющими признаками для решения вопроса о предоставлении льготы органам местного самоуправления является наличие закона, предоставляющего им право на обращение в суд и цели обращения — защита государственных и общественных интересов, а не процессуальное положение этих лиц в споре.

Следовательно, по мнению ФАС СКО, определяющими признаками для решения вопроса о предоставлении льготы является наличие закона, дающего право названным органам на обращение в суд и цели обращения — защита государственных и общественных интересов, а не процессуальное положение этих лиц в споре. Поэтому при рассмотрении вопроса о наличии у органов местного самоуправления льгот по уплате государственной пошлины следует установить определяющие обстоятельства: участвуя в арбитражном процессе, защищают ли данные органы государственные или общественные интересы и предоставлено ли им такое право федеральным законом.

Аналогичная позиция отражена в том числе в Постановлениях ФАС ЦО от 12.10.2005 N А23-3742/04Г-8-290, ФАС ПО от 30.05.2006 N А06-2525/1-17/05 и от 10.05.2006 N А65-4457/05-СГ3-28, ФАС ВСО от 13.07.2005 N А19-32257/04-54-Ф02-3304/05-С2 и др.

В заключение хотелось бы отметить, что в силу ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции. В подобных случаях такие органы действуют в публичных интересах, в качестве наделенных определенными полномочиями представителей соответствующих публично-правовых образований, а не в качестве учреждений, наделенных гражданской правоспособностью (ст. 49 ГК РФ), в связи с чем эти органы должны освобождаться от уплаты госпошлины.

При этом при решении вопроса об освобождении указанных органов от уплаты госпошлины следует исходить из того, какие цели преследуются поданным иском, какие интересы им защищаются, связаны ли они с реализацией полномочий, охватываемых компетенцией соответствующего органа согласно федеральному закону, либо орган выступает как сторона по гражданско-правовым обязательствам, обеспечивающим его собственную деятельность, не связанную с интересами публичного образования.

Таким образом, в случае если указанные органы действуют в интересах публичного образования, т.е. в пределах своей компетенции, то они должны освобождаться от уплаты госпошлины как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков по делу.

Поэтому, на наш взгляд, в целях обеспечения единства судебной практики, укрепления законности принимаемых судебных актов, предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ВАС РФ было бы целесообразно провести обобщение судебной практики по данной проблеме.