Запрос в минфин, образец

Содержание

Напишите письмо Министру финансов Силуанову Антону Германовичу.

Ребята Как написать письмо в Минфин??? Помогите

Обратитесь напрямую к Министру финансов Российской Федерации Силуанову Антону Германовичу. Он родился 12 апреля 1963 года, в 1985 году окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». Имеет ученую степень доктора экономических наук.

Выбор наиболее оптимального способа обращения к чиновнику высшего ранга:

  • запись на индивидуальный прием;
  • отправка обычного письма на адрес Министерства;
  • заполнение специальной формы и отправка письма на электронную почту ведомства;
  • подготовка и отправка открытого письма на имя Силуанова А.Г.

Запись на индивидуальный прием

Сразу оговоримся, что министр финансов осуществляет прием граждан как член правительства страны. Предварительно необходимо пройти процедуру записи. Обращаем внимание, что все эти процедуры проводятся по адресу:

Москва, Краснопресненская набережная, дом 2 строение 2.

На официальном сайте http://government.ru/reception/, в разделе «Прием граждан», можно ознакомиться с датами проведения личных приемов членами Правительства. Информация обновляется каждый квартал.

Отправка обычного письма на адрес Министерства

В начале текста кратко указываете суть своего вопроса, заявления или жалобы. Потом описываете все более подробно. На конверте указываете адрес:

109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9.

Письмо будет доставлено в секретариат и расписано на конкретный Департамент. В течение установленного законом времени вам будет предоставлен квалифицированный ответ. Узнать о судьбе своего письма можно по телефонам:

— (495) 987-90-42, (495) 987-99-62.

Если ваше послание будет составлено лаконично, и к нему будут прикреплены ответы из других инстанций, в том числе от подконтрольных Министерству различных федеральных служб и подведомственных организаций, есть большая вероятность, что оно будет на контроле у самого Министра.

Письмо на электронную почту

Для упрощения процедуры обращений граждан на сайте Министерства предусмотрена возможность отправить электронное письмо. Необходимо зайти в раздел «Обращения граждан» и следовать инструкциям. Вы можете отслеживать ход своего письма. Для этого достаточно вбить его номер в специальную строку вышеуказанного раздела.

Открытое письмо на имя Силуанова А.Г.

Заключительный в списке, но не последний по результативности способ обращения к Министру — публикация открытого письма. Продумайте текст, доходчиво изложите суть вопроса обращения и выложите его на нашем сайте. Если ваше письмо наберет большое количество голосов граждан, то существует большая вероятность, что оно будет лично прочитано господином Силуановым Антоном Германовичем.

Любую помощь по составлению вашего сообщения окажут наши профессиональные юристы.

Силуанов Антон Германович. Видео

Дежурные юристы:

Поделитесь информацией с друзьями:

Вступайте в группы:

  1. Структура письма
  2. Как писать?
  3. Образец письма-запроса о предоставлении документов
  4. Образец письма-запроса о предоставлении информации
  5. Образец письма-запроса о разъяснении

Письмо-запрос – это разновидность делового письма. Запрос отправляют партнёрам, контрагентам, государственным органам… Иногда без него можно и обойтись (например, устно попросив коллегу-предпринимателя сообщить какие-то сведения), но в целом пренебрегать такими посланиями не стоит. Хотя бы ради соблюдения установленного порядка.

Что можно запрашивать?

  • Информацию (о характеристиках товара и его наличии, о способах доставки и сроках поставки, о причинах задержки отправления и т. д.).
  • Документы или предметы (бумаги для заключения договора, образцы товара и т.

    Письмо в минфин за разъяснением

    д.).

Словом, если вы чего-то не знаете или не вполне понимаете, если вам нужны документы или прайс-листы – отправляйте письмо-запрос.

Структура письма

Пишутся такие послания по той же схеме, что и другие деловые письма:

  • сперва указываются реквизиты получателя и отправителя;
  • затем – дата составления и исходящий номер документа;
  • заголовок, отражающий суть вопроса;
  • обращение к получателю (как правило – по имени и отчеству, если только вы не пишете в официальные инстанции);
  • суть вопроса;
  • благожелательное изъявление надежды на сотрудничество;
  • благодарность;
  • должность, ФИО и подпись отправителя.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Поскольку письмо-запрос – официальный документ, писать его следует на фирменном бланке. Образец письма-запроса можно скачать здесь.

Как писать?

Начинать запрос лучше с краткого объяснения причин обращения. Просто потребовать сведения без указания причин (да ещё и в ультимативной форме, как делают некоторые) – дурной тон. Напишите буквально одну вводную фразу, например:

  • «на основании наших предварительных договорённостей»;
  • «в целях предотвращения возможных спорных вопросов»;
  • «в соответствии с заключенным договором»;
  • «для заключения договора».

Если понадобится, можно ссылаться на акты законодательства. Например, если закон требует, чтобы перед заключением договора вы ознакомились с какими-либо бумагами, в письме можно написать: «В соответствии со статьей Федерального закона от 24.07.2012 № 397-ФЗ…». Переходить к сути без предварительных объяснений вы можете только в тех случаях, когда причина запроса очевидна (например, если вы пишете по образцу письмо-запрос коммерческого предложения). А вот если повод для обращения нестандартный, следует описать ситуацию и изложить ваши мотивы подробно, чтобы у получателя не осталось вопросов.

В содержательной части нужно сформулировать (по возможности – лаконично) одно конкретное требование. Нежелательно в одном и том же послании просить и разъяснений по нескольким тематикам. Впрочем, это опционально – если вы будете составлять письмо по каждому маленькому вопросу (которых штук 5-10 в общей сложности), это приведёт только к излишнему формализму. Адресат тоже не очень обрадуется, подвергнувшись такой «бумажной» бомбардировке. Начинают содержательную часть со стандартных вводных конструкций:

  • «просим сообщить о…»;
  • «будем крайне признательны, если Вы…»;
  • «просим выслать…».

Письмо-запрос всегда требует письма-ответа. Если вопрос срочный и не терпит отлагательств – тактично упомяните, что хотели бы получить ответ как можно быстрее. С этой целью можно использовать следующие фразы:

  • «просим ответить по возможности скорее»;
  • «настоятельно просим ответить в пятидневный срок»;
  • «просим дать ответ в двухнедельный срок»;
  • «с нетерпением ждём Вашего письма»;
  • «прошу прислать документы при первой возможности по электронной почте».

В большинстве случаев послание-запрос получается очень коротким. Не нужно растекаться мыслью по древу и высказывать свои соображения по теме и не по теме.

Ниже представлены примеры самых распространённых запросов.

Образец письма-запроса о предоставлении документов

«Уважаемый Владимир Александрович!

Для заключения договора между ООО «Артемида» и АО «Шварценшпигель» прошу предоставить следующий перечень документов:

  • устав организации;
  • свидетельства ОГРН и ИНН;
  • свидетельство о государственной регистрации фирмы (полученное в ИФНС в установленном законом порядке);
  • приказ о назначении на должность генерального директора.

Прошу отправить как оригиналы документов (почтой России либо курьерской службой), так и их копии (электронной почтой на general@site.com)».

Образец письма-запроса о предоставлении информации

«Уважаемый Пётр Владимирович!

Прошу Вас проинформировать меня о возможности поставки корабельных двигателей Е-100 (код по каталогу СРК-1738-8476) в количестве 10 штук в срок до 10 декабря 2015 года, а также сообщить об условиях доставки и платежа. Заранее благодарю за быстрый ответ!».

Образец письма-запроса о разъяснении

«Уважаемый Александр Петрович!

В целях предотвращения возможных спорных моментов прошу Вас максимально подробно описать процедуру доставки макак-резусов с территории Северного Вьетнама. Какие транспортные средства используются на каждом этапе, есть ли опасность для жизни и здоровья особей, на какой максимальный срок я должен рассчитывать? С нетерпением жду Вашего ответа».

Составляйте письмо по приведённым образцам и не забывайте о вежливости и деловой этике. В запросе не должно быть угрожающих фраз, ультиматумов и обещаний отправиться с жалобой в официальные инстанции, если не будет ответа. Максимально корректно излагайте свою просьбу, даже если получатель явно не хочет её исполнять. А если ответ так и не придёт (либо если вам отправят официальный отказ в предоставлении данных), придётся прибегать к более серьёзным мерам – например, к написанию письма-предупреждения.

Обращения граждан

В министерство финансов Красноярского края можно обратиться письменно или устно.

Личный прием граждан осуществляется заместителем председателя Правительства края — министром финансов края, первым заместителем министра финансов, заместителем министра финансов по четвергам с 16.00 до 18.00.

График работы министерства финансов края: понедельник — пятница, с 09.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00, в предпраздничные дни с 9.00 до 13.00,
с 14.00 до 17.00, выходные дни — суббота, воскресенье.

Записаться на прием можно по телефонам министерства: +7 (391) 222-13-56, 222-13-58 (факс).

Задать вопрос в части организации приема граждан и обеспечения рассмотрения обращений граждан — Басловяк Жанна Николаевна: 222-13-56

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством гражданин при личном приеме предъявляет документ, удостоверяющий его личность (паспорт гражданина РФ).

Оформленное в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, можно отправить по почте по адресу: пр. Мира, 103, г.

Обращения граждан

Красноярск, Красноярский край, Россия, 660021,
e-mail: kanc@krasfin.ru.

Также обратиться в министерство финансов края можно через Интернет-приемную на едином краевом портале «Красноярский край» http://www.krskstate.ru/priem.

В соответствии с графиком приема граждан руководителями органов исполнительной власти, утвержденным Губернатором края, один раз в месяц личный прием осуществляется в общественной приемной по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 125.
Телефон для справок и предварительной записи: +7 (391) 249-30-40
График приема размещен на официальном сайте Красноярского края – едином краевом портале «Красноярский край» по адресу: http://krskstate.ru/priem/lichno/grafik

Нормативные акты, регулирующие вопросы работы организации приема граждан и организации рассмотрения обращений граждан:

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных";

Закон Красноярского края от 25.11.2010 №11-5331 "О порядке обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Красноярского края, иных государственных органов Красноярского края"

Если позиция Минфина совпадает с позицией компании, то это поможет убедить налоговый орган отказаться от соответствующих претензий. Поэтому для компании очень полезно получить адресные разъяснения важных вопросов, по которым практика неоднозначна или существует риск ее изменения.

Не стоит опасаться того, что Минфин даст невыгодный ответ.

  • Во-первых, НК РФ не обязывает компанию следовать разъяснениям Минфина. Это в своем письме обязательно отметят и сами чиновники.
  • Во-вторых, Минфин не направляет копию своего адресного ответа в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика. Если руководство компании само этого не захочет, то невыгодный ответ чиновников не попадет в руки проверяющих.

Адресные разъяснения могут появиться в справочно-правовых системах в обезличенной форме. И в их тексте не будет ясно, какая компания задавала вопрос. Эти письма не являются обязательными для налоговых органов (письма Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2–138 и ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716@).

По некоторым вопросам разъяснение получить проще.

Если сотрудники Минфина не захотят отвечать на вопрос по существу, они всегда могут ответить, что «обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются». Либо формально без учета подробностей запроса процитируют статьи НК РФ — дадут отписку.

Как обратиться в Минфин?

В то же время по ряду вопросов от Минфина все-таки можно получить выгодное разъяснение. Рассмотрим такие ситуации.

Ситуация Комментарии
1 Уже имеется безадресное разъяснение Минфина
  • Следование разъяснениям Минфина, размещенным в справочных правовых системах и не адресованным конкретному налогоплательщику, не освобождает от штрафов и пеней (письмо Минфина России от 07.08.07 № 03-02-07/2–138).
  • Но в большинстве случаев для конкретного налогоплательщика Минфин готов изготовить адресную копию ранее данного безадресного разъяснения.
  • Поэтому, если удалось найти письмо Минфина с выгодной позицией по важному для компании вопросу, о нем обязательно стоит упомянуть в тексте запроса.
2 Минфин ранее в письмах уже высказывал неприемлемую для компании позицию
  • Переломить позицию Минфина новым запросом, скорее всего, не получится. Если только не возникли какие-то новые обстоятельства.
  • Например, изменился закон или появилось решение одного из высших судов.
  • Позиция компании является прямым следствием позиции Минфина. В некоторых случаях из выводов, сделанных Минфином в других письмах, выгодное компании толкование прямо следует логически или по аналогии.
  • Например, в своих разъяснениях Минфин ранее уже давал нужное определение какого-либо термина или высказывался о применимости льготы в аналогичной ситуации.
  • Можно сослаться на такой пример в запросе. Однако успех возможен, только если вывод или аналогия прямо следуют из ранее высказанной позиции Минфина.
2 Минфин ранее в письмах уже высказывал неприемлемую для компании позицию
  • Переломить позицию Минфина новым запросом, скорее всего, не получится. Если только не возникли какие-то новые обстоятельства.
  • Например, изменился закон или появилось решение одного из высших судов.
  • Позиция компании является прямым следствием позиции Минфина. В некоторых случаях из выводов, сделанных Минфином в других письмах, выгодное компании толкование прямо следует логически или по аналогии.
  • Например, в своих разъяснениях Минфин ранее уже давал нужное определение какого-либо термина или высказывался о применимости льготы в аналогичной ситуации.
  • Можно сослаться на такой пример в запросе. Однако успех возможен, только если вывод или аналогия прямо следуют из ранее высказанной позиции Минфина.
3 Судебная практика высших судов на стороне компании
  • Минфин в большинстве случаев готов учитывать позицию, высказанную в актах Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов. Однако их решения, принятые в пользу налогоплательщика, обычно толкуются Минфином максимально узко.
  • Упоминая в тексте запроса о решениях высших судов, необходимо учитывать их статус, а также позднейшие изменения в судебной практике.
4 Текст нормы НК РФ подтверждает позицию компании
  • Если позиция компании напрямую следует из текста НК РФ, то Минфин, вероятнее всего, ее подтвердит.
  • Но существует ряд вопросов, по которым Минфин традиционно игнорирует текст НК РФ (например, письмо Минфина России от 02.04.2015 № 03-04-06/18275).

Важно грамотно составить запрос.

  1. Куда отправлять:
    • Запрос нужно направить по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.
    • Можно сделать это по почте, но надежнее передать с курьером. Это исключит возможность утери обращения, и уменьшит общий срок получения ответа. Сохраните копию запроса со штампом Минфина о его получении.
  2. Кому адресовать:
    • Адресовать письмо нужно директору департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В. Трунину с отметкой, что компания запрашивает письменное разъяснение по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в порядке пункта 1 статьи 34.2 НК РФ.
    • Далее письмо будет передано конкретному исполнителю.
  3. Что в запросе указать:
    • Название;
    • ИНН;
    • почтовый адрес организации.

      Ответы на запросы Минфин всегда направляет по почте.

  4. Кто подписывает запрос.
    • единоличный исполнительный орган;
    • представитель компании по доверенности (ст. 27, 29 НК РФ). В этом случае к запросу прикладывается оригинал или нотариально заверенная копия доверенности.

    Срок ответа на запрос составляет 2 месяца с момента его получения (п. 3 ст. 34.2 НК РФ, п. 11.10 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н). Если компания не получила ответ в этот срок, то пишите жалобу на имя И.В. Трунина с приложением копии запроса и просьбой ответить на него по существу.

  5. Что указать в содержании.
    • коротко и максимально обезличенно описать фактические обстоятельства ситуации. Слишком подробное описание может стать поводом для отказа в разъяснении со ссылкой, что Минфин не рассматривает конкретные хозяйственные ситуации.

      Помните, если адресное разъяснение основано на неполной или недостоверной информации (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), то освобождение от штрафов и пеней не применяется.

    • указать в запросе только фактические обстоятельства, которые имеют правовое значение в рассматриваемой ситуации, так как ответ Минфина чаще всего содержит минимум информации о фактической ситуации. И поэтому будет анализироваться исходный текст запроса.
    • указать применимые нормы НК РФ и других нормативных актов и обязательно предложить желаемый вариант их толкования. Фактически запрашивать нужно не разъяснение нормы права, а подтверждение правильности ее понимания компанией. Минфин не обязательно согласится с предложенным толкованием, однако, если он готов это сделать, это сильно упростит работу исполнителю. И у него не будет готовых аргументов для отрицательного ответа.
    • в запросе придерживайтесь стилистики обычных писем Минфина, это упростит работу исполнителю.
    • указывайте реквизиты подтверждающих нужную позицию писем Минфина, других органов, решений высших судов.

Рекомендуемая структура запроса выглядит следующим образом:

  • приветствие и просьба дать разъяснение в порядке пункта 1 статьи 34.2 НК РФ;
  • краткое описание фактических обстоятельств дела;
  • изложение применимых норм права;
  • изложение желаемого их толкования;
  • реквизиты писем и решений судов, в которых высказывается аналогичная позиция;
  • просьба подтвердить правильность вышеизложенного понимания норм;
  • адрес для отправки ответа.

Шансы на положительный ответ можно увеличить.

На практике существуют некоторые хитрости, которые позволяют увеличить шансы компании на получение положительного разъяснения.

  • Оценка масштаба проблемы. При написании запроса стоит учитывать, насколько положительный ответ может затронуть интересы бюджета. Если нужен ответ на очень узкий вопрос, есть смысл это максимально подчеркивать.
  • Повторный запрос. Иногда позиция компании может быть обоснована сразу несколькими аргументами, взаимоисключающими или плохо сочетающимися друг с другом. В таком случае стоит написать в Минфин через определенный интервал времени несколько запросов с описанием проблемы под разными углами. Возможно, один из таких аргументов рано или поздно убедит чиновников.

Источник публикации: ТПП РФ. Навигатор успеха. Выпуск 29.08.2017

Письма Минфина России и ФНС России: руководство к действию или частное мнение?

Для многих компаний использование в работе разъяснений и писем Минфина России и ФНС России является обычным делом. Тем большим сюрпризом оказываются для них претензии, предъявляемые налоговиками в ходе проверок. Когда письма указанных ведомств действительно могут защитить налогоплательщика от доначислений?

В Налоговом кодексе указано, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений уполномоченного органа о порядке исчисления и уплаты налогов является обстоятельством, исключающим вину этого лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). При этом следование письмам освобождает только от налоговых санкций — штрафов и пеней (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Сумму недоимки по тому или иному налогу, которая образовалась в результате выполнения рекомендаций, оказавшихся неверными, все равно придется уплатить.

Примечание. Выполнение письменных разъяснений Минфина России или ФНС России освобождает только от штрафов и пеней. Сумму недоимки по налогу все равно придется уплатить.

Однако не любые письма освобождают даже и от штрафов и пеней. Надлежащие разъяснения должны соответствовать ряду условий, предусмотренных НК РФ.

Разъяснения должны быть письменными

От налоговых санкций могут избавить только письменные разъяснения. Значит, советы, которые щедро раздают представители госорганов на всевозможных семинарах, конференциях, круглых столах, горячих линиях и других аналогичных мероприятиях, нельзя считать официальными.

Примечание. Разъяснения, полученные от должностных лиц Минфина России или ФНС России на семинарах, конференциях, горячих линиях и других мероприятиях, не освобождают от ответственности.

Кроме того, рекомендации, полученные от инспектора по телефону или устно, также не освободят от ответственности, как бы они ни были выгодны.

Полномочия по разъяснению налогового законодательства разделены

Разъяснения должны быть даны финансовым, налоговым или иным органом государственной власти строго в пределах своей компетенции. Казалось бы, это условие выполнить очень просто — применять разъяснения налоговиков, поскольку проверки проводят именно они. Но на практике все куда сложнее.

Полномочия государственных органов по разъяснению налогового законодательства определены в ст. ст. 21, 32 и 34.2 НК РФ. От специалистов Минфина России налогоплательщики имеют право получать разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ). А Федеральная налоговая служба обязана письменно информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (пп. 1 п. 1 ст. 21 и пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Как видим, формулировки полномочий крайне размыты. Ведь ответы на многие спорные вопросы можно подвести как под разъяснение, так и под информирование. Тем более что изложить один и тот же вопрос можно по-разному. Например, у Минфина России спросить глобально: нужно ли уплачивать налог в конкретной ситуации. Это вопрос по применению законодательства о налогах и сборах.

Тому же вопросу, но адресованному ФНС России, можно придать более прикладной характер. Например, в какой срок следует заплатить налог и подать декларацию в такой-то ситуации. То есть это получится вопрос о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Грань между полномочиями по разъяснению налогового законодательства трудно различить

Еще в 2004 г., почти сразу после принятия действующей редакции ст. 21 НК РФ, Минфин России пытался внести ясность в этот вопрос. В Письме от 21.09.2004 N 03-02-07/39 финансисты указали, что в компетенцию налоговых органов входит рассмотрение лишь вопросов об уплате налогов в конкретных хозяйственных ситуациях. К сожалению, ясности это не добавило. Ведь в большинстве случаев спорные вопросы возникают именно в конкретной ситуации. А значит, ничто не мешает налогоплательщику обратиться с таким вопросом в инспекцию и получить разъяснения.

Проанализируем судебную практику. Суды, как правило, исходят из расширительного толкования норм НК РФ. В частности, они признают за разъяснительными письмами налоговых органов ту же силу, что и за письмами Минфина России. Например, ФАС Дальневосточного округа признал письмо инспекции официальным разъяснением уполномоченного государственного органа, данным в пределах своей компетенции (Постановление от 20.03.2008 N Ф03-А37/08-2/685). В этом письме налоговики ответили на запрос налогоплательщика о том, как правильно платить ЕНВД при ведении конкретного вида деятельности.

Примечание. Суды нередко признают официальными разъяснениями и письма инспекций в ответ на запросы налогоплательщиков. Но такой запрос должен содержать максимально полную информацию.

Более того, суды неоднократно признавали письменным разъяснением, исключающим ответственность, и такой документ, как сообщение инспекции о возможности применения налогоплательщиком специального налогового режима — "упрощенки" или "вмененки" (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.07.2009 по делу N А53-5840/2008-С5-47).

Каков, по мнению судей, статус разъяснений самой ФНС России и ее управлений по субъектам РФ (региональных УФНС)? По этому вопросу накопилось уже немало судебных решений. Но, к сожалению, однозначная арбитражная практика так и не сложилась. Нередко суды приходят к выводу, что разъяснение ФНС России, не связанное с заполнением налоговых деклараций, не является документом, освобождающим налогоплательщика от ответственности (Постановления ФАС Западно-Сибирского от 02.02.2011 по делу N А45-8771/2010, Северо-Западного от 01.09.2008 по делу N А44-86/2008 и Дальневосточного от 31.01.2007, 24.01.2007 N Ф03-А04/06-2/5128 округов).

Вместе с тем есть и противоположные решения. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в аналогичной ситуации признал выполнение организацией разъяснений ФНС России и ее регионального управления обстоятельством, освобождающим от ответственности (Постановление от 29.07.2009 по делу N А32-2997/2009-63/61).

Разъяснения должны быть адресованы самому налогоплательщику или неопределенному кругу лиц

Еще одно условие, без выполнения которого разъяснение не освободит от штрафов и пеней, — оно должно быть дано налогоплательщику лично либо адресовано неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Именно это требование вызывает больше всего споров.

Обратите внимание! За разъяснениями по региональным и местным налогам можно обращаться и в свою налоговую инспекцию

Вопросы по применению законодательства о региональных налогах вправе разъяснять финансовые органы субъектов РФ (пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 34.2 НК РФ). К региональным относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

Полномочиями по разъяснению порядка расчета и уплаты местных налогов наделены финансовые органы муниципальных образований (пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 34.2 НК РФ). Местные налоги — это налог на имущество физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ).

Вместе с тем арбитражные суды указывают, что за разъяснениями по региональным или местным налогам налогоплательщик вправе обращаться и в инспекцию, в которой он состоит на учете в связи с уплатой данного налога. Разъяснения, полученные по указанным налогам от другого налогового органа, от ответственности не освободят (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2008 по делу N А44-86/2008).

Дело в том, что в настоящее время очень многие разъяснения, исходящие как от Минфина России, так и от ФНС России и ее региональных управлений, доступны для всеобщего сведения. Письма этих ведомств можно найти и в справочно-правовых системах, и в периодической печати (газетах и журналах), и в Интернете. Считаются ли такие разъяснения данными неопределенному кругу лиц?

Минфин России настаивает на том, что большинство его разъясняющих писем нельзя считать адресованными неопределенному кругу лиц. Ведь такие письма — это ответы на частные запросы. Они не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательной публикации (Письма от 20.07.2009 N 03-01-11/4-176 и от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138).

Примечание. По мнению Минфина России, его письма, подготовленные в ответ на запрос конкретного заявителя, нельзя считать адресованными неопределенному кругу лиц.

Минфин России соглашается, что его письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения налогового законодательства. Однако письма, размещенные в различных правовых базах и прочих изданиях, как правило, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать правильный вывод по существу заданного вопроса. Отсутствие полной информации о проблемной ситуации может привести к неверной трактовке сути предоставленного ответа.

Более того, Минфин России вообще утверждает, что разъяснения считаются данными неопределенному кругу лиц, если они обязательны для налоговых органов (Письмо от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138). А считать разъяснения обязательными для инспекций можно, только если в них прямо на это указано. Соответственно, все письма Минфина России, в которых подобного указания нет (а таких писем большинство), от ответственности освобождают только автора запроса. Тот факт, что письмо попало в правовые базы или Интернет, не свидетельствует о его адресованности неопределенному кругу лиц.

Суды считают, что налогоплательщик вправе воспользоваться разъяснениями, которые даны другому лицу, но опубликованы для всеобщего сведения. При этом штрафные санкции такому налогоплательщику не грозят (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2009 по делу N А32-2997/2009-63/61 и от 09.04.2009 по делу N А32-6494/2008-34/113-29/408).

В 2010 г. по данному вопросу высказался и Президиум ВАС РФ (Постановление от 30.11.2010 N ВАС-4350/10). Его позиция такова: разъясняющие письма Минфина России, которые были опубликованы в справочно-правовых системах и СМИ, освобождают от ответственности любого налогоплательщика, воспользовавшегося ими, а не только тех, в ответ на чьи запросы они были подготовлены.

Как подтвердить, что письмо размещено в справочно-правовой базе или Интернете

Очевидно, что проще всего доказать наличие письма в справочно-правовой базе, если на момент рассмотрения дела судом это письмо по-прежнему есть в базе. В этом случае судьи сами могут удостовериться в факте обнародования письма.

Сложнее с доказательством в ситуации, когда тот или иной документ сначала попал в справочно-правовую базу, а потом был из нее исключен.

Силуанов Антон Германович

Обычно изъятие таких документов из правовых баз проводится по требованию госоргана, его издавшего. И, к сожалению, подобные ситуации в последнее время не редкость. То же самое бывает и с документами, размещенными в сети, в том числе и на официальных сайтах государственных структур.

В любой из описанных ситуаций рекомендуем налогоплательщику, решившему использовать разъяснение, опубликованное в Интернете или справочно-правовой системе, распечатать его. Желательно сделать это так, чтобы на странице были отражены дата печати и источник получения документа — наименование правовой базы или адрес сайта в Интернете. Не лишним будет заверить данный документ печатью организации и подписью работника бухгалтерии с указанием даты.

Примечание. Чтобы подтвердить, что письмо было в справочно-правовой базе или Интернете, нужно его распечатать и заверить подписью работника и печатью организации. На распечатке должны быть видны источник и дата печати.

Наличие такой распечатки позволит ходатайствовать перед судом о направлении запроса владельцам справочно-правовых систем, администраторам сайтов или непосредственно в госорган, издавший документ, с требованием о его предоставлении. Кроме того, можно заранее сделать нотариальное заверение соответствия информации на бумаге и информации на сайте.

Если ведомства разошлись во мнениях или их позиция изменилась

Нередко по одному и тому же вопросу Минфин России и ФНС России высказывают противоположные точки зрения. Бывает и так, что одно ведомство по несколько раз меняет свою позицию в течение непродолжительного времени.

Для налогоплательщика подобные ситуации выгодны. Дело в том, что наличие по одному вопросу нескольких различных по своей сути разъяснений — это явный признак того, что норма НК РФ или закона сформулирована неоднозначно. Значит, можно ссылаться на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все противоречия, неясности и сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Арбитражные суды приходят к выводу, что каким бы из разъяснений не воспользовался налогоплательщик, оснований для начисления штрафа и пеней нет. Примеры подобных судебных решений — Постановления ФАС Северо-Западного от 05.03.2010 по делу N А26-4165/2009, Волго-Вятского от 23.06.2008 по делу N А29-2092/2007 и от 01.04.2008 по делу N А31-4956/2007-7, Уральского от 19.12.2007 N Ф09-9771/07-С3 округов.

Примечание. Наличие противоречивых разъяснений по одному вопросу выгодно налогоплательщику. Каким бы из них он ни воспользовался, суды обычно признают это разъяснение освобождающим от штрафов и пеней.

Отметим, что некоторые из подобных судебных дел уже побывали на рассмотрении в ВАС РФ. И судебная коллегия не нашла оснований для передачи их на пересмотр в Президиум ВАС РФ (Определения ВАС РФ от 08.08.2008 N 9521/08 и от 07.04.2008 N 4139/08).

Вместе с тем следует учитывать, что при наличии по одному вопросу противоречивых разъяснений лучше воспользоваться тем из них, дата которого ближе всего к тому периоду, когда совершается операция.

А.Е.Смирнов

Партнер

ООО "Правовое агентство

"Консультант для Вас"

Ответ

Об отказе Минфина РФ в даче разъяснений по конкретной хозяйственной ситуации

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов определены статьёй 34.2 НК РФ:

«1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Обращение в минфин

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.»

Согласно подпункту 7.7 Регламента Минфина РФ министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В указанных случаях директора департаментов информируют об этом заявителей.

В соответствии с подпунктом 11.4 в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В указанных случаях директора департаментов информируют об этом заявителей.

Российское законодательство не определяет критерии по которым вопрос налогоплательщика подпадает под формулировку «конкретная хозяйственная ситуация». По нашему мнению, если в исходящем письме Организацией описана конкретная хозяйственная ситуация, требующая рассмотрения по существу, Минфин РФ формально правомерно может сослаться на вышеприведённые нормы регламента.

О запросе разъяснений в ФНС

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Таким образом, налоговый орган обязан:

1. Информировать налогоплательщика о налогах и сборах, нормативных актах, порядке исчисления и уплаты налогов.

2. Разъяснять порядок заполнения налоговых деклараций.

В соответствии с пунктом 6.3 Постановления Правительства РФ от 30.09.04 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, индивидуальное информирование налогоплательщиков в письменной форме производится в следующем порядке:

«4.3.2.1. Запросы налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах, сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности, поступившие от налогоплательщиков в инспекцию ФНС России по почте или лично, зарегистрированные отделом финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), направляются руководителем или его заместителем в установленном порядке в отдел работы с налогоплательщиками для подготовки ответов.

В отделе работы с налогоплательщиками запросы налогоплательщиков, поступившие в налоговый орган в письменной форме не позднее следующего дня, подлежат регистрации в информационном ресурсе налогового органа.

4.3.2.2. В случае, если запрос не относится к компетенции налоговых органов, такие обращения в 5-дневный срок необходимо направить по почте (через отдел общего и финансового обеспечения (общего обеспечения)) по принадлежности и проинформировать об этом заявителей.

Второй экземпляр письма остается на хранение в отделе работы с налогоплательщиками.

4.3.2.3. Ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

4.3.2.4. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием ФИО, номера телефона исполнителя.»

Таким образом, Организация имеет право обратиться за разъяснениями в ФНС. При этом, в тридцатидневный срок письменный ответ должен быть предоставлен налоговым органом.

Об ответственности за налоговое правонарушение, в случае выполнения письменных разъяснений ФНС

В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаётся выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Из данных норм следует, что выполнение Организацией письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ей либо неопределенному кругу лиц налоговым органом, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Налогоплательщик так же освобождается от начисления пеней на сумму недоимки.

Однако, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы могут давать разъяснения только по вопросам заполнения налоговой декларации. В отношении налогов и сборов налоговый орган вправе информировать налогоплательщика, но не давать разъяснения.

Следовательно, формально письменные разъяснения, полученные от ФНС по вопросам применения налогового законодательства носят информационный характер и не освобождают налогоплательщика от ответственности за налоговое правонарушение.

Данное мнение подтверждается Постановлением ФАС Западно — Сибирского округа от 02.02.11 по делу № А45-8771/2010:

«Ссылка Предпринимателя на неправомерный отказ Инспекции в разъяснении применения ЕНВД в проверяемом периоде, на предмет правомерности и правильности применения законодательства о налогах и сборах, обоснованно отклонена судами исходя из положений статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку к компетенции налоговых органов в части разъяснительной работы относится только разъяснение порядка заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а разъяснение иных вопросов законодательства о налогах и сборах в их компетенцию не входит.

Таким образом, суд кассационной инстанции признает выводы арбитражных судов о том, что информация налогового органа, выходящая за пределы вопросов о порядке заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), не признается соответствующей требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве обстоятельства, исключающего вину в совершении налогового правонарушения, законными и обоснованными.»

Коллегия Налоговых Консультантов, 27 октября 2016 года

Приказ Минфина РФ от 15.06.12 № 82н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации»

Приказ ФНС РФ от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» (далее – Регламент организации работы с налогоплательщиками)

Назад в раздел