Закон о налоговом консультировании принят

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 8 мая 1999 года № 37

О налоговых консультантах

(В редакции Законов КР от
15 июля 2003 года № 148,17 октября 2008 года № 231,
28 января 2012 года № 5)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия деятельности независимых налоговых консультантов в целях защиты прав и охраняемых интересов граждан, юридических лиц, оказания им помощи при начислении и уплате налогов, выполнении других налоговых обязательств в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Глава IОбщие положения

Статья 1. Понятие налогового консультирования

1. Налоговое консультирование — оказание квалифицированной помощи независимыми налоговыми консультантами гражданам и юридическим лицам при начислении и уплате ими налогов в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

2. Налоговое консультирование включает в себя:

1) консультирование своих клиентов (доверителей) по налоговым вопросам в пределах данного им поручения, оказание помощи при ведении бухгалтерского учета и отчетности, составлении документов для целей налогообложения;

2) предъявление от имени и по поручению своего клиента (доверителя) требований о возврате излишне уплаченных им сумм налогов, возмещении причиненного ущерба со стороны должностных лиц Налоговой службы;

3) представительство от имени и по поручению клиента (доверителя) в суде, налоговой инспекции, налоговой полиции, других правоохранительных органах по вопросам налогообложения;

4) участие в суде, в правоохранительных и других органах в качестве независимого эксперта по спорам о налогообложении;

5) ответственность за непрофессиональное консультирование, нарушение профессиональной этики и законов Кыргызской Республики.

Статья 2. Налоговые консультанты

1. Налоговыми консультантами могут являться:

1) физические лица, получившие квалификационный сертификат налогового консультанта в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона;

2) юридическое лицо, руководитель которого получил квалификационный сертификат налогового консультанта и в составе которого работают не менее 3 физических лиц, получивших квалификационный сертификат налогового консультанта в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона;

3) лица, получившие лицензии на аудиторскую или адвокатскую деятельность, и физические лица, получившие квалификационный сертификат налогового консультанта в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона;

4) аудиторские организации и юридические лица, получившие лицензии на аудиторскую деятельность.

2. Занятие деятельностью налогового консультанта без квалификационного сертификата влечет за собой административную и уголовную ответственность согласно законодательству Кыргызской Республики.

3. Налоговые консультанты вправе объединяться с аудиторами и юристами для совместного осуществления профессиональной деятельности — аудиторской, правовой, налогового консультирования.

4. Случаи, при которых запрещается или ограничивается деятельность по налоговому консультированию, устанавливаются настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 15 июля 2003 года № 148)

Статья 3. Законодательство о налоговых консультантах

Деятельность независимых налоговых консультантов регулируется Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними указами Президента и постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

Статья 4. Цели, задачи и принципы налогового консультирования

1. Цель налогового консультирования — помощь гражданам и юридическим лицам в правильном и законном начислении и уплате налогов, выполнении своих налоговых обязательств в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики, оказание квалифицированной профессиональной помощи и представительство в судах, правоохранительных, налоговых органах.

2. Задача налогового консультанта — на основе представленной ему информации по поручению и (или) от имени клиента (доверителя) оказать помощь при начислении и уплате налогов в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

3. Основными принципами, регулирующими налоговое консультирование, являются этические и профессиональные нормы налогового консультанта и ответственность за нарушение этих норм. К этическим и профессиональным нормам относятся профессиональная подготовленность, независимость, честность, объективность, соблюдение Налогового кодекса Кыргызской Республики и других законов, не противоречащих Конституции Кыргызской Республики.

Порядок проведения аттестации налоговогоконсультанта. Квалификационный сертификат

(Название главы в редакции Закона КР от 15 июля 2003 года № 148)

Статья 5. Аттестация налогового консультанта

1. Аттестация физических лиц, желающих стать налоговыми консультантами, проводится с целью определения профессиональной, квалификационной пригодности этих лиц для осуществления налогового консультирования путем сдачи ими экзаменов аттестационной комиссии или при удовлетворении требованиям, установленным настоящим Законом.

2. Аттестации подлежат все соискатели, как обязанные сдавать экзамены, так и освобожденные от их сдачи в соответствии с настоящим Законом.

3. Соискатель, успешно выдержавший экзамен на право заниматься налоговым консультированием, вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию.

4. Аттестационная (квалификационная) комиссия создается профессиональной организацией налоговых консультантов с участием представителей бизнес-ассоциаций, учебных заведений, органов местного самоуправления, уполномоченных государственных органов в сфере налогов, таможенного дела, а также уполномоченного государственного органа, имеющего функции фискальной политики.

Профессиональная организация налоговых консультантов — общественное объединение налоговых консультантов и (или) их ассоциация (союз).

В случае отсутствия региональных профессиональных организаций налоговых консультантов правом образования аттестационной (квалификационной) комиссии с участием представителей территориальных субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, для выдачи квалификационного сертификата наделяются региональные высшие учебные заведения, специализирующиеся на подготовке соответствующих специалистов.

5. Аттестация проводится два раза в год для всех лиц, желающих стать налоговым консультантом, удовлетворяющих предъявляемым к ним требованиям, установленным настоящим Законом, и допущенных к экзаменам.

6. Перечень тематических вопросов на экзамене определяется аттестационной (квалификационной) комиссией и обязательно включает вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, экономики и финансов предприятия, основ права.

7. Положение об аттестационной (квалификационной) комиссии, а также порядок проведения аттестации утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года № 231, 28 января 2012 года № 5)

Статья 6. Лица, допускаемые к экзаменам на налогового

консультанта

1. Лица, желающие стать независимыми налоговыми консультантами, подают заявление в профессиональную организацию налоговых консультантов в срок не позднее одного месяца до объявленного дня экзаменов.

2. К экзаменам допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

1) имеющие высшее или среднее специальное образование по экономической или юридической специальности и опыт экономической, финансовой, счетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой работы не менее трех лет;

2) не имеющие судимости за корыстные умышленные преступления.

3. Лица, у которых прекращено действие квалификационного сертификата за нарушение обязанностей налогового консультанта не допускаются к экзаменам в течение 5 лет с момента прекращения его действия.

(В редакции Закона КР от 28 января 2012 года № 5)

Статья 7. Лица, имеющие право на получение квалификационного

сертификата без сдачи экзаменов

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 октября 2008 года № 231)

Статья 8. Квалификационный сертификат налогового консультанта

1. Лица, успешно сдавшие экзамены на налогового консультанта, и лица, имеющие право на получение квалификационного сертификата без сдачи экзаменов, получают квалификационный сертификат по форме, установленной Правительством Кыргызской Республики.

2. Квалификационный сертификат выдается без ограничения срока. Лишение налогового консультанта квалификационного сертификата или приостановление его действия производится в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.

3. Лица, не сдавшие экзамены, имеют право на повторную аттестацию не ранее, чем через шесть месяцев.

(В редакции Закона КР от 28 января 2012 года № 5)

Статья 9. Плата за проведение аттестации

1. Размер платы за аттестацию должен быть напрямую связан с суммой затрат на эти цели и определяться исходя из сметы затрат на проведение аттестации либо на договорной основе.

2. В случае отказа соискателя от аттестации внесенная им плата возвращается по его письменному заявлению, поданному не позднее десяти дней до начала экзаменов.

Статья 10. Лицензия на право осуществления налогового

консультирования

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 15 июля 2003 года № 148)

Глава IIIПрава, обязанности и деятельность налоговых консультантов

Статья 11. Права и обязанности налогового консультанта

1. Налоговые консультанты вправе использовать наименование профессии «налоговый консультант» в своей профессиональной деятельности.

2. Аудиторы и юристы, являющиеся налоговыми консультантами, вправе использовать название своих профессий наряду с названием «налоговый консультант».

3. Налоговые консультанты независимы от государственных органов, своих клиентов (доверителей), третьих лиц.

4. Налоговые консультанты вправе привлекать к работе других налоговых консультантов, экспертов, вспомогательный персонал, за работу которых они несут ответственность перед клиентом (доверителем).

5. Налоговые консультанты должны осуществлять свою деятельность:

1) либо в качестве зарегистрированного физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

2) либо в качестве юридического лица в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества или общества.

Статья 12. Реклама деятельности налоговых консультантов

1. Реклама деятельности налогового консультанта допускается только в целях информации о форме и содержании профессиональной деятельности. Налоговым консультантам не разрешается реклама, практикуемая в предпринимательской деятельности, рекламирующая лучшее качество услуг одних налоговых консультантов перед другими.

Статья 13. Сохранение коммерческой и служебной тайны

клиента (доверителя)

1. Налоговые консультанты, их помощники обязаны сохранять коммерческую и служебную тайну своих клиентов (доверителей), ставшую им известной в процессе выполнения поручений своих клиентов (доверителей).

2. Налоговые консультанты не могут привлекаться в качестве свидетелей по вопросам, ставшим им известными в процессе выполнения поручений своих клиентов (доверителей).

Статья 14. Страхование налоговых консультантов от риска

гражданской ответственности

В связи с повышенной ответственностью налоговых консультантов за последствия своей профессиональной деятельности налоговые консультанты должны быть застрахованы от риска наступления гражданской ответственности.

Глава IVПалата налоговых консультантов

Статья 15. Палата налоговых консультантов Кыргызской Республики

1. Палата налоговых консультантов является профессиональным объединением, создаваемым путем членства в ней налоговых консультантов, на которую настоящим Законом возлагаются функции по контролю за профессиональной деятельностью налоговых консультантов и привлечению их к ответственности за нарушение профессиональных обязанностей.

2. Палата налоговых консультантов образуется в целях координации деятельности налоговых консультантов, разработки единых стандартов, организации профессиональной подготовки и обучения лиц, желающих стать налоговыми консультантами, повышения квалификации налоговых консультантов, ведения Единого профессионального реестра налоговых консультантов, подготовки и издания учебных, методических пособий, утверждения Кодекса этики налогового консультанта.

3. Члены Палаты налоговых консультантов сохраняют самостоятельность в ведении своей профессиональной деятельности.

Статья 16. Основные функции палаты налоговых консультантов

1. Основными функциями Палаты налоговых консультантов являются защита профессиональных, законных интересов и прав своих членов, контроль за надлежащим исполнением налоговыми консультантами своих профессиональных обязанностей, представительство интересов своих членов в государственных органах власти и управления.

2. Палата налоговых консультантов имеет право:

1) консультировать и информировать членов Палаты по профессиональным обязанностям;

2) разрешать споры между налоговыми консультантами, между налоговыми консультантами и клиентами (доверителями), между налоговыми консультантами и третьими лицами по вопросам выполнения профессиональных обязанностей при наличии письменных заявлений сторон;

3) рассматривать жалобы и заявления на налогового консультанта при осуществлении им своих профессиональных обязанностей;

4) осуществлять контроль за профессиональным, надлежащим выполнением налоговыми консультантами своих обязанностей, привлечение их к ответственности, в том числе прекращение или приостановление квалификационного сертификата;

5) проводить независимые экспертизы по запросам суда, правоохранительных органов;

6) представлять кандидатуры для участия в аттестационной комиссии профессиональной организации налоговых консультантов;

7) организовывать мероприятия по подготовке помощников налоговых консультантов, по подготовке и повышению квалификации налоговых консультантов, по разработке учебных и методических пособий, осуществлять другие функции, установленные ее уставом.

(В редакции Законов КР от 15 июля 2003 года № 148, 28 января 2012 года № 5)

Статья 17. Органы управления Палатой налоговых консультантов. Устав Палаты

1. Высшим органом управления Палатой налоговых консультантов является общее собрание ее членов.

2. Постоянным органом управления Палатой является правление, состоящее не менее, чем из 5 человек, избираемое персонально на общем собрании.

3. Члены правления избирают председателя правления Палаты.

4. Деятельность Палаты налоговых консультантов осуществляется в соответствии с уставом, разработанным и принятым на основании настоящего Закона.

Статья 18. Финансирование Палаты налоговых консультантов

1. Деятельность Палаты налоговых консультантов финансируется за счет членских взносов своих членов, оказания услуг в соответствии с ее уставом.

2. Размеры платы за услуги, оказываемые Палатой, устанавливаются и утверждаются правлением Палаты.

Глава VОтветственность налоговых консультантовза нарушение настоящего Закона

(Название главы в редакции Закона КР от 15 июля 2003 года № 148)

Статья 19. Ответственность налоговых консультантов

1. Налоговый консультант несет персональную ответственность за нарушение своих обязанностей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

1) за непрофессиональное осуществление налогового консультирования, выразившееся в выдаче клиенту (доверителю) неправильной рекомендации, причинившей ему материальный ущерб;

2) за заведомо незаконную консультацию, с целью уклонения (сокрытия) клиента (доверителя) от уплаты налогов;

3) за разглашение коммерческой, служебной тайны клиента (доверителя);

4) за другие нарушения настоящего Закона и устава Палаты.

2. Привлечение налогового консультанта к ответственности, предусмотренной настоящим Законом, производится правлением Палаты налоговых консультантов.

Статья 20. Виды ответственности

1. За нарушение обязанностей налогового консультанта, указанных в статье 19 настоящего Закона, правление Палаты вправе наложить на члена Палаты наказание, установленное уставом.

2. Решение о привлечении налогового консультанта к ответственности может быть обжаловано им в суде.

3. Привлечение налогового консультанта к ответственности не ограничивает право клиента (доверителя) обратиться в суд с требованием о возмещении виновным лицом причиненных убытков.

4. При обнаружении в действиях налогового консультанта признаков уголовного деяния правление Палаты передает материалы дела в правоохранительные органы.

Статья 21. Основания для прекращения лицензии

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 15 июля 2003 года № 148)

Иностранный консультант, профессор и шпион!
(цитата из «Мастера и Маргариты» Булгакова)

Известный юрист и депутат Андрей Макаров 23 мая внес в Госдуму Законопроект № 529626-6 О налоговом консультировании. Напомним, профессиональное сообщество обсуждало возможность принятия такого закона более 10 лет.

Кстати, на сайте Госдумы можно найти законопроект «О налоговом консультировании», разработанный еще в 1998 году, но так и канувший в лету.

В этот раз настрой у законодателей и правоприменителей серьезный. Тот же руководитель ФНС Михаил Мишустин весной уже не раз публично заявлял о том, что поддерживает принятие закона «О налоговом консультировании» в кратчайшие сроки.

Основной посыл – такой закон облегчит жизнь простых россиян, на которых теперь возлагается обязанность сообщать в ФНС о любом своем имуществе, за которое нужно заплатить налоги.

Законопроект Андрея Макарова любопытен еще и тем, что отражает на данный момент ключевые чаяния чиновников, желающих еще активнее контролировать налоговую сферу.

Итак, вот что мы увидели:

1. В законопроекте нет ни слова о Палате налоговых консультантов, создание и деятельность таких общественых организаций в законопроекте не предусмотрено. Но есть замена таким общественным организациям – СРО, которые объединят консультантов, и Совет по деятельности в области налогового консультирования;

2. Несмотря на предложение создавать СРО налоговых консультантов, государство за собой намерено оставить основные контролирующие функции, наделяя ФНС завышенным инструментарием в отношении надзора за налогововыми консультантами и СРО;

3. Налоговые консультанты и налоговые консультации обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, передаваемых им обращающимися за консультациями лицами. Но не прописана четко ответственность за нарушение этой и других обязанностей: что является основанием для предписания, предупреждения, приостановления членства в СРО или исключения из СРО? Возможно, это планируется оформить в подзаконных актах. Так или иначе, вопрос сохранности тайны является достаточно субъективным и может вызвать существенные разногласия на практике. В законопроекте сказано, что к разглашению тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны консультируемого, эта формулировка очень общая и может быть по разному истолкована. Как следствие, это может вызвать сложные разбирательства с привлечением экспертов в суде;

4. Не прописано, каков размер средств компенсационного фонда СРО налоговых консультантов. Возможна ситуация, как и в случае с СРО арбитражных управляющих, когда за недобросовестное поведение арбитражных управляющих кредиторы банкротов получают лишь небольшую часть компенсации из фонда СРО и от страховой компании;

5. Статья 7 посвящена гарантиям независимости налогового консультанта. Их всего две: запрещается воспрепятствование их деятельности, и запрещается истребование у них документов и сведений, переданных им консультируемым лицом (за исключением случаев УПК). Но в законопроекте не четко прописаны правомочия налоговых консультантов. Например, имеют ли они право присутствовать при проведении налоговых проверок, и осуществлении всех связанных с ними действий контролирующими и правоохранительными органами;

6. В тексте законопроекта содержится запрет на использование организациями и лицами, не обладающими статусом налоговая консультация и налоговый консультант соответственно, терминов «налоговый консультант», «налоговая консультация», «налоговое консультирование». Однако речь идет только о запрете использования этих терминов и словосочетаний с ними в наименованиях таких организаций;

7. Сейчас Палата налоговых консультантов проводит обучение в аккредитованных образовательных центрах по курсу «налоговое консультирование», по результатам которого всем прошедшим обучение и сдавшим квалификационные экзамены от имени Палаты выдается аттестат налогового консультанта. Законопроект предусматривает, что обучение налоговых консультантов должно будет вестись исключительно в образовательных организациях высшего (!) образования, аккредитованных уполномоченным федеральным органом (а не общественной организацией, как сейчас). Нет ответа на вопрос, будут ли признаны действительными квалификационные аттестаты, выданные Палатой налоговых консультантов. Также не столь очевидна целесообразность обучения налоговых консультантов исключительно в высших учебных заведениях, не учтен многолетний опыт и практика в этой сфере Палаты налоговых консультантов;

8. СРО налоговых консультантов предоставляется право приостанавливать членство налоговых консультантов и налоговых консультаций. Также этого вправе требовать ФНС. Аналогично по прекращению членства в СРО. Однако, если проанализировать весь законопроект в целом, становится ясно, что права консультантов защищены достаточно слабо. К примеру, такое приостановление или прекращение деятельности осуществляется в одностороннем порядке, а у консультанта лишь остается право оспорить это решение в суде (возможны ли обеспечительные меры, которые позволят консультанту продолжать работу до вступления решения суда в законную силу?);

9. Статья 17 законопроекта посвящена ответственности консультанта, который несет имущественную ответственность за качество оказываемых услуг. Наказание: консультант должен взять на себя санцкии и пени, начисленные консультируемому лицу. Как известно, налоговые штрафы и недоимки могут исчисляться 10-ми миллионов рублей, при этом исход налогового спора, в отличие от гражданского, значительно меньше зависит от формальных оснований, и больше от доказанности тех или иных фактов, которые отдаются на усмотрение суда. Формулировки в законопроекте по данной теме сейчас весьма размытые;

10. При этом консультантов планируется достаточно активно проверять: внутрениие плановые и внеплановые проверки СРО, и внешние проверки уполномоченным госорганом (сроки таких проверок – внутренние не реже 1 раза в год, достаточно короткие и излишние). Основанием для проверки может быть жалоба любого лица;

11. Совет по деятельности в области налогового консультирования: лишь 2 представителя от СРО, 4 представителя от государства и сразу 10 независимых представителей. Но не прописаны качественные критерии отбора в независимые представители, причем избираются они сразу на 3 года. Повод для злоупотреблений со стороны государства в деятельности такого совета, дискриминация СРО. Кроме того, решения Совета предлагается принимать простым большинством голосов, для ключевых вопросов этого явно мало, так как не учитываются интересы меньшинства в Совете (тем более, что заседание легитимно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа участников).

Ну и самый главный вывод: законопроект «О налоговом консультировании» не предусматривает абсолютно никаких преференций для тех, кто обладает официальным статусом «налоговый консультант» или «налоговая консультация». Лишь обязанности, включая и финансовые: уплату членских взносов в СРО. Но законопроект и не увязывает возможность проведения налоговых и связанных с ними консультаций с наличием такого официального статуса. По крайней мере, пока что не ограничивает. Впереди три чтения, надеемся, что законопроект будет существенно доработан.