Замещение активов должника

Содержание

09.09.2016 / Статьи Инвентаризация при банкротстве

В соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности» (N 127-ФЗ) понятие банкротства означает юридический факт неспособности физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением. Банкротство, как судебная процедура, вводится арбитражным судом по заявлению должника либо его кредитора. Для этого у компании должна быть задолженность не менее 100 000 рублей и просрочка платежа (неуплата долга) более трех месяцев.

Порядок проведения инвентаризации имущества и формирования имущественной массы организации

Суть банкротства заключается в том, что компания-банкрот неспособна рассчитаться по своим обязательствам с контрагентом и поэтому она подвергается специальным процедурам, направленным на улучшение ее финансового состояния с целью последующего погашения задолженности или предоставляет свое имущество в распоряжение кредиторов в уплату долга.

Законом о несостоятельности компаний предусмотрено введение одного из или последовательно четырех этапов:

  1. наблюдения,
  2. финансового оздоровления,
  3. внешнего управления,
  4. конкурсного производства.

На этапе наблюдения происходит поиск мер по сохранению имущества должника, назначается временный управляющий, который собирает информацию о возможностях компании и составляет реестр требований кредиторов. Также на этапе наблюдения проводится собрание кредиторов, которое утверждает одну из трех последующих процедур и назначает арбитражного управляющего. На этапе финансового оздоровления руководитель компании управляет ей совместно с административным управляющим и под надзором комитета кредиторов. На этапе внешнего управления руководство компании отстраняется от управления и назначается внешний управляющий. На этапе конкурсного производства компания признается банкротом, назначается конкурсный управляющий, который проводит полную инвентаризацию и оценку стоимости имущества должника.

Необходимость: инвентаризация при банкротстве

После применения процедуры наблюдения арбитражный управляющий может:

  1. Использовать результаты инвентаризации должника при их наличии (ст.70 ФЗ «О несостоятельности») при финансовом оздоровлении;
  2. Принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником (ст. 83 ФЗ «О несостоятельности») при финансовом оздоровлении;
  3. Принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию (ст. 99 ФЗ «О несостоятельности») при внешнем управлении;
  4. Принять в ведение имущество компании-должника и провести его инвентаризацию (ст. 129 ФЗ «О несостоятельности») при конкурсном производстве.

Стоит отметить, что проведение инвентаризации при финансовом оздоровлении не является обязательным, но необходимо для фактического учета и контроля основных средств, имущества и товарно-материальных запасов компании для предоставления актуальной информации и разработки мер по улучшению деятельности компании с целью повышения эффективности. Инвентаризация внешнем управлении является необходимой мерой, также как и проводимая конкурсным управляющим при ликвидации компании. Причем руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение инвентаризации при банкротстве

Инвентаризация банкротстве предприятия проводится при соблюдении Федерального Закона «О бухгалтерском учете», Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального Закона «О несостоятельности». Особенности проведения процедуры в условиях несостоятельности компании. Инвентаризация при ликвидации предприятия ничем не отличается от обычной и состоит из нескольких последовательных этапов. На первом этапе проводится передача инвентаризационной комиссии всей необходимой документации. Второй этап заключается в установлении фактического наличия имущества компании: основных средств, товарно-материальных ценностей и обязательств. Третий этап включает в себя анализ и сравнение фактических данных и данных бухгалтерского учета. На заключительном четвертом этапе оформляются документально результаты инвентаризации и отражаются расхождения.

К основным особенностям инвентаризации при ликвидации компании относятся:

  • в условиях несостоятельности инвентаризация компании является обязательной;
  • проверка должна охватывать все категории имущества независимо от его местонахождения, а также имущество, не принадлежащее компании на правах собственности, но числящееся на ее бухгалтерском балансе;
  • ликвидационная комиссия, которая назначается общим собранием учредителей и комитетом кредиторов, определяет порядок и сроки проведения инвентаризации;
  • инвентаризация конкурсным управляющим проводится до момента составления промежуточного баланса;
  • в случае больших площадей или удаленности объектов могут создаваться несколько инвентаризационных комиссий;
  • инвентаризационная комиссия, помимо работников компании-должника, обязана состоять из арбитражного управляющего и независимых аудиторских компаний, из чего следует необходимость обращения к сторонним организациям, предоставляющим услуги независимой инвентаризации.

Замещение активов должника

Наталья Беркович, к.ю.н., член Российского союза юристов.

Новеллой ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве 2002 г.) является возможность замещения активов должника, находящегося в процедуре банкротства. На практике замещение активов должника используется в технологиях слияний и поглощений, а также при сохранении бизнеса должника. Несмотря на то что в Законе о банкротстве 1998 г. отсутствовало прямое указание на проведение замещения активов, арбитражными управляющими активно применялась данная мера. Рассмотрим, насколько реально осуществить замещение активов должника.

Согласно п. 1, 5 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г. замещение активов должника проводится путем создания одного или нескольких ОАО, в уставный капитал которых вносится имущество должника, а выпущенные акции включаются в состав имущества должника и продаются на открытых торгах.

В результате и происходит "замещение активов": предприятие меняет имущество на акции вновь созданного акционерного общества. В том, что указанные акции могут быть проданы на открытых торгах в целях погашения требований кредиторов, и заключается смысл замещения активов.

В силу п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве 1998 г. конкурсный управляющий приступал к продаже имущества должника на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не устанавливался иной порядок продажи имущества должника. Анализ арбитражной практики свидетельствует об активном использовании управляющими данной нормы при продаже имущества должника через собрание кредиторов (комитет кредиторов), тогда как случаи продажи имущества на торгах носили единичный характер.

Закон о банкротстве 2002 г. установил общее правило для продажи имущества должника — на открытых торгах (ст. 139), исключив таким образом законодательную возможность для злоупотреблений со стороны кредиторов, арбитражных управляющих и иных лиц. Однако, введя институт замещения активов, законодатель фактически сделал исключение и разрешил "вывод активов" во вновь создаваемое общество, минуя торги.

Кроме того, внесение имущества в уставный капитал осуществляется гораздо быстрее, чем его продажа на торгах, менее затратно, а главное — полностью исключает риск продажи имущества "другим" лицам.

Порядок принятия решения

В ходе конкурсного производства основанием для проведения замещения активов должника является решение собрания кредиторов (п. 1. ст. 141 Закона о банкротстве 2002 г.), что относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Необходимое условие — "за принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника" (п. 1 ст. 141 Закона о банкротстве 2002 г.).

При формулировании данной нормы законодатель ошибочно указывает о кредиторах, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника, что противоречит гражданскому законодательству. Безусловно, законодатель имел в виду залоговых кредиторов, поэтому п. 1 ст. 141 Закона о банкротстве 2002 г. требует изменений следующего содержания: "За принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника".

Принимая решение о замещении активов должника, кредиторы должны понимать, что они не становятся акционерами вновь создаваемого общества (обществ). Данные разъяснения отражены в Постановлении ФАС ЗСО от 10.09.2003 N Ф04/4566-725/А75-2003.

Стадии и проблемы

В соответствии с п. 2 ст. 141 Закона о банкротстве 2002 г. замещение активов должника в ходе конкурсного производства проводится так же, как и в ходе внешнего управления, то есть в порядке и на условиях, которые определены п. 2 — 6 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г. Такая отсылка к ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г. не учитывает особенностей конкурсного производства, порождает немало вопросов и создает трудности для практического применения замещения активов.

С одной стороны, единственным основанием для проведения замещения активов в ходе конкурсного производства Закон о банкротстве 2002 г. указывает решение собрания кредиторов. С другой — согласно п. 2 ст. 126 данного Закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя, иных органов управления и собственника имущества должника — унитарного предприятия. Исключение — полномочия органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок.

Очевидно, что внесение имущества должника в уставный капитал одного или нескольких ОАО при замещении активов должника является крупной сделкой. Следовательно, в зависимости от стоимости имущества решение об одобрении такой сделки должно приниматься либо членами совета директоров (от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества), либо общим собранием акционеров (более 50%).

Как видим, решения собрания кредиторов для проведения замещения активов недостаточно. Необходимо еще и решение органов управления должника (совета директоров или общего собрания акционеров), уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок. В противном случае сделка по замещению активов должника может быть оспорена.

В конкурсном производстве состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых ОАО, должен определяться так же, как и при замещении активов в ходе внешнего управления (п. 2 ст. 141).

При более детальном анализе положений Закона возникает нелогичная ситуация, так как согласно п. 3 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г. состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых ОАО, определяется планом внешнего управления, который утверждает или изменяет собрание кредиторов (п. 1 ст. 107).

Учитывая, что в ходе конкурсного производства никаких планов нет, кто же будет определять состав имущества?

Исходя из толкования п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г., что план внешнего управления разрабатывает внешний управляющий, приходим к выводу: состав имущества в ходе конкурсного производства должен определять конкурсный управляющий. Более того, рекомендуем арбитражным управляющим согласовать состав имущества, который будет вноситься во вновь создаваемые общества, и с собранием кредиторов.

Величина капиталов

При внешнем управлении величина уставных капиталов АО определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника (абз. 2 п. 3 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г.).

Пункт 2 ст. 141 обозначенного Закона предлагает проводить замещение активов в ходе конкурсного производства так, как это определено, в том числе и в упомянутом абз. 2 п. 3 ст. 115 Закона. Между тем такое применение будет прямо нарушать сам Закон о банкротстве 2002 г., так как согласно п. 2 его ст. 126 полномочия органов управления должника прекращаются с даты признания должника банкротом.

Чьи же предложения должен учитывать оценщик? Ведь у органов управления должника осталось только полномочие по одобрению крупной сделки, а п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. не дает расширительного толкования.

Как это ни парадоксально, но если следовать требованиям п. 2 ст. 141 Закона о банкротстве 2002 г., то оценщик должен учитывать предложения самого конкурсного управляющего, так как последний осуществляет полномочия органов управления должника в ходе конкурсного производства. Отсюда вопрос: должен ли оценщик учитывать предложения конкурсного управляющего по величине уставных капиталов или нет?

Такое положение дел представляется не совсем корректным, и абз. 2 п. 3 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г. необходимо толковать с учетом особенностей конкурсного производства.

Механизм замещения

При замещении активов должник создает одно или несколько акционерных обществ.

Необъяснима, на наш взгляд, логика законодателя, почему при замещении активов можно создавать исключительно открытые АО, а не другие коммерческие организации с иной организационно-правовой формой, например общества с ограниченной ответственностью, и т.д.

Более того, как следует из абз. 2 п. 5 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г., продажа акций должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов. В данном случае возникает также ряд вопросов.

Из гражданско-правового смысла института банкротства (абз. 2 п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ) вытекает, что денежных средств и не должно хватать на полное удовлетворение всех требований кредиторов. Иначе зачем тогда вводить процедуру банкротства, если должник может самостоятельно создать дочернее общество, внести имущество в уставный капитал и погасить требования кредиторов?

Что будет в том случае, если денежных средств не хватит для погашения требований всех кредиторов?

Закон о банкротстве срок проведения инвентаризации

Следует отказаться от проведения замещения активов должника?

А самое главное, что будет в том случае, если денежных средств все-таки хватит для погашения требований всех кредиторов? Имущество с предприятия-должника вывели, работники трудятся в новом обществе (обществах), с кредиторами расплатились полностью, процедура банкротства прекращена? Остается старое предприятие без имущества, без работников и долгов. И что же с ним делать? Уничтожать старое предприятие через обычную процедуру ликвидации?

На наш взгляд, если в ходе замещения активов должника денежных средств не будет достаточно для погашения требований всех кредиторов и конкурсный управляющий проведет замещение активов до конца, произведет пропорциональное удовлетворение требований кредиторов согласно ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г., данные действия будут правильными и основанными на законе. Это вытекает из того, что "погашение требований всех кредиторов" не равнозначно понятию "погашение всех требований кредиторов".

Возможные варианты

Учитывая, что замещение активов должника происходит в несколько этапов — сначала вносится имущество в уставный капитал ОАО (новое общество), затем продаются акции нового общества, — можно предположить развитие ситуации и по-другому.

До продажи акций новое общество или общества, получившие имущество в результате замещения активов должника, могут полностью или частично его продать или внести в уставный капитал другого общества, в так называемую "внучку", увеличить уставный капитал и т.д. Здесь и возникает проблема ликвидности акций.

Имущество должника "вывелось" из нового общества, акции становятся абсолютно неликвидны. Таким образом, новый Закон о банкротстве 2002 г. позволяет совершенно бесплатно получить имущество должника.

Рассмотрим возможность и законность последующего вывода активов из нового общества должника.

Когда отчуждается часть имущества и данная сделка не относится к категории крупной сделки, правомерность ее бесспорна.

Если направленные на отчуждение имущества нового общества сделки относятся к категории крупных, встает вопрос: кто должен их одобрить?

В случае если предметом крупной сделки является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, то решение о ее одобрении принимается всеми членами совета директоров (п. 2 ст. 79 ФЗ от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об АО").

Решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров, если предметом крупной сделки является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества (п. 3 ст. 79 ФЗ "Об АО").

Единственным акционером нового общества будет предприятие-должник. Кто от лица предприятия-должника будет подписывать решение единственного акционера?

Решение об одобрении крупной сделки по отчуждению имущества, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества, будет приниматься единственным акционером — старым обществом-должником, находящимся в конкурсном производстве, а подписываться будет конкурсным управляющим.

Очевидно, что при выведении имущества из дочернего общества до 50% балансовой стоимости активов общества старое предприятие-должник не может контролировать продажу имущества. В результате этого акции могут обесцениться как минимум в 2 раза, что неблагоприятно скажется на возможности удовлетворения требований кредиторов.

С УЧЕТОМ ИЗЛОЖЕННОГО МОЖНО ВЫРАБОТАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАМЕЩЕНИЯ АКТИВОВ ДОЛЖНИКА В ХОДЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

———————————-T——————————————¬
¦Для арбитражных ¦Для кредиторов: ¦
¦управляющих: ¦ ¦
+———————————+——————————————+
¦- для проведения замещения ¦- при замещении активов акционерами вновь ¦
¦активов должника необходимо иметь¦созданного ОАО; ¦
¦решение собрания кредиторов ¦- от арбитражного управляющего требовать ¦
¦и решение органов управления ¦согласования состава имущества, вносимого ¦
¦должника (совета директоров или ¦в новое ОАО; ¦
¦общего собрания акционеров) по ¦- требовать у арбитражного управляющего и ¦
¦одобрению крупной сделки; ¦согласовывать полный пакет документов на ¦
¦- получить согласие на замещение ¦создание новых ОАО, в том числе Устав ОАО ¦
¦активов всех залоговых ¦(в котором должны быть предусмотрены ¦
¦кредиторов; ¦запрет на совершение сделок с имуществом ¦
¦- согласовать с собранием ¦ОАО до продажи акций ОАО на вторичном ¦
¦кредиторов состав имущества ¦рынке ценных бумаг и ограничение ¦
¦должника, вносимого в оплату ¦полномочий генерального директора по ¦
¦уставных капиталов создаваемых ¦совершению сделок на сумму не более ¦
¦ОАО.

¦10% от балансовой стоимости активов ¦
¦ ¦общества). ¦
L———————————+——————————————-

Инвентаризация в процедуре несостоятельности

Замещение активов должника во внешнем управлении.

Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество, входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

Замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ может быть включено в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

Возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу.

Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах.

Единоличным исполнительным органом созданных акционерного общества или нескольких акционерных обществ является внешний управляющий либо иное лицо, назначаемое на должность и отстраняемое от должности внешним управляющим на основании решения собрания кредиторов

Созданное акционерное общество не имеет права распоряжаться внесенным в его уставный капитал имуществом до момента полной реализации его акций в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника.

22.

Правила проведения инвентаризации при банкротстве

Конкурсное производство: цели, особенности.

Цели введения конкурсного производства: поиск и аккумулирование имущества должника

ликвидация организации; соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Суть конкурсного производства выявляется путем определения его основных особенностей: 1) это главная процедура банкротства, большинство дел о банкротстве оканчивается проведением именно этой процедуры, поскольку состояние банкротства или несостоятельности, характерно для большинства лиц, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве; 2) основной задачей конкурсного производства является осуществление расчетов с кредиторами на справедливой и пропорциональной основе. При проведении этой процедуры на первый план выходят интересы кредиторов, учитываемые в очередности, установленной законом, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими и правовыми факторами; 3) основная задача конкурсного производства выполняется путем аккумулирования имущества должника в конкурсную массу и ее реализации, за счет вырученных средств и производятся расчеты с кредиторами; 4) следствием конкурсного производства является выведение должника из экономического оборота: юридического лица — навсегда, поскольку завершение конкурсного производства влечет его ликвидацию, гражданина — временно; 5) главным ответственным лицом за выполнение основной задачи конкурсного производства, его "руководителем" является конкурсный управляющий. Он назначается арбитражным судом по представлению саморегулируемой организации арбитражных управляющих из числа ее членов, как предприниматель является субъектом гражданских правоотношений, как лицо, участвующее в деле, — процессуальных правоотношений; 6) конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим под контролем арбитражного суда и кредиторов. Необходимость контроля за деятельностью конкурсного управляющего определяется основной задачей конкурсного производства — соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Оценка имущества

Главная » Оценка имущества

Статья 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает привлечение арбитражным управляющим оценщика для определения стоимости имущества должника.

Инвентаризация при банкротстве юридического лица

Оплата услуг оценщика производится за счет имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.  

Оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего , должника и его кредиторов.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющимв Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Имущество должника — унитарного предприятия или должника —  акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков. 

На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика (п. 5 ст. 130 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Независимая оценка  проводится  оценщиком в соответствии с Законом РФ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, а также стандартами оценки ФСО №1, ФСО № 2, ФСО №3,  утвержденными приказами Минэкономразвития России № 254-256.

При банкротстве арбитражный управляющий привлекает оценщика для оценки:

— интеллектуальной собственности и нематериальных активов; 

— машин и оборудования, транспорта, самоходной техники;

— дебиторской задолженности;

— земельных участков и другой недвижимости.

Оценщики, привлекаемые арбитражным управляющим, должны иметь специальное образование, их профессиональная деятельность должна быть застрахована, они должны являться членами саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, для оценки имущества организаций-банкротов арбитражный управляющий Самсонов Вячеслав Алексеевич привлекает ООО «Центр оценки собственности», оценщики которого имеют специальное образование, являются членами Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков». Профессиональная деятельность каждого оценщика  застрахована.

ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» и ООО "БАСКО" аккредитованы при САУ «СРО «ДЕЛО».

В настоящее время вступивший в силу Федеральный закон от 28.07.2012 года № 144-Ф «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», несколько изменил правила оценки имущества должника на стадиях внешнего управления и конкурсного производства.

В соответствии с новой редакцией ст. 130 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» привлечение оценщика на стадии конкурсного производства перестало быть обязательным. По общему правилу стоимость имущества должника устанавливается по итогам инвентаризации.

Оценка имущества должника с привлечением независимого оценщика за счет имущества должника может быть произведена, только если в течение тридцати рабочих дней (в случае продажи предприятния в рамках процедуры внешнего управления) либо в течение десяти дней (в случае продажи имущества должника в рамках процедуры конкурсного производства) с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве арбитражному управляющему поступит требование о ее проведении от конкурсного кредитора либо от уполномоченного органа, если размер требований конкурсного кредитора либо уполномоченного органа превышает два процента от общей суммы требования кредиторов.

В требовании о проведении оценки необходимо будет указать имущество, в отношении которого должна производиться оценка.

В течение двух месяцев с даты поступления такого требования арбитражный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

При недостаточности денежных средств должника для проведения оценки имущества по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа арбитражный управляющий уведомляет об этом лицо, заявившее соответствующее требование, в течение двух рабочих дней с даты его поступления. В данном случае оценка имущества должника производится, если конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявившие требование о проведении оценки имущества, перечислит на счет должника денежные средства для оплаты услуг оценщика в размере их стоимости. По итогам продажи предприятия (имущества) должника указанные денежные средства подлежат возврату конкурсному кредитору или уполномоченному органу в очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

После проведения оценки составляется отчет, который подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Повторная оценка в отношении того же самого имущества возможна только за счет конкурсного кредитора или уполномоченного органа.