Зарплата бюджетников с 1

Коробейников С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 октября 2019 года сотрудникам и госслужащим федеральных учреждений и госорганов должны увеличить зарплату на 4,3% (см. Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 415-р, Указ Президента РФ от 19.09.2019 № 463). Некоторые министерства уже издали соответствующие ведомственные нормативные акты.

В каком порядке индексируется зарплата работников бюджетной сферы?

В силу положений ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения индексируют заработную плату в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Минтруд в Письме от 11.10.2016 № 14-1/ООГ-9076 заметил, что в настоящее время трудовое законодательство РФ не предусматривает единой для всех работников индексации заработной платы. Правила ее индексации определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).

На федеральном уровне последний раз индексация зарплаты проводилась 01.01.2018: в силу Распоряжения Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р на 4% была увеличена оплата труда работников федеральных учреждений и органов.

В 2019 году Распоряжением Правительства РФ № 415-р федеральным государственным органам и ГРБС федерального бюджета предписано принять меры по увеличению с 01.10.2019 на 4,3% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда. Во исполнение указаний отдельные министерства и ведомства издали ведомственные нормативные акты, например:

  • Приказ ФНС РФ от 04.06.2019 № ММВ-7-5/278@ «О повышении окладов работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих»;

  • Приказ ФСИН РФ от 28.05.2019 № 369 «О повышении размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;

  • Приказ ФСО РФ от 29.07.2019 № 107 «О внесении изменений в Размеры должностных окладов (окладов, ставок заработной платы, тарифных ставок) работников федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении ФСО России, утвержденные Приказом ФСО России от 2 августа 2018 г. № 383 «Об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении ФСО России» (приложение 2 к приказу)»;

  • Приказ ФСБ РФ от 26.08.2019 № 419 «Об увеличении должностных окладов, месячных тарифных ставок (окладов) гражданского персонала органов Федеральной службы безопасности, ставок почасовой оплаты труда, применяемых в органах Федеральной службы безопасности».

Что касается госслужбы, то в соответствии с ч. 11, 12 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ должностной оклад и оклад за классный чин государственного гражданского служащего подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции на основании:

  • указов Президента РФ и закона о федеральном бюджете на соответствующий год – в отношении оплаты труда федеральных гражданских служащих;

  • закона о бюджете субъекта РФ на соответствующий год – в отношении оплаты труда гражданских служащих субъекта РФ.

Последнее повышение было 01.01.2018, тогда оклады федеральных госслужащих увеличились в 1,04 раза (п. 1 Указа Президента РФ от 12.12.2017 № 594).

Согласно Указу Президента РФ № 463 с 01.10.2019 месячные оклады названных лиц будут повышены на 4,3%.

В отношении работников государственных учреждений субъектов РФ и государственных гражданских служащих субъектов РФ решение об увеличении (индексации) заработной платы (денежного содержания) принимается органами власти регионов. Например, с 01.01.2019 размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников государственных учреждений Москвы, на которых не распространяется действие указов Президента РФ в части проведения мероприятий по доведению оплаты труда до соответствующего уровня, увеличились на 4,9%. Данное мероприятие финансировалось за счет бюджетных ассигнований города (Постановление Правительства Москвы от 24.12.2018 № 1680-ПП).

Применительно к работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих решение об индексации принимается местными органами власти.

К сведению: при определении размера заработной платы, денежного содержания должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.

Дополнительно приведем выдержку из п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ № 4, утвержденного Президиумом ВС РФ 15.11.2017. Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация – это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий.

Как увеличивается заработная плата при индексации окладов?

В результате индексации повышаются оклады (должностные оклады, ставки зарплаты) работников учреждений и государственных служащих. Суммы подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения. После индексации все установленные к окладу выплаты пересчитываются исходя из нового оклада с учетом его повышения. Таким образом, увеличивается и размер компенсационных и стимулирующих выплат.

Пример 1.

В казенном учреждении с 01.10.2019 проиндексированы оклады на 1,043. Предположим, что оклад сотрудника до повышения составлял 10 000 руб. Дополнительно ему выплачивались:

Размер всех выплат с учетом повышения оклада составит 10 430 руб. (10 000 руб. x 1,043):

Общая сумма без учета районного коэффициента будет равна 14 602 руб. (10 430 + 1 043 + 1 043 + 521,5 + 1 564,5).

С учетом установленного районного коэффициента заработная плата составит 16 792,3 руб. (14 602 руб. x 1,15).

Как индексируется средний заработок?

При повышении заработной платы в учреждении надо учитывать, что средний заработок для оплаты отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск, оплаты дней нахождения в командировке также подлежит индексации. Порядок его индексации изложен в п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Как следует из данной нормы, средний заработок корректируется только в случае, когда тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение повышаются всем работникам организации, филиала, иного структурного подразделения.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность). Исключение – выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

Обратите внимание: при повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при его определении, установленные в абсолютных размерах, не повышаются (п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

Таким образом, при индексации с 01.10.2019 заработной платы средний заработок для расчета отпускных корректируется в следующем порядке. Если зарплата повышена:

  • в течение расчетного периода – индексируются выплаты, начисленные в расчетном периоде за месяцы, предшествующие повышению;

  • после расчетного периода до начала отпуска – индексируются выплаты за весь расчетный период;

  • во время нахождения работника в отпуске – индексируется средний дневной заработок, определенный за весь расчетный период, за дни после повышения оклада.

Пример 2.

Работник с 09.10.2019 уходит в ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней. Расчетный период (с 01.10.2018 по 30.09.2019) отработан им полностью.

Должностной оклад сотрудника до 01.10.2019 составил 10 000 руб., а с 01.10.2019 увеличен до 10 430 руб. Также ему производятся выплаты в размере 30% от оклада.

Рассчитаем отпускные.

Коэффициент индексации для исчисления среднего заработка равен 1,043 (10 430 руб. / 10 000 руб.).

В данном случае необходимо проиндексировать не выплаты, относящиеся к расчетному периоду, а сумму среднего заработка, который исчислен за этот период. Вместе с тем индексации подлежат и выплаты в размере 30%, поскольку они установлены к окладу в фиксированном размере.

Сумма фактически начисленной заработной платы за расчетный период будет равна 156 000 руб. (10 000 руб. x 12 мес. + 10 000 руб. x 30% x 12 мес.).

Отпускные работнику необходимо выплатить в размере 6 478,64 руб. (462,76 руб. x 14 кал. дн.).

В следующем году украинцев ждет сразу несколько изменений по зарплатам.

Во-первых, как прописано в проекте бюджета на 2021 год, в два этапа повысится минималка: с 1 января до 6 тысяч, с 1 июля — до 6,5 тысяч. Что непосредственно отразится на зарплатах всех бюджетников.

Во-вторых, будут отраслевые нововведения — для учителей, врачей, военных. Так, для педагогов министр финансов Сергей Марченко, презентуя бюджет, уже анонсировал прибавку в 30%. Размер доплат медикам он не назвал, но заверил, что о них тоже не забудут. На зарплаты пустят часть дополнительного финансирования, предусмотренного для здравоохранения, — пообещал он. Военным на зарплаты пойдет львиная доля бюджетной прибавки для оборонки (131 млрд гривен).

Впрочем, как говорит заместитель главы Федерации профсоюзов Александр Шубин, бюджет отраслевые зарплаты не регулирует. И чтобы новая система оплаты труда для тех же учителей заработала, потребуется еще постановление Кабмина.

Заместитель главы профсоюза педагогических и научных работников Сергей Романюк вообще не понимает, почему зарплаты педагогов анонсируются отдельно.

«У всех бюджетников в следующем году на треть вырастут зарплаты, так как сейчас минималка 5 тысяч, а будет 6,5 тысяч. Об учителях, вероятно, сказали отдельно, потому что тема на слуху», — говорит он.

Напомним: учителя добиваются, чтобы им платили по закону об образовании и постановлению Гройсмана — не меньше трех минималок. Но Минобразования готовит свою зарплатную схему, и педагогам она кардинально не нравится.

Впрочем, ключевое — это финансирование. Если его не будет, никакие постановления не помогут. «Бюджетный кодекс четко говорит, что в случае отсутствия средств даже действующие подзаконные акты ставятся на стоп», — добавил Романюк.

«Страна» разбиралась как в следующем году изменятся зарплаты бюджетников.

Что меняет минималка в 6-6,5 тысяч

Напомним: недавно минимальная зарплата в Украине повысилась до 5 тысяч гривен. Также были пересмотрены ставки Единой тарифной сетки (для первого тарифного разряда ставка повышена с 2102 до 2225 гривен).

«Страна» уже подробно анализировала как это сказалось на реальных зарплатах бюджетников. Вплоть до 12 разряда оклады выросли меньше чем на 300 гривен, а для самого высокого 25 разряда доплата — 555 гривен.

Но на следующий год запланировано более существенное повышение минималки — с 1 января до 6 тысяч, а с 1 июля — до 6,5 тысяч. Ставка первого тарифного разряда с 2021 года повысится до 2670 гривен и 2893 гривен соответственно. То есть, за год увеличение на 668 гривен (по минималке — на 1,5 тысячи).

Бюджетникам вплоть до 12 разряда зарплаты будут «дотягивать» до минималки в 6-6,5 тысяч гривен. Точно также людям сейчас доплачивают до минималки в 5 тысяч гривен. То есть, для работников 1-12 тарифных разрядов зарплаты с начала следующего года вырастут на тысячу гривен, а с 1 июля 2021 года — еще на 500 гривен. В итоге по году — плюс 1,5 тысячи гривен.

Для работников 13 тарифного разряда новая зарплата с января следующего года будет 6060 гривен. Сейчас он получают 5050 гривен. То есть, прибавка — 1010 гривен. С июля оклад составит 6567 гривен. Таким образом за год рост на 1517 гривен.

Для работников самого высокого 25 тарифного разряда (в эту категорию входят руководители) действует коэффициент 4,51. Если сейчас их оклад — порядка 10 тысяч гривен, то с нового года будет чуть больше 12 тысяч, а с лета — свыше 13 тысяч. Годовая прибавка — порядка 3 тысяч гривен.

Если учесть, что на оклады бюджетников начисляют еще разного рода доплаты и премии (которые могут достигать 100% от оклада и даже превышать эту цифру, причем, чем выше статус, тем больше доплат) зарплаты бюджетников в реальности могут вырасти на 2-6 тысяч в месяц.

При этом, по словам Шубина, принцип уравниловки и дальше сохраняется. То есть, и санитарка и молодой врач — это специалисты до 12 тарифного разряда, следовательно, получают одинаково — минимальную зарплату. В 13 разряд, который уже немного больше минималки, попадают, к примеру, заведующие аптеками, детсадами, лаборанты ПТУ и др.). И только для самого высокого 25 разряда предусмотрен значительный повышающий коэффициент.

Формулы — отдельно, деньги — отдельно

Но перечисленные выше формулы — общие. Они касаются в целом всех бюджетников, если только зарплаты для них не прописаны в специальных законах или постановлениях Кабмина.

«Для многих категорий работников бюджетной сферы есть «свои» правила. Скажем, госслужащие по закону о госслужбе, должны иметь не меньше двух реальных прожиточных минимумов, а это фактически две минимальные зарплаты. Для работников культуры зарплатные сетки определяются на местных уровнях, на заплаты врачей влияет медреформа, ставки за пролеченный случай и количество пациентов, подписавших декларации. Зарплаты учителей прописаны в законе об образовании (не меньше трех минималок — Ред.) и в постановлении Гройсмана ( поэтапной увеличение до 4 прожиточных минимумов — Ред.). Другое дело, что многие отраслевые зарплатные нормативы не выполняются, и тогда людям платят по общей схеме — отталкиваясь от единого тарифного разряда», — отмечает Шубин.

К примеру, норма о том, что госслужащие должны получать не меньше двух минималок в этом году нарушалась.

Если в следующем закон о госслужбе будут выполнять, то минимальный оклад составит 12-13 тысяч гривен и дальше — по нарастающей. То есть, прибавка может быть очень существенной — в два раза и больше.

Но пока в проекте бюджета на 2021 год на такие зарплаты для госслужащих дополнительные средства не предусмотрены.

То же самое с учителями. В законе об образовании для педагогов прописаны оклады в три минималки. Но на практике он не работает, и учителя получают вместо трех, только одну минимальную зарплату (плюс различные доплаты).

Если вдруг со следующего года учительская зарплатная формула заработает, то оклады педагогов просто взлетят. Сейчас молодой учитель может рассчитывать всего на 5 тысяч в месяц, а мог бы получать 18-19,5 тысяч гривен. Но в такие цифры мало кто верит.

11 миллиардов вместо 50. Как пересчитают зарплаты учителям

Об учителях стоит сказать отдельно. Министр финансов Сергей Марченко, презентуя проект бюджета, пообещал повысить педагогам зарплаты на 30%. Дополнительных подробностей он не раскрыл.

В учительской среде как раз сейчас идет настоящая зарплатная война.

Педагоги требуют, чтобы разблокировали либо норму закона об образовании (о трех минималках), либо постановление №822, которое принял уходящий Кабмин Гройсмана, а Кабмин Гончарук поставил на стоп до конца этого года.

По нему в первый год действия минимальный должностной оклад увенчивается до трех прожиточных минимумов, что значит прибавку в 30-70%. Так, молодой учитель, который сейчас получает порядка 5,4 тысяч (оклад плюс 10% за престижность труда и 20% за проверку тетрадей) после повышения должен получать больше 8,7 тысячи.

Педагог с опытом, у которого зарплаты сейчас с учетом всех надбавок около 8,2 тысячи, должен получать больше 10,5 тысячи. Далее по плану было еще несколько этапов пересмотра зарплат: ежегодно с 1 января плюс 0,5 прожиточных минимума. В итоге оклад должен был выйти на уровень в 4 прожиточных минимума.

Но властям не сильно хочется переплачивать учителям. Поэтому Минобразования кулуарно начало разрабатывать новую зарплатную схему, которая предусматривала повышение окладов с одновременной отменой многих надбавок. Чем возмутились профсоюзы.

«Мы сейчас в переговорном процессе с Минобразования. Вместо отмены большинства надбавок предлагаем повысить оклады на 50% или же оставить нынешнюю базу, но обязательно заложить в оклады доплату в 20% за престижность учительского труда (сейчас она может варьироваться от 5% до 30%, но во многих регионах платят по минимуму). По деньгам такие варианты менее затратные, чем реализация постановления Гройсмана: плюс 37 млрд и 11 млрд дополнительно (поставление Гроссмана — это плюс 50 млрд сверху). Пока Минобразования больше склоняется к самому экономному варианту — включению в оклад 20% доплаты за престижность учительского труда. Но ощутимой такая прибавка будет только для тех, кто сейчас получает ее на минимальном уровне», — рассказал нам Сергей Романюк.

Если зарплаты педагогов увеличат на 50%, минимальный оклад будет составлять 9 тысяч, а опытные педагоги смогут зарабатывать до 15 тысяч. Если же ничего не изменят, зарплата учителей будет составлять порядка 7 тысяч в месяц. Что будет способствовать дальнейшему оттоку специалистов, которые уже и так в дефиците, — отмечает Романюк.

«Пока мы не увидели в проекте бюджета дополнительных средств на какие-то заметные прибавки к зарплатам. Нет также средств на выплаты молодым учителям в размере 10 прожиточных минимумов. На этот год деньги закладывали, но затем забрали в коронавирусный фонд. А в следующем году о доплатах, вероятно, и вовсе забудут», — говорит Сергей Романюк.

Зарплаты врачей привязали к болезням

Для врачей анонсировали увеличение зарплат (но пока неясно насколько существенным оно будет), пообещав найти средства за счет роста бюджета на здравоохранение.

Министр здравоохранения Максим Степанов заявлял, что зарплата врача должна быть не ниже 20-25 тысяч. С 1 сентября оклады медикам уже выросли (прибавка от 1,2 тысяч до 3,5 тысяч гривен). При этом Степанов анонсировал еще несколько пересмотров зарплат и заявил, что повышенные оклады заложат в тарифы для НСЗУ.

Напомним: на медицину обещают выделить 4,2% ВВП против 3,4% в этом году. Кроме того, 19,4 млрд дадут на коронавирус (из них 15,8 млрд в рамках медгарантий, а это в том числе и доплаты врачам).

При этом коронавирусные доплаты в размере тройного оклада получают далеко не все медики. Кроме того, по тройному тарифу считают исключительно рабочее время, проведенное в контакте с больными коронавирусом.

«А вот по всем остальным врачам вопросов пока больше, чем ответов. Скажем, если сейчас ограничили плановые госпитализации как вторичка может набрать нужное количество «пролеченных случаев» и получить финансирование от НСЗУ. А от этого в конечном счете зависят зарплаты врачей», — говорит Шубин.

«Центральные органы власти, которые обещают увеличить зарплаты врачам, к этим зарплатам вообще никакого отношения сейчас не имеют, это — прерогатива главных врачей, так как больницы у нас стали самостоятельными субъектами хозяйствования», — пояснил глава Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко.

То есть, формально врачи не могут получать меньше минималки для бюджетников (6-6,5 тысяч со следующего года). Есть также доплаты за ночные дежурства, операции, стаж, муниципальные доплаты и пр. Но на практике медикам платят зарплаты, на которые хватает денег у конкретной больницы. А если денег нет (скажем, из-за урезанного финансирования от НСЗУ) людей переводят на половину или даже четверть ставки. Поэтому как бы не увеличивалась минималка, их зарплаты могут даже снизится.

И в следующем году этот принцип не изменится. Разве что если будут повышены ставки НСЗУ за лечение болезней (сегодня большинство занижено). Недавно Кабмин согласовал повышение тарифов к реальным значениям только для диагностики и лечения онкологии и лечения туберкулеза.

Александр Шубин не верит, что медикам в следующем году удастся выбить хорошие зарплаты. «Чтобы кардинально увеличил оклады, придется разве что сокращать врачей, а их и так не хватает», — говорит он.

Система американская, зарплаты — украинские

На зарплаты военным и правоохранителям в проект бюджета -2021 заложили 131 млрд гривен, что на 8,3 млрд больше, чем в этом году.

При этом темпы роста денежного довольствия замедлятся. Скажем, в 2019 году, когда зарплаты военных выросли в среднем на треть, на фонд денежного довольствия добавили 15,2 млрд. Тогда военнослужащим рядового состава по контракту повысили заплаты до 7- 10 тысяч гривен в месяц. Младшие офицеры стали получать около 16 тысяч гривен, командиры бригад до 26 тысяч. В этом году большого зарплатного роста уже не было.

В июле в парламенте зарегистрирован законопроект №3874 (автор — «слуга» Максим Заремский), в котором предлагается перевести армию на американскую систему оплаты. 70-80% должна составлять базовая выплата, еще 20-30% различные доплаты. Размер базовой выплаты будет зависеть от воинского звания, выслуги лет. Но конкретный размер базы не называется.

Доплаты могут быть за службу в боевых воинских частях, на командных должностях, за ученое звание и пр. Также обещают компенсации на жилье, работу в выходные и в режиме секретности и пр.

Но примут ли этот проект и как именно изменятся заплаты военных — пока неясно. С учетом дополнительного финансирования на следующий год реально оклады можно будет повысить до 15%.

С 1 января 2020 года в Беларуси изменится порядок оплаты труда работников бюджетных организаций. О самых важных изменениях — в обзоре юридической фирмы Legaltax для Naviny.by.

Сокращается тарифная сетка

Вместо тарифной ставки первого разряда с нового года вводится базовая ставка в размере 185 рублей.

Это одно из главных новшеств указа от 18 января 2019 № 27, который меняет оплату труда бюджетников.

При этом Минтруда отмечает, что размер базовой ставки планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что «позволит укрепить тарифную часть зарплаты». Напомним, сегодня БПМ в среднем на душу населения составляет 230,91 рубля.

Сама тарифная сетка сокращается с 27 разрядов до 18. При переходе от одного тарифного разряда к другому, по новым правилам, оклад работников в среднем будет увеличиваться — не меньше, чем на 6%.

Справка. Тарифные разряды по должностям, общим для всех видов деятельности, включены в приложение к постановлению Минтруда от 3 апреля 2019 года № 13. Для работников, к профессиям которых не применяются тарифные разряды, установлены кратные размеры базовой ставки, которые тоже содержатся в этом приложении.

С 1 января 2020 года зарплата бюджетников будет состоять из оклада и стимулирующих и компенсирующих выплат. При этом решено, что к стимулирующим выплатам относятся надбавки и премии, а к компенсирующим — доплаты.

Оклад же, в свою очередь, будет определяться путем умножения базовой ставки на коэффициент тарифного разряда.

Рассмотрим на примерах, как по новым правилам будут рассчитываться оклады бюджетников.

Пример 1.

Условие: применяется тарифный разряд.

Помощнику руководителя организации установлен 7-й тарифный разряд (таблица 1 приложения).

Оклад этого работника будет формироваться так: 185 рублей (базовая ставка) × 1,47 (коэффициент, который применяется к 7-му разряду). Получается, оклад помощника составит 271,95 рубля.

Пример 2

Условие: применяется кратный размер базовой ставки, сама профессия не тарифицируется по разрядам.

Человек работает билетным кассиром. Согласно параграфу 7 Единого тарифно-квалификационного справочника эта профессия не тарифицируется по разрядам.

Кратный размер базовой ставки для контролера билетов составляет 1,00 (таблица 4 Приложения). А значит, оклад такого работника будет равен 185 рублям, то есть базовой ставке.

Пример 3

Условие: применяется кратный размер базовой ставки, сама профессия тарифицируется по разрядам.

Профессия водителя погрузчика тарифицируется по 4-му тарифному разряду. Смотрим таблицу 3 в Приложении: кратный размер базовой ставки, который соответствует этому разряду, равен 1,14.

Следовательно, его оклад формируется так: 185 рублей × 1,14 = 210,9 рубля.

Меняется расчет надбавки за стаж

Надбавку за стаж с 1 января 2020 года тоже привяжут к размеру базовой ставки.

Эта надбавка будет зависеть от стажа работы бюджетника: до 5 лет — 10%, от 5 до 10 лет — 15%, от 10 до 15 лет — 20%, от 15 лет и выше — 30%.

Пример. Работник имеет стаж работы в организации 8 лет. Таким образом, его надбавка за стаж с нового года составит 15%. Если посчитать, то 15% от базовой ставки (185 рублей) составляет 27,75 рубля. Причем этот показатель не зависит от оклада, должности работника или других показателей — таковы новые правила.

А вот надбавка за контрактную форму найма, которая предусмотрена декретом президента № 29 от 26 июля 1999 года, для бюджетников будет устанавливаться в размере не более 50% от оклада.

Определены новые размеры премий и выплат

С 1 января 2020 года на выплату премий должны направляться денежные средства в размере 5% от суммы оклада работников. То есть в общем случае премия будет составлять 5% от оклада работника.

Например, если взять оклад помощника руководителя, который равен 271,95 рубля, то премия будет составлять 13,59 рубля (271,95 × 5 / 100).

Помимо премий, бюджетникам ежегодно будет производиться единовременная выплата на оздоровление (как правило, при уходе в отпуск из расчета 0,5 оклада) и материальная помощь (как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников).

Точный размер, порядок и условия начисления премий и единовременных выплат определит руководитель в своих локальных правовых актах.

Два важных совета нанимателю

Бюджетным организациям нужно подготовиться к новым правилам оплаты труда.

По мнению юриста Legaltax Надежды Смахтиной, во-первых, нужно скорректировать трудовые договоры работников.

Ведь в том случае, когда вносятся изменения в законодательство о труде, условия договора должны быть приведены в соответствие с ними.

Условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты относятся к одному из обязательных условий договора.

Более того, изменение этих условий в силу трудового законодательства считается изменением существенных условий труда.

А значит, за месяц до внесения планируемых изменений в договор нужно предупредить об этом работника, а если он откажется продолжать работу на новых условиях, то прекратить с ним трудовые отношения на основании пункта 5 части 2 статьи 35 Трудового кодекса.

Если же сотрудник согласится и дальше трудиться у нанимателя, то нужно будет документально оформить эти изменения. Например, с помощью дополнительного соглашения к трудовому договору.

Во-вторых, нанимателю следует изменить или вовсе издать новые локальные правовые акты.

«Я бы рекомендовала разработать новые Положения о выплатах на оздоровление и материальной помощи. Также понадобится разработать новое Положение о премировании работников, в котором обязательно нужно установить показатели и условия премирования, оговорить размер премий. Внести соответствующие изменения нанимателю нужно и в штатное расписание», — советует Надежда Смахтина.

Повышение зарплат — не цель

Благодаря новшествам объем законодательства об оплате труда значительно уменьшится, а механизм формирования зарплаты станет понятнее и прозрачнее.

Это позитивный момент и для работников, и для нанимателей.

«Тем не менее, повышение оплаты труда бюджетников не является целью принятия этих изменений. Это следует и из указа № 27, и из комментария Минтруда, в которых сказано, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижать размеры начисленной зарплаты (без премии) работников бюджетных организаций, которые действовали на момент введения новых условий оплаты труда», — отмечает юрист.

По мнению Надежды Смахтиной, то, что размер, порядок и условия начисления премий, единовременных выплат и матпомощи остается на усмотрение нанимателя и регулируется локальными документами самой организации, нельзя рассматривать как позитивную меру.

«Очевидно, в новом году наниматель получит больше рычагов для регулирования оплаты труда своих работников», — заключает специалист.

27 января 2020 в 15:34
FINANCE.TUT.BY

Бюджетники в феврале получат январские зарплаты, которые будут рассчитаны по новым правилам. Напомним, для бюджетников с 1 января ввели новую схему расчета зарплат. Одно из основных изменений: тарифную ставку первого разряда заменили на базовую ставку. Власти ранее неоднократно поясняли, что из-за новой схемы падения зарплат не должно произойти, но без учета премии. В Минтруда на конкретном примере рассказали FINANCE.TUT.BY, как изменятся зарплаты бюджетников.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

C 1 января этого года работники бюджетных организаций перешли на новую систему исчисления их зарплаты. Среди основных новшеств — тарифную ставку первого разряда заменили на базовую ставку, которая сейчас составляет 185 рублей. Но в разных сферах — здравоохранении, образовании, культуры, спорта и туризма, соцзащите и других — по-прежнему будут свои особенности расчета зарплат.

— В каждой из этих отраслей существуют свои особенности и специфика, которые учтены в отраслевых условиях оплаты их труда. Понятно, что нельзя определить единые условия оплаты труда для, например, библиотекаря, учителя и врача, слишком разная у них работа, — уточняет министр труда и соцзащиты Ирина Костевич. — Но даже в пределах одной отрасли работники выполняют различные трудовые функции, сложность выполнения которых должна учитываться при начислении им заработной платы.

Например, в образовании работают воспитатели и помощники воспитателей, учителя, профессорско-преподавательский состав и другие педагогические работники, занимающие разные должности. По каждой из этих должностей установлены свои условия оплаты труда. При этом указом главы государства определено, что не допускается снижение размеров начисленной зарплаты работников бюджетных организаций (без премии), которые действовали на момент введения новых условий оплаты труда, рассказывают в Минтруда. В ведомстве отмечают, что эта норма обязательна для применения всеми бюджетными организациями и в отношении всех работников без исключения.

Как изменятся зарплаты бюджетников. Показываем на примере расчетника учителя

В Минтруда на примере зарплат — декабрьской и январской — учителя высшей квалификационной категории, который работает в средней школе на одну ставку (20 часов в неделю) показали, как изменится заработная плата.

В ведомстве сравнили зарплаты за декабрь прошлого года и январь нынешнего в сопоставимых условиях.

Из каких выплат состоит зарплата Размер зарплаты, в рублях
декабрь 2019-го январь 2020-го

Тарифный оклад/Оклад

191 331

Повышения тарифного оклада:

229
за стаж работы по специальности 38
за работу по контракту 48
другие повышения по постановлениям правительства 143
Надбавки: 261 453
за квалификационную категорию 172
педагогическим работникам 30
за сложность и напряженность труда 59
за стаж работы в бюджетной организации 37
за работу по контракту 48
за специфику работы в сфере образования 215
за характер труда 17
за высокие достижения в труде 136

Итого зарплата без премии

(в соответствии с пунктом 12 Указа от 18.01.2019 № 27)

681 784
Премия (плановая за ноябрь 2019 года 20%) 118
Премия (плановая за январь 2020 года 5%)

(будет выплачена в феврале 2020 года)

Итого (зарплата с учетом премии) 799 801
*красным цветом выделены пункты, которые ввели с 1 января 2020 года

— Как мы видим, в новых условиях существенно (в нашем примере более чем в 1,7 раза) вырастут оклады по сравнению с тарифными окладами (тарифная часть заработной платы работника, не учитывающая его стимулирующие и компенсирующие выплаты), — поясняет министр труда и соцзащиты. — Таким образом, заработная плата с учетом стимулирующих выплат, размеры которых вместе с окладом должны найти отражение в контракте работника, в соответствии с нормой указа без учета премии должна увеличиться. Конкретно в этом примере этот рост составил 103 рубля (на 15%).

Но в ведомстве уточняют, что в зависимости от стажа работы и размера надбавки по контракту итоговая сумма, которую увидят учителя с такой же категорией и такой же нагрузкой, как в приведенном примере, может отличаться.

Как считали премии до изменений?

До изменений на выплату премий учителям направлялись средства в размере 20% планового фонда зарплаты и экономия средств, которые предусмотрены на оплату труда, уточняют в Минтруда.

— При этом конкретные размеры премии всегда определяются в соответствии с положением, действующим в учреждении, с учетом личного вклада работника в общие результаты деятельности учреждения, — добавляет Ирина Костевич.

Поскольку премии выплачиваются по итогам работы за предыдущий месяц, то учитель из примера, который приведен выше, в декабре 2019 года получил премию по итогам его работы за ноябрь. Допустим, это будет плановая премия 20% — 118 рублей.

— Кроме того, по условиям труда учитель может получить еще премию за счет сложившейся экономии, например, 25% — 148 рублей. В соответствии с законодательством школа может осуществлять приносящую доходы деятельность (например, организовать работу платных кружков). За счет внебюджетных средств учитель также может получить премию, например, 15% — 89 рублей, — рассказывает Ирина Костевич.

В итоге учитель в расчетном листке за декабрь увидит сумму — 1036 рублей, она будет состоять из:

  • зарплаты без премии — 681 рубль (эта цифра прописана в примере в таблице);
  • премии за ноябрь — 118 рублей (эта цифра прописана в примере в таблице);
  • премии за счет экономии — 148 рублей;
  • премии за счет внебюджета — 89 рублей.

Отметим, что фактическая заработная плата учителей за декабрь 2019 года, по официальной статистике, составила 1102,5 рубля.

Как будут считать премии по новой схеме?

С января этого года на выплату премий всем работникам, в том числе учителям, будут выделять средства в размере 5% от суммы их окладов.

Для учителя из нашего примера эта сумма будет составлять 17 рублей (оклад в 331 рубль умножаем на 5%).

— Данный размер обусловлен тем, что при новых условиях произошло перераспределение средств, направляемых на оплату труда. За счет уменьшения размера премирования произведено увеличение тарифной части заработной платы (оклада), который в нашем примере увеличился в 1,7 раза, — поясняет Ирина Костевич.

Премию за январь, которая будет рассчитана по новой схеме, работник получит в следующем месяце, то есть в феврале. А в январскую зарплату включат плановую премию за декабрь 2019 года, которая будет рассчитана по старым правилам (в нашем примере это 20% — 118 рублей). Ниже в тексте министр пояснит, почему этой суммы в 118 рублей нет в сравнительной таблице.

Два нюанса, почему январская зарплата с учетом премии может оказаться ниже декабрьской

Ирина Костевич обращает внимание на два нюанса с январскими зарплатами.

— Первая особенность заключается в том, что учреждения в январе не производят выплаты за счет экономии по оплате труда и внебюджетных источников. Эти выплаты производятся, как правило, в феврале-марте и последующие месяцы, — отмечает министр труда и соцзащиты.

То есть в расчетном листке учителя за январь в графе «начисления» должна значиться сумма в 902 рублей (зарплата без премии в 784 рубля и премия за декабрь в 118 рублей). Напомним, в декабрьском расчетнике нашего учителя была итоговая сумма в 1036 рублей. Это на 134 рубля больше, чем в январе.

Ирина Костевич поясняет, почему так вышло.

— Эта разница, как я отмечала, образована за счет выплат из экономии и внебюджета, а это 237 (148+89) рублей, выплаченных в декабре дополнительно, сверх выплат, производимых на постоянной основе. Эта практика действует уже на протяжении длительного времени. Всегда заработная плата как бюджетников, так и работников коммерческих организаций за январь ниже, чем за декабрь (в среднем на 12%), — отмечает министр труда. — Снижение зарплаты, обусловленное отсутствием в январе внебюджета и экономии, никоим образом не связано с переходом на новые условия оплаты труда.

Министр обращает внимание на то, что без учета премии январская зарплата будет выше декабрьской — 902 рубля против 799 рублей. То есть разница 103 рубля (или в 13%) в большую сторону.

Ирина Костевич приводит еще один пример.

— Для окончательного прояснения этого вопроса сравним заработную плату за декабрь 2019 года и за февраль 2020 года:

за декабрь 2019 года — 681 + 118 (премия за ноябрь 2019 года) = 799 рублей;

за февраль 2020 года — 784 + 17 (премия за январь 2020 года) = 801 рубль.

Как мы видим, в сопоставимых условиях падения заработной платы также не произойдет. При этом, повторяю, в феврале работникам могут производиться выплаты за счет экономии и за счет внебюджетных источников, что приведет к дополнительному увеличению их заработной платы, — уточняет Ирина Костевич.

— Вторая особенность выплаты премии заключается в том, что во многих организациях при наличии достаточного фонда оплаты труда на конец года и принимая во внимание расходы работника к Новому году, сложилась многолетняя практика выплаты премии за декабрь в последних числах декабря, — поясняет Ирина Костевич. — Но надо понимать, что эта премия выплачена досрочно, поскольку срок ее выплаты — январь 2020 года. То есть работник в декабре по факту получил две бюджетные премии (за ноябрь и декабрь). В нашем примере — 2 раза по 118 рублей.

Принимая во внимание все особенности выплаты заработной платы декабря и января, указом предусмотрена норма о недопущении снижения размера начисленной заработной платы работников без премии.

— При этом для целей сохранения уровня заработной платы Минтруда и соцзащиты рекомендовало при его сопоставлении в действовавших и новых условиях применять усредненные размеры премирования. В нашем примере, с учетом данных подходов, заработная плата учителя в декабре 2019 года составила 799 рублей, а в январе 2020 года — 801 рубль, — резюмирует Ирина Костевич.