Закон РФ о зерне

Содержание

Во всем мире зерновое хозяйство является основой всего продовольственного и агропромышленного комплексов, стратегической и одновременно многоцелевой, многофункциональной и системообразующей отраслью, и от того, насколько эффективно оно ведется в значительной степени зависит обеспеченность населения продуктами питания, продовольственная безопасность, а также экономическая и социально-политическая стабильность в стране. На сегодняшний день Российская Федерация остается единственной страной, из числа крупнейших производителей зерна, в которой государственный контроль за качеством производимого зерна сильно ослаблен и практически отсутствует. Во многих странах контроль со стороны государства укрепляется, стимулируя сельхозпроизводителя производить качественную продукцию.

Национальные законодательства обеспечивают необходимый уровень безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Необходимо усилить государственный контроль за качеством и безопасностью зерна. Для этого необходимо иметь стабильную законодательную базу – прежде всего актуальный Закон Российской Федерации «О зерне». Именно этот закон может составить основу стратегии развития зернового хозяйства и рынка зерна, производство зерна высокого качества.
На сегодняшний день действует закон РФ «О зерне» N 4973-I, принятый 14 мая 1993г.
В данном законе не установлены правовые основы регулирования деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, фактически закон не позволяет осуществлять государственное регулирование в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы:
Отсутствие в Российской Федерации нормативных правовых актов в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки приводит к занижению характеристик зерна при его приобретении у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Следствием является сокращение доходов производителей зерна, снижение налогооблагаемой базы, повышение риска вовлечения в оборот зерна, не соответствующего требованиям по качеству и безопасности и представляющего опасность для населения и сельскохозяйственных животных.
В связи с изменениями российского законодательства в Российской Федерации, с октября 2011 года отсутствует национальный законодательный акт, устанавливающий правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки.
Без вмешательства со стороны государства проблема решена быть не может, в связи с тем, что соответствующие изменения могут быть утверждены только соответствующим актом Правительства Российской Федерации.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан новый проект закона с учетом принятых предложений, который имеет название Федеральный закон «О зерне и продуктах его переработки».
Он разработан в соответствии с протоколом заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от 29.10.2013 №8 и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) .

Планируемый срок вступления закона в силу неоднократно отодвигался и на текущий момент намечен на декабрь 2018 г., однако подготовленный проект пока еще не внесен в Госдуму РФ на рассмотрение и проходит процедуру обсуждения на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения . Закон дорабатывается в целях уточнения порядка осуществления государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, в том числе в части уточнения:
— объектов контроля,
— объема полномочий Федеральных органов исполнительной власти,
— периодичности проводимых проверок,
— мер ответственности.
Закон устанавливает правила регулирования зернового рынка, в том числе в рамках саморегулируемых организаций, а также обязывает зерновые компании подавать декларации обращения зерна и предусматривает создание единой государственной системы учета.
Проект закона также устанавливает требования к предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
В частности, они обязаны обеспечивать количественно-качественный учет зерна и представлять в специальную единую государственную информационную систему учета сведения о зерне.
Хозяйствующие субъекты также обязаны обеспечивать качество и безопасность зерна и продуктов его переработки посредством постоянного отслеживания указанных характеристик в производственных лабораториях и (или) испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При переходе права собственности на зернохранилище, входящее в состав элеватора, права и обязанности хозяйствующего субъекта по договору складского хранения зерна переходят к новому собственнику или владельцу зернохранилища в том же объеме.
При этом хозяйствующие субъекты должны ежеквартально представлять в региональные органы государственной власти декларацию обращения зерна.
Декларация обращения зерна — документ, содержащий сведения о количественно-качественных показателях зерна, представляемый хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Единая государственная информационная система учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки — информационная система, которая содержит сведения о наличии, поступлении, отпуске, порче и уничтожении зерна и продуктов его переработки (за исключением сведений в сфере розничной торговли зерна и продуктов его переработки), представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и необходимую для осуществления государственного регулирования и контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки.
Операторы по хранению зерна обязаны обеспечивать доступ к информации о перечне своих зернохранилищ и объема их емкости, о договоре складского хранения и расценках на услуги, а также сведения о членстве компании в хозяйствующих субъектах, сведения о страховании гражданской ответственности.
Хозяйствующим субъектам отводится довольно серьезная роль в регулировании зернового рынка. Они могут принимать участие в формировании и реализации государственной политики в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
Хозяйствующие субъекты могут быть созданы на основе членства производителей зерна и продуктов его переработки, зерновых товарных складов, зерновых товарных складов общего пользования, на членстве торговых компаний.
Предполагается, что в РФ будет создана Единая государственная информационная система учета в сфере производства и обращения зерна.
Как говорится в законопроекте, она будет содержать в себе сведения о федеральном и региональных балансах зерна, сведения, представляемые хозяйствующими субъектами. Функции оператора системы учета выполняет лицо, выбранное в соответствии с законом о госзакупках.
Количественно-качественный учет зерна представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации о хозяйственных операциях с зерном путем сплошного, непрерывного и документального учета и осуществляется в целях контроля сохранности и рационального использования зерна, обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договорам складского хранения.
Экспорт зерна и продуктов его переработки за пределы Российской Федерации осуществляется участником внешнеэкономической деятельности на основании соответствующих договоров контрактации или поставки.
Участник внешней экономической деятельности при заключении договора контрактации или поставки, предусматривающего экспорт зерна и продуктов его переработки за пределы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней обязан уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, утверждает форму уведомления, представляемого участниками внешней экономической деятельности на вывоз зерна и продуктов его переработки из Российской Федерации.
Порядок декларирования обращения зерна определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Кроме того существует необходимость уточнения разделения полномочий между Россельхознадзором и Роспотребнадзором в отношении муки и связанных с требованиями к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. Предполагается, что принятие закона будет способствовать закреплению функций по государственному контролю (надзору) за безопасностью и качеством муки за Россельхознадзором.

Мониторинг качества зерна нового урожая — совокупность мероприятий, направленных на сбор, обработку, анализ данных о качестве зерна в период уборки зерновых культур), произведенного в РФ, проводится ежегодно для сбора информации о качестве зерна нового урожая в соответствии с классификацией для составления федерального и региональных отчетных и прогнозных балансов зерна и продуктов его переработки.
Вместе с этим законопроект предусматривает индикативное планирование в сфере производства зерна, которое направлено на обеспечение продовольственной безопасности РФ, рациональное использование земельных и иных ресурсов, повышение эффективности расходования бюджетных средств. Основой такого планирования является федеральный план производства зерна, разрабатываемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основе региональных планов.
Ведение госреестра предприятий, занимающихся хранением зерна, взаимодействие с саморегулируемой организацией, ведение единой информационной системы учета, осуществление индикативного планирования, в том числе посредством разработки прогнозных балансов и ряд других мероприятий относятся к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере агропромышленного комплекса, то есть Минсельхоза.
Кроме того в сфере госрегулирования законопроект устанавливает антимонопольное регулирование, регулирование рынка путем проведения закупочных и товарных интервенций, регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий, в том числе путем введения понижающих коэффициентов к указанным тарифам.
Что касается государственного надзора в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, то его основными направлениями являются: государственный контроль (надзор) качества зерна и продуктов его переработки, экспертиза зерна и прочее. Государственный контроль (надзор) проводится при осуществлении закупок зерна для государственных нужд, а также в интервенционный фонд, при ввозе и вывозе зерна и продуктов его переработки на территорию РФ, и некоторых других случаях.
В законопроекте также говорится о видах господдержки в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки. Предполагается финансирование научных исследований, поддержка развития инфраструктуры рынка зерна и сферы переработки, компенсация части затрат на хранение и транспортировку зерна, господдержка страхования зерна и продуктов его переработки.
Разработка проекта закона вызвана необходимостью своевременного получения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информации о заключенных экспортерами контрактах на поставку зерна и продуктов его переработки.
В соответствии с устанавливаемой нормой участник внешнеэкономической деятельности в случае заключения договора контрактации или поставки, предусматривающего экспорт зерна и продуктов его переработки за пределы Российской Федерации, должен будет уведомить об этом в пятидневный срок Россельхознадзор по форме и в порядке, установленными Минсельхозом России. Указанные полномочия будут исполняться Россельхознадзором в рамках имеющейся штатной численности.
Литература
1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011)
2. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 1 июля 2003 г. № 184-ФЗ
3. http://regulation.gov.ru/projects#npa=37367
Черкасов С.В., кандидат технических наук; Ересько Л.Г., старший научный сотрудник
Кубанский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт зерна и продуктов его переработки», г. Краснодар

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ

И КОНТРОЛЕ ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЗЕРНА

И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

Принят

Государственной Думой

11 ноября 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, производимых в Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию.

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами его переработки и установление государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

зерно — семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических целей;

продукты переработки зерна — мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия, комбикорма, побочные продукты переработки зерна. Понятия «зерно» и «продукты переработки зерна» далее по тексту настоящего Федерального закона именуются как «зерно и продукты его переработки»;

обработка зерна — очистка, сушка, вентилирование, обеззараживание зерна и другие технологические процессы приведения качества зерна в соответствие с требованиями нормативных документов;

производство продуктов переработки зерна — технологический процесс переработки зерна в целях производства муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов;

качество зерна и продуктов его переработки — совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов;

рациональное использование зерна и продуктов его переработки — использование зерна и продуктов его переработки по целевому назначению, соблюдение научно обоснованных норм выхода и потерь зерна и продуктов его переработки при их хранении, транспортировании и реализации;

хранение зерна и продуктов его переработки — содержание зерна и продуктов его переработки в условиях, обеспечивающих их сохранность;

сертификат качества зерна и продуктов его переработки — документ, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов, а также наименованию изготовителя указанной продукции.

Статья 3. Правовое регулирование в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

1. Правовое регулирование в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, применяются правила международного договора.

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Статья 4. Федеральные органы исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ

И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Статья 5. Основные направления государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Основными направлениями государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки являются:

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

защита прав граждан на обеспечение зерном и продуктами его переработки, качество которых соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов;

установление показателей качества зерна и продуктов его переработки, методов оценки их качества и учета зерна и продуктов его переработки;

аккредитация лабораторий, осуществляющих определение качества зерна и продуктов его переработки;

сертификация зерна и продуктов его переработки;

иные направления, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 6. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.

Статья 7. Инспектирование качества зерна и продуктов его переработки

1. Инспектирование качества зерна и продуктов его переработки при их производстве и транспортировании гражданами и юридическими лицами осуществляется посредством определения качества зерна и продуктов его переработки и подтверждается сертификатами качества зерна и продуктов его переработки.

2. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации зерна и продуктов его переработки осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии сертификатов качества зерна и продуктов его переработки.

Статья 8. Порядок учета зерна и продуктов его переработки

1. Учет зерна и продуктов его переработки ведется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна.

2. Порядок учета зерна и продуктов его переработки утверждается уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Статья 9. Экспертиза, использование или уничтожение зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу

1. Зерно и продукты его переработки, признанные по результатам лабораторного исследования непригодными для использования в пищу, подлежат экспертизе в целях определения возможности их дальнейшего использования или уничтожения в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. Зерно и продукты его переработки, владелец которых не может подтвердить их происхождение, а также которые имеют явные признаки недоброкачественности, подлежат уничтожению без проведения экспертизы.

3. Проведение экспертизы зерна и продуктов его переработки, а также принятие решения о возможности их дальнейшего использования обеспечивают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

4. Зерно и продукты его переработки на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия решения о возможности их дальнейшего использования или уничтожения, подлежат хранению в отдельных помещениях с указанием объема партий и соблюдением условий, исключающих доступ к зерну и продуктам его переработки. Зерно и продукты его переработки, помещенные на временное хранение, подлежат учету. Сохранность зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, обеспечивают граждане и юридические лица, которым они переданы в установленном порядке на временное хранение.

5. Расходы, связанные с транспортированием, хранением, экспертизой, использованием или уничтожением зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, оплачиваются их владельцами.

Статья 10. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

1. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляют должностные лица уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

2. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, в пределах своей компетенции имеют право:

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

беспрепятственно посещать граждан и юридических лиц, которые осуществляют деятельность по закупке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна;

получать от граждан и юридических лиц информацию, касающуюся качества, рационального использования и учета зерна и продуктов его переработки;

проводить в установленном порядке отбор проб зерна и продуктов его переработки для определения их качества;

пользоваться безвозмездно производственными лабораториями и техническими средствами граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, привлекать их специалистов для выполнения работ по контролю за качеством зерна и продуктов его переработки;

проводить контрольные проверки веса партий зерна и продуктов его переработки;

давать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по закупке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

запрещать реализацию зерна и продуктов его переработки, качество которых не соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов, давать рекомендации о дальнейшем использовании зерна и продуктов его переработки;

проводить по поручению заявителей (граждан и юридических лиц) экспертизу, контроль за качеством и количеством зерна и продуктов его переработки;

осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ЗАКУПКЕ, ХРАНЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ

ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

Статья 11. Права граждан и юридических лиц в области контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, имеют право:

получать информацию, касающуюся их деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

участвовать в отборе проб, проверке качества зерна и продуктов его переработки, а также осуществлять другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна

Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, обязаны:

разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению порчи, снижения качества зерна и продуктов его переработки и по обеспечению их рационального использования;

обеспечивать соблюдение санитарных, технических и противопожарных требований;

обеспечивать контроль за качеством зерна и продуктов его переработки посредством использования производственных аккредитованных лабораторий или иных аккредитованных лабораторий;

соблюдать научно обоснованные нормы выхода продуктов переработки зерна с обеспечением производства продуктов переработки зерна в ассортименте, предусмотренном технологическим процессом;

нести другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

1. За нарушение законодательства в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки граждане и юридические лица несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

2. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ)

Статья 14. Разработка деклараций рационального использования зерна

Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по хранению и переработке зерна, разрабатывают декларации рационального использования зерна в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

2. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

5 декабря 1998 года

N 183-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 183-ФЗ О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки

<Письмо> Роспотребнадзора от 21.11.2006 N 0100/12292-06-32 «О порядке подтверждения соответствия качества и безопасности муки» (вместе с «Порядком подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв»)

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 05.12.1998 N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»; изменение к Закону от 05.12.1998 N 183-ФЗ в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 16.03.2006 N 41-ФЗ;

<Письмо> Роспотребнадзора от 12.09.2007 N 0100/9319-07-32 «О сертификатах качества на муку, хлебобулочные и макаронные изделия»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с поступающими обращениями разъясняет, что в соответствии с Федеральным законом от 05.12.1998 N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» сертификация зерна и продуктов его переработки является одним из основных направлений государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

Приказ Минсельхоза РФ от 08.10.2009 N 473 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений

<Письмо> Роспотребнадзора от 31.10.2011 N 01/13750-1-32 «Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ»

7) В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 48 Федерального закона N 248-ФЗ признаны утратившими силу Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» и статья 2 Федерального закона от 16 марта 2006 года N 41-ФЗ «О внесении изменений в главу VI Закона Российской Федерации «О зерне», Федеральный закон «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

<Письмо> ФТС РФ от 12.09.2006 N 06-73/31765 «О направлении информации» (вместе с «Перечнем зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, подлежащих государственному надзору и контролю Россельхознадзором в сфере качества и безопасности при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации», утв. Россельхознадзором 11.08.2006)

Направляем для руководства в работе Перечень зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, подлежащих государственному надзору и контролю Россельхознадзором в сфере качества и безопасности при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации (далее — Перечень).

<Письмо> Россельхознадзора от 14.09.2010 N ФС-АС-3/11506 <О подтверждении соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации из стран, входящих в Таможенный союз>

До введения на единой таможенной территории Таможенного союза единой формы сертификата качества или заключения соглашения между странами Таможенного союза о взаимном признании сертификатов качества следует руководствоваться положениями Федерального закона от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» (пункт 2 статья 7).

<Письмо> Роспотребнадзора от 20.01.2006 N 0100/352-06-32 «О выдаче сертификатов качества муки, хлебобулочных и макаронных изделий» (вместе с «Временным порядком оформления сертификатов качества муки, хлебобулочных и макаронных изделий Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»)

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 05.12.1998 N 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации зерна и продуктов его переработки осуществляются при наличии сертификатов качества зерна и продуктов его переработки.

Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 N 1447 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении Порядка представления декларации рационального использования зерна»

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 5970) Правительство Российской Федерации постановляет:

Приказ Минсельхоза РФ от 21.08.2009 N 384 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна, крупы в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации

Федеральным законом от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 5970; 2008, N 30, ст. 3616);

Приказ Росгосхлебинспекции от 04.04.2003 N 20 «Об утверждении Рекомендаций по заполнению отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки»

В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1998 г. N 183 «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 5970) в целях обеспечения единообразия применения и заполнения отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки, утвержденных Приказом Росгосхлебинспекции от 8 апреля 2002 г. N 29 «Об утверждении Порядка учета зерна и продуктов его переработки» (зарегистрированном в Минюсте России 31 мая 2002 г., N 3490), приказываю:

действует Редакция от 18.07.2011 Подробная информация

ЗАКОН РФ от 14.05.93 N 4973-I (ред. от 18.07.2011) «О ЗЕРНЕ»

14 мая 1993 г. N 4973-I

Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства.

Глава I. Основные положенияСтатья 1.

Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

Глава II. Государственная поддержка производства и переработки зернаСтатья 2.

: Действие статьи 2 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

: Статья 2 утратила силу в части, касающейся государственной поддержки производства и переработки зерна — Федеральный закон от 02.12.94 N 53-ФЗ.

Государство ежегодно финансирует государственные программы научных исследований и опытно-конструкторских работ по селекции, семеноводству, производству, подработке, хранению, переработке зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также по разработке технологий, направленных на рациональное использование зерна.

Государство:

компенсирует производителям зерна не менее одной трети затрат, произведенных на тонну выращенного зерна, и не менее половины проданных в федеральный или региональный фонды зерна. При определении размера компенсации учитываются фактические затраты за предыдущий год и прогнозируемый уровень инфляции расчетного года;

возмещает производителям зерна 50 процентов затрат на покупку зерноуборочных комбайнов;

возмещает производителям зерна 50 процентов и хлебоприемным предприятиям 30 процентов собственных затрат на строительство и реконструкцию материально-технической базы сушки, обработки, хранения зерна и семян.

Порядок финансирования государственных программ компенсации и возмещения затрат с учетом региональных особенностей определяется Правительством Российской Федерации.

Расходы государства на поддержку производства и переработки зерна представляются в государственном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Статья 3.

: Действие статьи 3 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.

Ежегодно в январе — феврале Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, представителями общественных объединений, выражающих интересы производителей зерна и его потребителей, устанавливает на зерно нижний гарантированный уровень закупочных цен с учетом цены мирового рынка. Договорные цены подлежат индексации на момент закупки зерна с учетом инфляции.

Часть третья — Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 02.12.94 N 53-ФЗ)

В целях предоставления дополнительных кредитов производителям зерна государство организует и поддерживает систему залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О залоге». Производители зерна участвуют в залоговых операциях на добровольной основе.

Статья 4.

: Действие статьи 4 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Государство гарантирует производителям зерна закупку всего предъявленного к реализации зерна и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов детского питания.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные меры по материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к продаже его в соответствующие фонды зерна.

Глава III. Фонды зерна, их формирование и использованиеСтатья 5.

В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 6.

Объем федерального фонда зерна определяется Правительством Российской Федерации и формируется за счет закупок зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости — за счет закупок зерна и за ее пределами.

Статья 7.

Объемы региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются соответствующими органами исполнительной власти и формируются за счет закупок зерна на контрактной основе у его производителей как в своих административных границах, так и за их пределами.

Статья 8.

: Действие статьи 8 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей на основе ежегодно составляемых балансов производства и использования зерна заключают между собой договоры о соотношении его закупок в федеральный и региональные фонды зерна на конкретной территории или об объемах дотаций из федерального фонда зерна.

В случае недостижения объема производства зерна, предусмотренного балансом производства и использования зерна на текущий год, отдельными республикой в составе Российской Федерации, автономной областью, автономным округом, краем, областью формирование федерального фонда зерна на этой территории и регионального фонда зерна производится в соотношении, определенном указанным договором.

Статья 9.

: Действие статьи 9 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

В целях организации работы по закупке и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого устанавливаются специальными положениями.

Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций по формированию заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд.

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.

Государственный заказчик ежегодно в январе представляет Верховному Совету Российской Федерации отчет об использовании кредитно-финансовых и материальных ресурсов и обеспечении потребностей Российской Федерации в хлебопродуктах за прошедший год.

Статья 10.

Для расчетов с производителями зерна, иными его поставщиками за зерно, поставляемое в федеральный фонд зерна, а также для закупок зерна за рубежом государственному заказчику под государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются бюджетные ссуды и валютные средства.

Статья 11 — Утратила силу.

Статья 11 — Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Статья 12.

Для расчетов с производителями зерна и иными его поставщиками за зерно, поставляемое в региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, соответствующим региональным заказчикам предоставляются кредиты под гарантийные обязательства органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 13.

Производители зерна заключают контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.

Части вторая и третья — Утратили силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Статья 14.

: Действие статьи 14 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Зерно и продукты его переработки, закупленные в федеральный фонд зерна, являются собственностью Российской Федерации. Федеральным фондом зерна распоряжается Правительство Российской Федерации.

Федеральный фонд зерна используется:

для полного удовлетворения потребностей в зерне и продуктах его переработки территорий, не производящих зерно, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Вооруженных Сил Российской Федерации, спецпотребителей, индустрии детского питания, спиртовой и крахмало-паточной промышленности;

для выделения недостающих по балансу на расчетный год объемов зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его производства;

для предоставления зерна территориям в порядке натуральной ссуды с последующим возвратом из нового урожая;

для формирования государственного резерва зерна;

для экспорта.

Статья 15.

Порядок использования региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяется их органами исполнительной власти, которые несут ответственность за обеспечение всех потребностей, определенных в части второй статьи 14.

Глава IV. Рынок зернаСтатья 16.

Государство содействует становлению и развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торгово — закупочных операциях с зерном.

Статьи 17 — 18 — Исключены.

Статьи 17 — 18 — Исключены.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Глава V. Экспорт и импорт зернаСтатья 19.

: Действие статьи 19 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Экспорт зерна осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, согласованному с Верховным Советом Российской Федерации, по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.

Статья 20.

: Действие статьи 20 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Решение по объему закупок зерна и продуктов его переработки по импорту в федеральный фонд зерна при необходимости принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации и осуществляется в централизованном порядке через государственного заказчика.

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, внешнеторговые организации и другие организации, предприятия и учреждения вправе проводить самостоятельные закупки зерна за рубежом за счет собственных валютных ресурсов.

Глава VI. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. — Утратила силу.

Глава VI. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. — Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

Нормы и порядок оценки качества и безопасности зерна регламентируются регламентом ЕАЭС. Согласно этому документу, на пшеницу необходимо оформлять декларацию соответствия. Продажа пшеницы является одной из серьёзных экспортных статей доходов страны. Её качество и безопасность тщательно контролируются. Существенный поток зерна поступает в страну по импорту.

Необходим Сертификат на зерно?

У нас вы можете получить консультацию на высоком уровне, помощь в оформлении пакета документов и получить необходимую разрешительную документацию на зерновые в максимально сжатые сроки и выгодной цене.

Заполните онлайн-заявку и получите бесплатный совет специалиста.

От 10 000 руб. Цена сертификата под ключ 3-6 недель Срок оформления

Позвоните по телефону +7 (499) 704-14-44 и наш аттестованный специалист по сертификации бесплатно ответит на ваши вопросы по получению отказного письма, или свяжитесь с нами через электронную почту info@sfera-cert.ru.

Действующий регламент

Используемое для пищевых и кормовых целей должно соответствовать требованиям, установленных ТР ЕАЭС 015/2011. В этом документе определена схема классификация пшеницы и зерна. Согласно действующему регламенту, пшеница подразделяется на твёрдую и мягкую, а также на 5 классов. Продуктовая пшеница высокого качества относиться к 1 и 2 классу. К 5 классу относится фуражное зерно.

Среди действующих регламентов для пшеницы:

  • ГОСТ Р 52554-2006. Национальный стандарт на пшеницу.
  • ГОСТ 30044-93. Пшеница твёрдая.
  • ГОСТ 31699-2012. Пшеница и пшеничная мука.

Посторонние примеси и регламентируемые нормы

В любом зерне могут присутствовать посторонние примеси. Регламент строго ограничивает их пороговые значения. В состав нормированных примесей входят:

  1. токсичные вещества;
  2. пестициды;
  3. биологически активные вещества.

Не допускается содержание в пшенице болезнетворных бактерий и вредителей, а также ГМО. Наличие в партии зерна ГМО не должно превышать 0,9% от общего объёма.

Документы подтверждающие качество и безопасность пшеницы

Основным документом, подтверждающим качество зерна, является декларация соответствия. Если в продукте присутствует ГМО на него оформляется СГР. Правила оборота продукции, содержащие ГМО были введены в РФ в 2014 году Постановлением Правительства № 839.

Сертификация пшеницы по стандартам ЕАЭС необходима при её экспорте. Проводится она по методикам и правилам ЕС. Помимо подачи декларации, на зерно предусмотрен ещё и государственный надзор.

Государственный надзор за качеством зерна

Контроль, осуществляемый государством, за качеством и безопасностью зерна проводится на основании ФЗ № 183, принятого в 1998 году. Контрольные функции возложены на Россельхознадзор. Этот орган следит за качеством и безопасностью зерна и комбикормов при осуществлении их закупок по государственным тендерам и закладке их на хранение.

Надзору подлежит лишь то зерно, которое реализуется в странах ТС.

Схемы сертификации пшеницы

Декларация соответствия качеству и безопасности может быть оформлена только на резидента РФ, независимо от того, ввозится товар в страну или вывозится из неё. Документ может получить только резидентам РФ. Он выдаётся на различные виды пшеницы:

  1. озимую;
  2. мягкую;
  3. сильную.

На каждый вид зерновых культур необходимо оформлять отдельную декларацию соответствия. Для проверки соответствия качества и безопасности используются схемы:

  • 1Д, 3Д. Применяется для серийных партий пшеницы;
  • 2Д, 4Д. Для отдельной партии пшеницы;
  • 6Д. Для серийных партий пшеницы, при наличии у изготовителя ИСО.

Процедура декларирования проводится в органах, имеющих специальную аккредитацию. Заявитель самостоятельно выбирает схему декларирования и предоставляет доказательства соответствия.

Для оформления декларации соответствия требуются коды ТН ВЭД. Они присваиваются на отдельные сорта и виды зерновых и используются не только при оформлении декларации, но и таможенных деклараций.

Коды ОКП на сорта пшеницы

Сорт пшеницы Коды
Пшеница озимая твёрдая 971110
Пшеница озимая мягкая 971130
Пшеница озимая мягкая сильная 971120
Пшеница яровая 971200
Пшеница, рожь, ячмень 971920
Зерно пшеницы 971950

Документы для оформления декларации соответствия

Для оформления декларации соответствия качеству на пшеницу заявителем подаётся пакет документов в органы стандартизации. Вместе с заявлением в него входят нотариально заверенные копии документов, содержащие в себе полную информацию о заявителе. Полный перечень документов зависит от выбранной схемы декларирования соответствия.

Среди обязательных для всех схем бумаг:

  1. Техническая документация на пшеницу;
  2. Акт лабораторных исследований и испытаний;
  3. Платёжные документы, подтверждающие оплату услуги по проведению процедуры декларирования.

О зерне (статьи с 1 по 21)

ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О зерне

(с изменениями на 18 июля 2011 года)

Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства.

Глава I. Основные положения (статья 1)

Глава I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Статья 1. Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

Глава II. Государственная поддержка производства и переработки зерна (статьи с 2 по 4)

Глава II
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

Статья 2

Статья 3

Статья 3. Производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.
Ежегодно в январе — феврале Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, представителями общественных объединений, выражающих интересы производителей зерна и его потребителей, устанавливает на зерно нижний гарантированный уровень закупочных цен с учетом цены мирового рынка. Договорные цены подлежат индексации на момент закупки зерна с учетом инфляции.
Часть утратила силу с 15 января 2003 года — Федеральный закон от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ..

Статья 4

Глава III. Фонды зерна, их формирование и использование (статьи с 5 по 15)

Глава III
ФОНДЫ ЗЕРНА, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 5

Статья 5. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются федеральный фонд зерна и региональные фонды республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 6

Статья 6. Объем федерального фонда зерна определяется Правительством Российской Федерации и формируется за счет закупок зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости — за счет закупок зерна и за ее пределами.

Статья 7

Статья 7. Объемы региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются соответствующими органами исполнительной власти и формируются за счет закупок зерна на контрактной основе у его производителей как в своих административных границах, так и за их пределами.

Статья 8

Статья 9

Статья 9. В целях организации работы по закупке и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого устанавливаются специальными положениями.

Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций по формированию заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд (часть в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ.
Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.

Статья 10

Статья 10. Для расчетов с производителями зерна, иными его поставщиками за зерно, поставляемое в федеральный фонд зерна, а также для закупок зерна за рубежом государственному заказчику под государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются бюджетные ссуды и валютные средства.

Статья 11

Статья 11. Утратила силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ..

Статья 12

Статья 12. Для расчетов с производителями зерна и иными его поставщиками за зерно, поставляемое в региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, соответствующим региональным заказчикам предоставляются кредиты под гарантийные обязательства органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 13

Статья 13. Производители зерна заключают контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.
Часть утратила силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ..
Часть утратила силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ..

Статья 14

Статья 14. Зерно и продукты его переработки, закупленные в федеральный фонд зерна, являются собственностью Российской Федерации. Федеральным фондом зерна распоряжается Правительство Российской Федерации.

Статья 15

Статья 15. Порядок использования региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяется их органами исполнительной власти, которые несут ответственность за обеспечение всех потребностей соответствующих территорий в зерне, за исключением потребностей, определенных в части второй статьи 14.

Глава IV. Рынок зерна (статьи с 16 по 18)

Глава IV
РЫНОК ЗЕРНА

Статья 16

Статья 16. Государство содействует становлению и развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торговозакупочных операциях с зерном.

Статья 17

Статья 17. Исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ..

Статья 18

Статья 18. Исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ..

Глава V. Экспорт и импорт зерна (статьи с 19 по 20)

Глава V
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЗЕРНА

Статья 19

Статья 20

Глава VI. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (статья 21)

ГЛАВА VI
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

(глава утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
14 мая 1993 года
N 4973-I

Текст постановления Верховного Совета РФ от 14 мая 1993 года N 4974-1 «О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О зерне» см. по .

Текст постановления Верховного Совета РФ от 14 мая 1993 года N 4975-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О зерне» см. по .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»