Занижение налоговой базы

Занижена налогооблагаемая прибыль на сумму не подлежащего уплате налога

Организация передала в аренду здание, числящееся на ее балансе в качестве основного средства и признанное в установленном порядке памятником истории и культуры федерального значения.

Что неверно?

Поскольку здание было передано в аренду, организация ошибочно считала, что она утрачивает льготу по налогу на имущество.

Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?

Сумма исчисленного налога на имущество была включена в прочие расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Как правильно?

Объектом налогообложения налогом на имущество является имущество, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств, в том числе недвижимость, переданная в аренду <1>.

Со стоимости объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, налог на имущество не исчисляется <2>.

Для справки

Памятники истории и культуры (объекты культурного наследия) федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России, а также объекты археологического наследия <3>.

Таким образом, достаточным основанием для включения здания в состав льготируемых объектов является признание его памятником истории и культуры федерального значения. При этом условия его использования НК РФ не предусмотрены, то есть неважно, сдается он в аренду или используется организацией самостоятельно, — он не облагается налогом на имущество <4>.

Примечание

Право на льготу по налогу на имущество подтверждается соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством <5>.

Поэтому организация не должна была исчислять и уплачивать в бюджет налог на имущество в отношении памятника истории и культуры.

В целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ) <6>.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком <7>.

А значит, если организация освобождена от уплаты соответствующего налога (например, вследствие льготы), то расходы по его ошибочной (и поэтому необоснованной) уплате не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Иными словами, организация не должна была как исчислять налог на имущество, так и включать его в расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли <8>.

Каковы последствия?

В результате допущенной ошибки произошло занижение налоговой базы по налогу на прибыль, что привело к неполной уплате налога в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Кроме того, у организации возникла переплата в части налога на имущество.

Если ошибка будет выявлена налоговым органом, то с организации помимо неуплаченной суммы налога на прибыль <9> и пени <10> может быть взыскан штраф в размере 20% неуплаченных сумм налога <11>.

Помимо этого на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности <12>.

Для справки

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Рассматриваем ситуацию

Организация, расположенная в Москве, имеет в собственности здание, признанное памятником истории и культуры и включенное в Городской реестр недвижимого культурного наследия <13>. Стоимость указанного здания не учитывалась при исчислении налоговой базы по налогу на имущество. Других объектов основных средств организация не имеет.

В мае 2007 г. здание было передано в аренду другой организации с целью проведения в нем платной выставки.

Организация ошибочно полагала, что с момента передачи здания в аренду оно подлежит налогообложению налогом на имущество в общем порядке.

За полугодие 2007 г. сумма налога на имущество составила 8300 руб. Налог уплачен в бюджет 27 июля 2007 г.

В бухгалтерском учете организация сделала следующие записи:

Дт 91 Кт 68 — 8300 руб. — начислен налог на имущество организаций;

Дт 68 Кт 51 — 8300 руб. — уплачен в бюджет налог на имущество организаций.

Отчетными периодами по налогу на прибыль являются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года <14>.

В целях налогообложения прибыли налог на имущество включен в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, за период январь — июнь 2007 г. <15>.

Примечание

Датой осуществления расходов в виде налогов и сборов является дата их начисления <16>.

Что делать?

При установлении налога на имущество законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками <17>.

Законом г. Москвы "О налоге на имущество организаций" <18> установлено, что освобождаются от уплаты налога на имущество организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры и включенных в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры <19>.

При этом указанная льгота действует даже в том случае, если памятник истории и культуры был передан организацией в аренду <20>.

Таким образом, организация в любом случае освобождена от уплаты налога на имущество.

Как было отмечено выше, в таком случае сумма исчисленного и уплаченного налога не соответствует критерию экономической обоснованности <21>. Иными словами, организация не вправе была уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму налога на имущество, от уплаты которого она освобождена.

В результате допущенной ошибки произошло занижение налоговой базы по налогу на прибыль, вследствие чего организация не доплатила в бюджет за период январь — июнь 2007 г. сумму налога в размере 1992 руб. (8300 руб. x 24%).

Кроме того, у организации образовалась переплата по налогу на имущество в размере 8300 руб. Излишне уплаченная сумма налога на имущество подлежит возврату организации по ее письменному заявлению в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления <22>.

Допустим, что ошибка выявлена организацией в августе 2007 г., налог на прибыль доплачен в бюджет 23 августа 2007 г.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию, а также во избежание применения к нему мер ответственности до внесения соответствующих исправлений уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени <23>.

После выявления ошибки организации следует внести изменения в Декларацию по налогу на прибыль организаций <24> за январь — июнь 2007 г., уменьшив прочие расходы по строке 041 Приложения N 2 к листу 02 на 8300 руб.

Так как перечисление в бюджет налога на прибыль произведено после установленного срока, организации необходимо рассчитать и уплатить в бюджет сумму пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора <25>.

Предположим, что ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, в период с 31 июля 2007 г. по 23 августа 2007 г. составляет 10%.

Расчет пени за несвоевременную уплату в бюджет налога на прибыль

Название
налога
Срок
уплаты
налога
Сумма
налога,
руб.
Дата
перечисления
налога
Количество
дней
просрочки
Размер пени,
руб.
Авансовый
платеж по
налогу на
прибыль за
январь —
июнь
2007 г.
30.07.2007
<*>
1992 23.08.2007 24 15,94
(1992 руб. x
10% / 300 x
24 дн.)

<*> 28 июля 2007 г. — суббота, значит, срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль переносится на понедельник 30 июля 2007 г. <26>.

Суммы налога и пени были перечислены организацией в бюджет одновременно.

В бухгалтерском учете в августе 2007 г. организации необходимо сделать следующие записи.

Содержание операции Дт Кт Сумма Первичный
документ
Сторно
Начислен налог на
имущество организаций
91 68 8300,00 Бухгалтерская
справка-расчет
Доначислен авансовый
платеж по налогу на
прибыль за январь — июнь
2007 г.
99 68 1992,00 Бухгалтерская
справка-расчет
Начислена пеня 99 68 15,94 Бухгалтерская
справка-расчет
Перечислен в бюджет налог 68 51 1992,00 Выписка банка по
расчетному счету
Перечислены в бюджет пени 68 51 15,94 Выписка банка по
расчетному счету

При уплате сумм налога и пени по нему необходимо составлять два разных платежных поручения <27>.

При составлении платежных поручений на уплату и налогов, и пени в соответствующих полях необходимо указать следующие значения <28>.

Платеж Поле платежного поручения
24 101 106 107 108 109 110
Авансовый
платеж по
налогу на
прибыль
Доплата авансового
платежа по налогу
на прибыль за
январь — июнь
2007 г.
01 ЗД МС.06.2007 0 0 АВ
Пеня по налогу Пени по налогу 01 ЗД МС.06.2007 0 0 ПЕ

<1> Пункт 1 ст. 374 НК РФ.
<2> Пункт 5 ст. 381 НК РФ.
<3> Статья 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
<4> Письмо УФНС России по г. Москве от 01.12.2005 N 18-11/1/88144.
<5> Пункт 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 N 865; Письмо УФНС России по г. Москве от 01.12.2005 N 18-11/1/88144.
<6> Подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
<7> Пункт 1 ст. 252 НК РФ.
<8> По данному вопросу см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2005 N 18-11/78182; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2006 N А21-7781/2005.
<9> Статьи 45, 46 НК РФ.
<10> Статья 75 НК РФ.
<11> Статья 122 НК РФ.
<12> Статья 15.11 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
<13> Постановление Правительства Москвы от 18.07.2006 N 510-ПП.
<14> Пункт 2 ст. 285 НК РФ.
<15> Подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
<16> Подпункт 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.
<17> Статья 372 НК РФ.
<18> От 05.11.2003 N 64.
<19> Подпункт 8 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64.
<20> Статья 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64.
<21> Пункт 1 ст. 252 НК РФ.
<22> Пункт 6 ст. 78 НК РФ.
<23> Статья 81 НК РФ.
<24> Форма утверждена Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.
<25> Пункт 3 ст. 75 НК РФ.
<26> Пункт 7 ст. 6.1 НК РФ.
<27> Пункты 1, 9 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее — Правила).
<28> Пункты 5 — 10 Правил.

С.С.Лысенко

Эксперт по налогообложению

Если вы сдали налоговую декларацию 3-НДФЛ и впоследствии обнаружили, что в ней не отражены некоторые сведения или имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и, соответственно, влияют на исчисленный размер НДФЛ, значит, в налоговую декларацию нужно внести изменения и подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ). Чтобы подать уточненную налоговую декларацию, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, приводят ли обнаруженные ошибки к занижению сумм налога, подлежащего уплате

Если ошибки (искажения) в поданной вами в налоговый орган налоговой декларации 3-НДФЛ приводят к занижению суммы НДФЛ, подлежащей уплате, то вы обязаны внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если выявленная вами ошибка или недостоверные сведения не приводят к занижению суммы НДФЛ, подлежащей уплате, то вы вправе, но не обязаны внести в декларацию 3-НДФЛ необходимые изменения и представить уточненную декларацию (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Это правило распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе физических лиц, заявивших в декларации 3-НДФЛ тот или иной налоговый вычет.

Пример.Действия при обнаружении ошибки в декларации 3-НДФЛ

Гражданин подал налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2016 г. и заявил имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры (право собственности на квартиру оформлено в 2016 г.). После подачи декларации обнаружилось, что не учтен доход, по которому был уплачен НДФЛ, в результате чего была занижена сумма имущественного вычета.

В этом случае гражданин вправе подать уточненную налоговую декларацию по НДФЛ и произвести перерасчет размера имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры.

Шаг 2. Заполните уточненную налоговую декларацию

В общем случае перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ). То есть если в 2016 г. вы обнаружили ошибку в декларации 3-НДФЛ, поданной за 2013 г., то для заполнения уточненной налоговой декларации необходимо использовать форму 3-НДФЛ, которая использовалась при представлении отчетности за 2013 г.

Если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, то в этом случае перерасчет может производиться в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Если корректировать декларацию вы будете впервые, на титульном листе декларации поле &#171;Номер корректировки&#187; следует заполнить следующим образом: &#171;1&#8212;&#171;. Для вторичной уточненной декларации &#8212; &#171;2&#8212;&#187; и т.д. (пп. 2 п. 3.2 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@).

В уточненной декларации необходимо отразить все данные без ошибок, поскольку смысл уточненной декларации в том, что налогоплательщик вносит изменения в исходную декларацию, а не сдает еще один дополнительный отчет за какой-то из прошлых периодов (п.

1 ст. 81 НК РФ).

Заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ можно от руки или на компьютере. При этом вы можете воспользоваться сервисом &#171;Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц&#187; или специальной компьютерной программой &#171;Декларация&#187; на сайте ФНС России.

К декларации приложите документы, обосновывающие внесение соответствующих изменений/дополнений в декларацию, а также заявление на возврат НДФЛ/вычет НДФЛ (при необходимости). Кроме того, можно приложить к декларации пояснительную записку о том, по какой причине уточняется сумма НДФЛ/размер вычета по НДФЛ. Это позволит избежать лишних вопросов инспектора при камеральной проверке.

Что касается уже представленных ранее документов, то нужно учитывать следующее.

В ходе проведения проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные им в ИФНС при проведении камеральных или выездных проверок. Указанное ограничение не распространяется на два случая (п. 5 ст. 93 НК РФ):

1) когда документы ранее представлялись в ИФНС в виде подлинников и впоследствии были возвращены проверяемому лицу;

2) когда документы, представленные в ИФНС, были утрачены налоговой инспекцией вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, если вместе с первой декларацией вы представили все необходимые документы, то представлять их повторно вы уже не обязаны.

Занижение НДС: как происходит и что за это бывает

Если подтверждающие документы были представлены в налоговый орган в виде копий, инспектор имеет право ознакомиться с оригиналами указанных документов (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ).

Шаг 3. Представьте уточненную налоговую декларацию и подтверждающие документы в налоговый орган

Уточненная налоговая декларация 3-НДФЛ подается в налоговый орган по месту жительства в одном экземпляре (п. 3 ст. 80, п. 1 ст. 83 НК РФ).

Представить налоговую декларацию можно (п. 4 ст. 80 НК РФ):

  • лично или через представителя;
  • почтовым отправлением с описью вложения (желательно с уведомлением о вручении);
  • в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет налогоплательщика.

При подаче декларации лично или через представителя рекомендуем заполнить и подписать два экземпляра декларации: один останется в налоговом органе, а на втором инспектор сделает отметку о том, что декларация принята. Также желательно составить сопроводительное письмо в двух экземплярах с указанием всех переданных в налоговый орган документов.

Срок представления уточненной декларации законодательством не установлен, поэтому вы можете направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки (искажения). Ошибка будет считаться исправленной, только если вы подали уточняющую декларацию.

Шаг 4. Доплатите налог в бюджет

Если допущенные ошибки (искажения) привели к занижению НДФЛ, доплатите соответствующую сумму налога в бюджет.

В случае нарушения сроков уплаты налога налоговый орган направит вам требование об уплате налога (недоимки), пеней и штрафа (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Если вы не исполните это требование вовремя, то налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет вашего имущества (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа сумма вашей задолженности, включая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня превышения задолженности 3 000 руб.;
  • не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

По заявлению налогового органа, поданному мировому судье по вашему месту жительства, возможно вынесение судебного приказа по данным требованиям, если они являются бесспорными (п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ; ст. 4 Закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ). При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон (ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ).

Однако если вы до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней со дня направления вам копии вынесенного судебного приказа представите свои возражения относительно изложенных в нем требований, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ отменен. В таком случае последует уже судебное разбирательство после обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Связанные вопросы

Каковы особенности подачи декларации 3-НДФЛ по почте? >>>

Каковы сроки подачи декларации по форме 3-НДФЛ и уплаты налога? >>>

Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы &#8212; www.nalog.ru

Штрафы за налоговые нарушения

Номера статьей НК РФ Нарушение Сумма штрафа, руб.
116 Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10000,00
116 Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе 10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей.
118 Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке 5000,00
119 Штраф за непредставление налоговой декларации 5 процентов неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей.
119. п.1 Нарушение порядка представления налоговой декларации 200,00
120 Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода 10000,00
120 п 2 Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в более одном налоговом периоде 10000,00
120 п3 Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения с занижением налоговой базы 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.
122 Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы Штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
122 п 3 Умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога
123 Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога Взыскание составляет 20% от суммы, которая подлежала перечислению.
Ст.126.п.1 Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный срок. 200 рублей за каждый непредоставленный документ
Ст.126. п.2 Отказ от предоставления сведений, необходимых для осуществления контроля налоговым органам. 10 000,00
Ст.128 Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин. 1000,00
Ст.128 Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний. 3000,00
Ст. 129 п.1 Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки 500,00
Ст. 129 п.2 Дача заведомо ложного заключения или заведомо неверного перевода экспертом или переводчиком 5000,00
Ст. 129.1 Неправомерное несообщение сведений налоговому органу 5000,00
Ст.129.1 п.2 Тоже деяние, совершенное повторно в течение календарного года 20000,00

Статьи ФЗ № 212 Нарушение Сумма штрафа, руб.
Ст. 46 п.1 Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.
Ст.46 п.2 Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в течение более 180 календарных дней после истечения срока 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1 000 рублей
Ст. 47. п.1 Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы 20 % неуплаченной суммы страховых взносов
Ст.47. п.2 Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов совершенная умышленно. 40 % неуплаченной суммы страховых взносов
Ст.48 Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов 50 рублей за каждый просроченный документ

Административная ответственность

Статьи КоАП Нарушение Сумма штрафа, руб.
ст.

Занижение налоговой базы по налогу на прибыль в отчетном периоде

19.7.5-1 п.1

Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности штраф на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
ст. 19.7.5-1 п.2 Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 30000 рублей.
ст. 19.7.6 Административная ответственность за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа 10 000 рублей

Глава 3. Порядок приема наличных денег

3.1. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

3.2. При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии — наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.

Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0310001, с суммой фактически принятых наличных денег.

При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир подписывает приходный кассовый ордер 0310001, квитанцию к приходному кассовому ордеру 0310001 и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносителю наличных денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. Приходный кассовый ордер 0310001 кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю для оформления приходного кассового ордера 0310001 на фактически вносимую сумму наличных денег.

Самые распространенные налоговые нарушения

При ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

3.4. Прием остатка наличных денег, полученных под отчет, проводится кассиром по приходному кассовому ордеру 0310001.

3.5. Прием юридическим лицом сдаваемых наличных денег от уполномоченного представителя обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом, осуществляется по приходному кассовому ордеру 0310001.

Корректирующие налоги и субсидии

Отсутствие платы за внешний эффект

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс "чистая вода", который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в Парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к Парето-неэффективности. Покажем это на следующем примере.

Представим себе отрасль, в которой действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам, MPC (рис. 1, а). При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.

Частные (внутренние) издержки характеризуют все внутренние для данного производства затраты производителей данного блага. Внешние издержкихарактеризуют затраты всех третьих лиц(экономических субъектов, не являющихся продавцами или покупателями данного товара и поэтому не принимающих участия в сделке по его купле-продаже), вызванные производством и потреблением блага. Социальные (общественные) издержкихарактеризуют совокупные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта. Соответственно, предельные частные издержки (MPQ, предельные внешние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки(MSС) — это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производства данного продукта на некоторую величину.

Аналогичным образом, частная (внутренняя) выгодахарактеризует рост благосо-стояния непосредственных потребителей данного блага, являющихся его покупателями. Внешняя выгодахарактеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, вызванное производством и потреблением данного блага. Социальная (общественная) выгодахарактеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта.

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.

Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

Интернализация внешних эффектов

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus — внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы "достаете" свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба. Что касается примера с соседкой, невозможно создать семью со всеми людьми, с которыми вас связывают внешние эффекты…

Корректирующие налоги и субсидии

Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, — заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог — это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.

Рассмотрим рис. 2, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС.

а) б)

Рис. 2. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А. Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD.

Как не допустить самых распространенных налоговых правонарушений: налог на прибыль

Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF.

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии

стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии — платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 2, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB — предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB.

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны MPC + MEC = MSC , что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений. Но это уже сопряжено с возможными провалами государства.

Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее, рынки и подключить рыночный механизм к решению проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения (чаще всего — на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем введения механизма перепродажи лицензий на загрязнения. Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений Q’, государство тем самым определяет фиксированный объем 51 предложения прав на загрязнения. Рыночная цена Р’ определяется с учетом спроса D на загрязнения:

Рис. 3 – Государственное регулирование посредством продажи прав собственности на загрязнение

Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить лицензию и сократить производство данной продукции — или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки.

Теорема Коуза

Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия и каким будет итог этого "разбирательства"?

Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, может быть, наоборот, виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза, в честь знаменитого первооткрывателя трансакционных затрат, продемонстрировавшего это положение в одной из своих статей.1

Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод "Емельян Пугачев" использует для производства пива воду из реки. Выше по течению расположено химическое предприятие "Красный квадрат", сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции "Красного квадрата". Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива "Емельян Пугачев".

"Красный квадрат" будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства "Емельяна Пугачева". Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для "торговли" уровнем выбросов и его приведения к эффективному производству.

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, — это на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c, при запретительном режиме — прибыль пивоваренного завода на a.

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав "делать что-либо, имеющее вредные последствия" (именно так трактовал Коуз право использования ресурсов), может происходить Парето-эффективным образом без вмешательства государства. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение Парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен — он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.