Забастовка

Содержание

Незаконная забастовка

Забастовка может быть признана незаконной. Решение о при знании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Забастовка может быть признана незаконной, если в ходе су­дебного разбирательства будет установлено следующее:

— имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом;

— забастовка была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК РФ, в частности не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки;

— решение о проведении забастовки принято в отсутствие не­обходимого кворума;

— за решение о проведении забастовки проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конфе­ренции), или за его утверждение (при невозможности проведе­ния собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работ­ников;

— не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в орга­низациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жиз­ненно важных интересов общества;

— работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забас­товки.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проин­формировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекра­тить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглав­ляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизнен­но важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе при­остановить забастовку до решения вопроса соответствующим су­дом, но не более чем на 10 календарных дней.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются неза­конными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положе­ния либо особых мер в соответствии с законодательством о чрез­вычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных или иных формированиях, организациях (филиалах, представитель­ствах или иных обособленных структурных подразделениях), не­посредственно ведающих вопросами обеспечения безопасности страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, по­исково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий или чрезвычайных ситуа­ций; в правоохранительных органах, в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подраз­делениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож­ной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энер­гообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транс­порт, связь, больницы), в случае если проведение забастовок со­здает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для рас­торжения трудового договора, за исключением случаев неиспол­нения обязанности прекратить забастовку.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забас­товке, меры дисциплинарной ответственности. На время забас­товки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработ­ную плату за время их участия в забастовке, за исключением ра­ботников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спо­ра, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работ­никам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — уволь­нение работников по инициативе работодателя в связи с их уча­стием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавля­ющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приос­тановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не пре­кративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной заба­стовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «индивидуальный трудовой спор». Опи­шите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комис­сии по трудовым спорам (КТС).

2. Опишите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде.

3. Дайте определение понятия «коллективный трудовой спор». Какие этапы включает в себя порядок разрешении коллективного трудового спора?

4. Опишите порядок рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии.

При каких условиях забастовка может быть признана незаконной?

Опишите порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника.

6. Как происходит разрешение коллективного трудового спора в тру­довом арбитраже?

7. Что такое забастовка? В каком порядке она проводится?

8. В каких случаях забастовка может быть признана незаконной?

Глава 15

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 387;

Образцы документов

Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов. Форма N 1-ПР

—————————————————————————¬¦ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ Нарушение порядка представления статистической информации, а равно ¦¦ представление недостоверной статистической информации влечет ¦¦ ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской ¦¦ Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, ¦¦ а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 «Об ¦¦ ответственности за нарушение порядка представления государственной ¦¦ статистической отчетности» ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ СВЕДЕНИЯ О ПРИОСТАНОВКЕ (ЗАБАСТОВКЕ) И ВОЗОБНОВЛЕНИИ ¦¦ РАБОТЫ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ¦¦ за ____________ 20__ г. ¦L—————————————————————————

————————————T—————¬ ——————¬¦ Предоставляют: ¦ Сроки ¦ ¦ Форма N 1-ПР ¦¦ ¦предоставления ¦ L——————+———————————-+—————+¦юридические лица (кроме субъектов ¦ на 2 день ¦ Приказ Росстата:¦малого предпринимательства), ¦ после ¦ Об утверждении формы¦осуществляющие все виды ¦ отчетного ¦ от 18.08.2008 N 193¦экономической деятельности: ¦ периода ¦ О внесении изменений¦ — территориальному органу ¦ ¦ (при наличии)¦ Росстата в субъекте Российской¦ ¦ от ________ N ___¦ Федерации по установленному им¦ ¦ от ________ N ___¦ адресу ¦ ¦¦ ¦ ¦ ——————¬¦ ¦ ¦ ¦ Месячная ¦L———————————-+—————- L——————

—————————————————————————¬¦Наименование отчитывающейся организации _________________________________¦+————————————————————————-+¦Почтовый адрес __________________________________________________________¦+———-T—————————————————————+¦ Код ¦ Код ¦¦ формы по +———————T——————-T———————+¦ ОКУД ¦ отчитывающейся ¦ ¦ ¦¦ ¦организации по ОКПО ¦ ¦ ¦+———-+———————+——————-+———————+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦+———-+———————+——————-+———————+¦ 0606009 ¦ ¦ ¦ ¦L———-+———————+——————-+———————-

——-T———————————-T———T———-T———-¬¦ N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Код ¦ ¦¦строки¦ ¦измерения¦ по ОКЕИ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦Дата приостановки работы (начала ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки): ¦ ¦ ¦ ¦¦ 01 ¦ число ¦ ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 02 ¦ месяц ¦ мес. ¦ 362 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦Дата возобновления работы: ¦ ¦ ¦ ¦¦ 03 ¦ число ¦ ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 04 ¦ месяц ¦ мес.

Статья 17. Незаконные забастовки

¦ 362 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 05 ¦Продолжительность забастовки ¦ сутки ¦ 359 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 06 ¦Среднесписочная численность ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦работников организации, за месяц, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦предшествующий забастовке ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 07 ¦Численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку в отчетном периоде ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 08 ¦Численность работников, косвенно ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦вовлеченных в забастовку в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦отчетном периоде ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦ Материальный ущерб ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦По забастовкам продолжительностью ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ менее одной смены (дня): ¦ ¦ ¦ ¦¦ 09 ¦Потери рабочего времени ¦человеко-¦ 539 ¦ ¦¦ ¦ ¦ час ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 10 ¦Не произведено продукции (не ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦выполнено работ) в фактически ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦действующих ценах ¦ руб. ¦ 383 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦По забастовкам продолжительностью ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ одна смена (день) и более: ¦ ¦ ¦ ¦¦ 11 ¦Потери рабочего времени в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦отчетном периоде для работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку ¦человеко-¦ 540 ¦ ¦¦ ¦ ¦ день ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 12 ¦Не произведено продукции (не ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦выполнено работ) в фактически ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦действующих ценах в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦периоде ¦ руб. ¦ 383 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 13 ¦Число организаций, которым из-за ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки была прекращена ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦поставка продукции в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦периоде ¦ ед. ¦ 642 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦ По переходящим забастовкам ¦ ¦ ¦ ¦¦ 14 ¦Численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку со дня начала ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 15 ¦Численность работников, косвенно ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦вовлеченных в забастовку со дня ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦начала забастовки ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦L——+———————————-+———+———-+————

Справка

—————————————T———————————-¬¦Причины забастовки (может быть указано¦ Код: ¦¦ несколько причин): ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦L—————————————+————————————

Должностное лицо, ответственное за предоставление статистической информации (лицо, уполномоченное предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица) ____________ ____________ _________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись)

____________ «__» _______ 20__ год (номер (дата составления контактного документа) телефона)

Статья 17. Незаконные забастовки

1. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных статьями 3 — 8, 12 — 16 настоящего Федерального закона.

2. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц.

3. Являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, — если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.

Признание забастовки незаконной

Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.

5. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

6. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

7. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

8. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

9. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

10. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки

Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

ГЛАВА V
Основные положения трудового законодательства:
Право на забастовку

Введение

Забастовка является основным средством, с помощью которого трудящиеся и их организации могут защитить свои социальные и экономические интересы. Это наиболее явная и жесткая форма коллективного действия в связи с трудовым конфликтом. Забастовка часто рассматривается как «последнее средство» организаций работников для достижения их требований.

Но забастовки нельзя рассматривать в отрыве от трудовых отношений в целом.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки (действующая редакция)

Они весьма дорогостоящие для работников, работодателей и общества, вызывают раскол в социальной среде и являются результатом провала процесса определения условий труда посредством коллективных переговоров. Действительно, в большей мере, чем другие аспекты трудовых отношений они часто симптом более глубоких и широких процессов, в результате чего даже когда забастовки запрещены национальным законодательством или решениями судов, они все же происходят, если экономическое и социальное давление достаточно сильно. Право на забастовку признается контрольными органами МОТ как прямое следствие права на свободу объединения, обеспечиваемое Конвенцией N 87, которое проистекает из права организаций трудящихся следовать своим собственным программам деятельности в целях защиты экономических и социальных интересов работников. Однако право на забастовку не является абсолютным правом, и считается, что оно может быть обусловлено определенными правовыми условиями и ограничениями. В исключительных случаях на использование этого права даже может быть наложен запрет. (См. ст. 3 Конвенции N 87 и парагр. 151 Общего обзора).

Право на забастовку признается рядом международных и региональных документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8 (1)(г)), Межамериканскую хартию социальных гарантий 1948 года (ст. 27), Европейскую социальную хартию 1961 года (ст. 6(4) и Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в экономической, социальной и культурной областях прав (1988) (ст. 8(1)(б).

Право на забастовку в конституциях и законодательстве

Право на забастовку в настоящее время недвусмысленно признается в конституциях и/или законодательстве большинства стран. Это право может рассматриваться как индивидуальное право отдельно взятого трудящегося, так и коллективное право трудящихся. В последнем случае отдельно взятый трудящийся может воспользоваться защитой закона, действующей в отношении его,/ее участия в забастовке, только в случае, если забастовка официально организована профсоюзом.

Пример

Определение забастовки, попадающей под защиту закона

Для того чтобы забастовка в защиту интересов работников попадала под защиту закона она должна соответствовать определению законной забастовки или аналогичной промышленной акции. Под защиту закона не подпадают другие действия, такие как действия насильственного характера или приостановление работы, которые не соответствуют определению законной забастовки. В большинстве случаев именно прекращение работы рассматривается как забастовка. Другие действия, которые способны парализовать или привести к сокращению экономической активности предприятия, как, например, замедленная работа или «работа по правилам» в некоторых случаях могут рассматриваться как забастовка и попадать под защиту закона, а в некоторых нет. Контрольные органы МОТ считают, что правовые ограничения в отношении таких акций могут быть обоснованными только в случае, если эти действия перестают носить мирный характер.

Пример

Возможные исключения из права на забастовку: государственные служащие, сфера существенных услуг, минимум необходимых работ (услуг), споры о праве.

В одних странах право на забастовку распространяется на всех работников, независимо от того, работают ли они в государственном или частном секторе, и вне зависимости от того, как забастовка тех или иных работников сказывается на общественных интересах. В других странах, однако, государственные служащие или работники, занятые в отраслях, осуществляющих жизненно важные для общества работы, лишены права на забастовку. Во многих странах проведение забастовок запрещено в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Государственные служащие

Хотя государственные служащие, наряду с остальными работниками, должны иметь право на свободу объединения, права на забастовку могут быть лишены государственные служащие, которые «осуществляют властные функции от лица государства» (См. Общий обзор, парагр. 158.) К этой категории могут относиться судьи и другие лица, занимающее административные должности в системе правосудия, однако, в эту категорию не входят государственные служащие, работающие на коммерческих и промышленных предприятиях, находящихся в государственной собственности. (См. Сборник, парагр. 532, 537)

Законодательство должно как можно более точно и четко определить категории государственных служащих, право которых на забастовку ограничено. Это должно основываться на следующих критериях:

  • характер задач, выполняемых работниками, и
  • какое возможное воздействие будет иметь прекращение работы этими служащими в случае забастовки.

Пример

Жизненно важные работы и чрезвычайные ситуации

Законодательство отдельных стран накладывает те или иные ограничения на использование права на забастовку работниками отраслей, осуществляющих жизненно важные для общества работы. При толковании принципов МОТ, действующих в отношении свободы объединения, применительно к ситуациям такого рода контрольные органы МОТ считают, что ограничение или запрещение права на забастовку возможно в тех сферах, где прекращение работы может создать угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части. (См. Общий обзор, парагр. 159) Законодательством может быть установлено общее определение жизненно важных работ (существенных услуг), при этом рассмотрение каждого конкретного случая осуществляется органами государственной власти или судами. Альтернативным вариантом может стать утверждение, иногда с участием организаций работодателей и работников, порядка определения того, какие работы следует относить к жизненно важным. В некоторых случаях законодательством определен перечень работ, считающихся жизненно важными, то есть сфер, в которых приостановка работы недопустима.

Контрольные органы МОТ считают, что в тех случаях, когда на право на забастовку накладываются ограничения или это право подпадает под запрет, соответствующие работники должны иметь компенсационные гарантии в виде использования процедур примирения и посредничества, которые в случае неудачи, приводят в действие механизм арбитража, рассматриваемый сторонами как столь же эффективное средство разрешения конфликтов. Стороны должны иметь возможность участвовать в установлении и осуществлении порядка, который бы обеспечивал должные гарантии беспристрастного и скорого разрешения конфликтов; такой порядок должен быть обязательным для обеих сторон, и выполняться незамедлительно и полностью. (См. Общий обзор, парагр. 164)

Некоторые виды деятельности, которые в одних странах не рассматриваются как виды деятельности, прекращение работы которых может поставить под угрозу жизнь, личную безопасность или здоровье всего населения или его части, в других странах в силу определенных условий, наоборот, могут относиться к таким видам деятельности. Примером этого может служить портовая или морская транспортная служба на острове, где обеспечение нормальной жизни в значительной степени зависит от поставок основных товаров, осуществляемых этими службами. Нередко, степень угрозы, создаваемая такой забастовкой, зависит от ее продолжительности. Забастовка продолжительностью в несколько дней может не создать особых проблем, в то время как забастовка, продолжающаяся несколько недель или месяцев, может причинить населению серьезный ущерб. По этой причине в некоторых странах власти вправе объявить ту или иную сферу деятельности жизненно важной или запретить проведение забастовки или иного выступления работниками той или иной службы, когда продолжительность действия забастовки или выступления создает для населения ситуацию, близкую к чрезвычайной.

Обычно, законодательство, запрещающее или ограничивающее право работников сферы жизненно важных работ на забастовку, сопровождает ограничения такого рода требованием об обязательной передаче споров в арбитраж. Это может служить своего рода компенсационной гарантией за утрату права на забастовку.

Пример

Минимум необходимых работ (услуг)

Вместо введения запрета на забастовки в таких службах коммунального хозяйства, где полный запрет был бы необоснован в силу того, что прекращение работы этими службами не способно причинить населению большого вреда, в некоторых странах предусмотрено предоставление минимального объема работ для обеспечения основных потребностей населения во время проведения забастовки. Контрольные органы МОТ считают, что предоставление минимального объема работ в таких областях  может являться приемлемой альтернативой, кроме случаев, когда под сомнение  ставится право на забастовку большей части работников таких служб. По мнению МОТ, правила в отношении предоставления минимума работ (услуг) должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:

  • речь должна идти об определении действительно минимального объема работ (услуг), который ограничивается проведением  только тех операций, которые строго необходимы для обеспечения основных потребностей населения или выполнения минимальных требований, предъявляемых к таким службам в отношении проведения законных забастовок; при этом не должна ослабляться эффективность давления, оказываемого забастовщиками.
  • соответствующие организации работников должны иметь возможность участвовать наряду с работодателями и органами государственной власти  в определении того, каков должен быть необходимый объем  минимальных  работ (услуг).

Положения в отношении предоставления минимального объема работ должны:

  • быть четко сформулированы;
  • применяться  строго в соответствии с регламентом; и
  • быть заранее известны тем, на кого они распространяются.

Крайне желательно, чтобы:

  • переговоры об определении и организации обеспечения минимального объема работ (услуг) не проводились в период трудового спора, дабы стороны  имели возможность изучить вопрос объективно и без пристрастия; и
  • стороны предусмотрели создание совместного или независимого органа, наделенного полномочием принимать обязательные к исполнению решения и ответственного за быстрое рассмотрение проблем, возникших в результате определения минимально необходимого объема работ (услуг) и применения данных требований на практике.

В случаях, когда введение запрета на проведение забастовок было бы необоснованно, введение требований в отношении предоставления минимального объема работ  может быть уместным для обеспечения основных потребностей потребителей или обеспечения надежной работы оборудования. Такие положения могут также использоваться вместо полного запрета на проведение забастовок в службах, определенных должным образом как жизненно важные. (См. Общий обзор, парагр. 160-162)

Пример

Споры о праве

Во многих случаях разногласия по вопросам прав, предусмотренных законом, коллективным договором, или трудовым договором не считаются достаточным основанием для объявления забастовки, так как ожидается, что, после безрезультатного использования согласительных процедур, стороны будут иметь возможность обратиться в соответствующий судебный орган за окончательным решением спора.

Пример

Условия существования права на забастовку

Обычно в национальных законодательствах содержится ряд условий, исполнение которых обязательно для работников и их организаций при реализации ими права на забастовку. Эти условия не должны незаконным образом препятствовать использованию права на проведение забастовки в защиту интересов работников. Наиболее часто встречающимися в законодательстве являются следующие условия:

  • все возможности для разрешения спора с помощью согласительной процедуры или посредничества должны быть исчерпаны до начала проведения забастовки;
  • до начала проведения забастовки  должно быть проведено голосование о целесообразности проведения забастовки; забастовка может быть проведена только в том случае, если за нее проголосовало большинство участников голосования;
  • уведомление о проведении забастовки должно быть сделано заранее.

Исчерпание возможностей разрешения спора с помощью процедур примирения и посредничества

В законодательствах многих стран содержится требование о том, что забастовка не может быть объявлена до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности для разрешения спора с помощью процедур примирения или посредничества. В соответствии с принципами МОТ в отношении свободы объединения и права на забастовку, эти требования являются законными, так как способствуют разрешению разногласий путем переговоров. Однако эти процедуры не должны быть долгими и сложными, так как в противном случае проведение законной забастовки станет невозможным или не сможет служить достижению поставленных целей. (См. Общий обзор, парагр. 171)

В некоторых случаях в законодательстве четко определено, что забастовка не может быть организована до исчерпания всех возможностей разрешить спор с помощью процедур примирения и посредничества. В других случаях  выполнение данного требования вытекает из содержащегося в законодательстве требования об уведомлении служб примирения или посредничества о возникших разногласиях (проведение забастовки разрешается только в случае, если спор остается неразрешенным после завершения процедур примирения и посредничества).

Пример

Проведение голосования по вопросу о целесообразности проведения забастовки

В странах, где право на забастовку является коллективным правом, обусловленным принятием профсоюзом соответствующего решения, в законодательстве иногда содержится требование о проведении профсоюзом до объявления забастовки голосования по вопросу о целесообразности проведения данной забастовки. При этом для проведения забастовки должно быть получено согласие большинства работников, которых должна затронуть данная забастовка. Цель этого мероприятия заключается в том, чтобы придать трудовым отношениям, в частности забастовкам, упорядоченный характер, уменьшить вероятность возникновения не санкционированных профсоюзом забастовок, а также обеспечить демократический контроль за принятием важных решений в интересах соответствующих работников. Вне зависимости от того, включены ли эти требования в законодательство, они часто бывают включены в уставы профсоюзов. Такого рода положения соответствуют принципу свободы ассоциации, если только они не делают осуществление права на забастовку сложным или даже невозможным на практике. В частности, законодательные нормы по данному вопросу должны обеспечить:

  • требования в отношении кворума и необходимого для принятия решения большинства должны быть определены в разумных пределах (данные требования не должны делать использование права на забастовку затруднительным, а то и невозможным);
  • при установлении наличия большинства голосов в поддержку проведения забастовки, подсчету должны подлежать только поданные голоса.

(См. Общий обзор, парагр. 170; Сборник, парагр. 506, 507, 508, 511)

Пример

Сроки уведомления

Законодательно могут быть предусмотрены требование о том, чтобы работники уведомляли работодателя за определенный срок до того, как воспользоваться своим правом на забастовку при условии, что срок, за который такое уведомление должно быть сделано, не будет слишком долгим (это ограничивало бы возможности использования права на забастовку). Может быть рассмотрен вопрос о сокращении сроков уведомления в случае, если процедуры примирения и посредничества были долгими, а круг остающихся неразрешенными разногласий четко обозначен. (См. Общий обзор, парагр. 172) Как правило, срок подачи уведомления о забастовке должен быть коротким, однако, для сферы существенных услуг, а также работ, имеющих социальное или общественное значение, срок подачи уведомления, должен быть более продолжительным (в разумных пределах). Комитет МОТ по свободе объединения определил, что в указанных сферах приемлемым с точки зрения принципа свободы ассоциации являются следующие сроки  подачи:

  • уведомление должно быть сделано за 20 дней в случае, если работы  имеют социальное и общественное значение (См. Сборник, парагр. 504); и
  • уведомление должно быть сделано за 40 дней в случае, если работы относятся к  существенным услугам при условии, что этот срок был назначен для того, чтобы стороны имели дополнительное время для обдумывания своих действий. (См. Сборник, парагр. 505)

Пример

Мирное пикетирование

Пикетирование имеет целью обеспечить успех забастовки путем убеждения как можно большего числа работников прекратить работу. Хотя национальная практика по данному вопросу различается, пикетирование, как правило, признается законным и часто рассматривается как форма права на забастовку. В некоторых странах законодательство устанавливает определенные правила относительно пикетирования и захвата предприятия забастовщиками. Чтобы соответствовать принципу свободы ассоциации любые такие ограничения должны сводиться к случаям, когда действия забастовщиков перестают носить мирный характер (Общий обзор, напр. 174)

Пример

Защита бастующих от увольнения и временная замена бастующих

В соответствии с положениями законов многих стран работодатель не имеет права уволить работников, на том основании, что они участвовали в законной забастовке. На практике индивидуальный трудовой договор принято часто считать приостановленным на время проведения забастовки. В связи с эти следует иметь в виду, что при отсутствии действенной защиты против увольнения или других санкций в связи с проведением законной забастовки право на забастовку может быть лишено всякого содержания. (См. Общий обзор, парагр. 139)

В некоторых странах закон позволяет работодателю временно заменить, но не уволить бастующего работника. В принципе, такой работник имеет право быть восстановленным на работе после завершения забастовки.

Пример

3. Трудовые споры о признании забастовки незаконной