Защита прав налогоплательщиков

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

При этом в соответствии с п.

Административный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения

5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, административный (досудебный) порядок обжалования является обязательным.

По общему правилу обжалование неправомерного поведения налоговых органов или их должностных лиц не приостанавлива­ет исполнения обжалуемого акта или действия.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом (в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством РФ), а в случае обжалования в вышестоящий налоговый орган — могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ, а также Регламентом рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденным приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Защита прав налогоплательщика в административном порядке

Административный способ защиты прав налогоплательщика заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи спора в суд.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) их должностных лиц соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

23. Защита прав налогоплательщиков в административном порядке.

Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НК РФ).

Статья 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное яйцо) вправе:

• оставить жалобу без удовлетворения,

• отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

• отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

• изменить решение или вынести новое решение. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающее жалобу, приостанавливает их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Преимущества административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:

• простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

• быстрое рассмотрение жалобы;

• отсутствие необходимости уплаты пошлины;

• обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Однако, как показывает практика, рассмотрение жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами нечасто завершается признанием правоты налогоплательщиков. Например, в 1997 году ГНИ по г. Москве лишь 11,6% жалоб удовлетворила полностью и 17,9% — частично1. Характерно, что похожая ситуация сложилась и в других странах: во Франции при решении споров в рамках налоговой службы позиция налогоплательщика находит подтверждение в 20% случаев, в Дании — менее чем в 10%2.

По нашему мнению, такое положение может быть объяснено необъективностью, которая нередко обнаруживается при рассмотрении жалоб налогоплательщиков: вышестоящий налоговый орган зачастую предпочитает защитить интересы подчиненных ему инспекций, нежели объективно исследовать существо разногласий.

Другой причиной может быть то, что территориальные инспекции в своей деятельности руководствуются разъяснениями вышестоящих налоговых органов как нормативного, так и ненормативного характера, имеющих обычно фискальную направленность: противоречия и пробелы в законодательстве налоговые органы истолковывают чаще всего в пользу бюджета3. И вышестоящий налоговый орган, ранее издавший соответствующие разъяснения, при рассмотрении жалобы обычно не склонен признавать, что его разъяснения ошибочны.

Поэтому многие налогоплательщики для защиты своих прав либо вовсе не используют административную процедуру, а обращаются непосредственно в суд, либо, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган и получив отказ, предъявляют иск для разрешения спора в суде.

Административный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения

Сущность административного порядка защиты прав и законных инте­ресов налогоплательщиков состоит в том, что вся процедура разрешения споров происходит исключительно в налоговых органах без вынесения дела в суд.

Данный способ предполагает подачу письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица. Споры, возникшие между налогоплательщиками и налоговыми органами, могут быть разрешены и без подачи жалобы в вышестоящий орган, путем обращения в тот орган, который нарушил права налогоплательщика.

Если налогоплательщик решает подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, то он обязан подать ее в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При пропуске указанного срока заявитель, подающий жалобу, обосновывает причину пропуска и просит восстановить срок. Если причина является уважительной, то срок может быть восстановлен соответствующим вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.

В соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалоб вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять одно из следующих решений:

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

оставить жалобу без удовлетворения. Данное решение основывается на фактах и обстоятельствах, которые не подтверждают правильность требований заявителя, либо в жалобе указываются необоснованные претензии, отсутствуют какие-либо нарушения со стороны налоговых органов;

отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку. производится, когда в обжалуемом акте не исследованы материалы или отсутствуют подтверждающие факты нарушений документы. Также акт может быть отменен, если не доказана вина лица, совершившего нарушения, либо обжалуемый акт вынесен с нарушением процедурных норм.

отменить решение и прекратить производство по делу о на логовом правонарушении. Такое решение может быть принято в случае, когда дело о налоговом правонарушении по формальным причинам не подлежало возбуждению, а также когда возникли дополнительные обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения производства о налоговом правонарушении;

изменить решение или вынести новое решение.

17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок

Изменение решения производится вышестоящим налоговым органом, когда какая-либо часть содержащихся в обжалуемом решении выводов не отражает обстоятельства дела или некоторые выводы и решения по ним не соответствуют законодательству о налогах и сборах. На мнение или вынесение нового решения могут повлиять и представ ленные в жалобе вышестоящему налоговому органу новые факты и доказательства, подтверждающие частичную ошибочность выводов, сделанных нижестоящим органом в обжалуемом решении.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу обстоятельств, указанных в жалобе. Однако прежде чем вынести такое решение, вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) проводит всестороннюю проверку фактов, а в некоторых случаях назначает служебное расследование. Данное расследование является внутриведомственным действием руководителя налогового органа в отношении должностного лица, действие или бездействие которого обжалуется.

Решение налогового органа по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. В решении также указываются обстоятельства дела, факты, выводы, на основании которых было принято соответствующее решение.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков имеет ряд преимуществ и недостатков. Преимущества данного способа защиты заключаются в следующем:

• во-первых, упрощенная процедура защиты прав (отсутствие необходимости прибегать к услугам юристов, возможность самостоятельно или через представителя направлять жалобу и не присутствовать при ее рассмотрении и т.п.);

• во-вторых, более быстрое рассмотрение жалобы (поскольку срок ее рассмотрения четко установлен законодательством и значительно меньше срока рассмотрения в суде);

• в-третьих, отсутствие дополнительных затрат (при подаче жалобы не уплачивается государственная пошлина);

• в-четвертых, даже отрицательное решение по жалобе позволяет налогоплательщику более тщательно уяснить не только позицию налогового органа, но и скорректировать свою и лучше подготовиться к защите при обращении в суд.

Основным недостатком административного способа защиты прав налогоплательщиков является его низкая эффективность. Большинство жалоб остаются без удовлетворения, и это связано в основном с тем, что налоговые органы продолжают в своей деятельности ссылаться на нормативные акты и указания, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, о которых налогоплательщик не знает. А в ряде случаев вышестоящий налоговый орган выносит решения по проблемным вопросам, как бы заполняя своими актами пробелы в законодательстве.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1629;

Новая редакция Ст. 22 НК РФ

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Комментарий к Статье 22 НК РФ

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 22 настоящего Кодекса налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется как судебная, так и административная защита их прав и законных интересов.

Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления. Оно подается в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

При этом жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 139 НК РФ), в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения этого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствует законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение этих актов или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданных в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков раскрыты в ст. 21 НК РФ.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

В соответствии с настоящим Кодексом должностные лица налоговых органов обязаны:

— действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

— реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

— корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Налоговые органы обязаны:

— соблюдать законодательство о налогах и сборах;

— осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

— вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

— бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

— осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

— соблюдать налоговую тайну;

— направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора;

— налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— и другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами:

а) административную ответственность (ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

б) гражданско-правовую ответственность:

— ст. ст. 16, 1069 ГК РФ (ответственность за вред, причиненный налогоплательщикам (плательщикам сборов) государственными органами и их должностными лицами);

— ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ (компенсацию морального вреда, причиненного физическим лицам — налогоплательщикам (плательщикам сборов));

в) уголовную ответственность:

— ст. 140 УК РФ (отказ в предоставлении информации);

— ст. 169 УК РФ (за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности);

— ст. 183 УК РФ (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну);

— ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями);

— ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий);

— ст. 293 УК РФ (халатность);

— ст. 312 УК РФ (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации);

— ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Другой комментарий к Ст. 22 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 ст. 22 Кодекса налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Как установлено ст.

Защита прав налогоплательщиков

137 Кодекса, каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Согласно п. 1 ст. 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Там же установлено, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (см. комментарии к ст. 137 и 138 Кодекса).

Порядок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом установлен ст. 140 Кодекса. Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, согласно ст. 142 Кодекса рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (см. комментарии к ст. 140 и 142 Кодекса).

2. Согласно п. 2 ст. 22 Кодекса права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Закрепленным в ст. 21 Кодекса правам налогоплательщиков (плательщиков сборов) корреспондируют соответствующие предусмотренные ст. 32 Кодекса обязанности налоговых органов (см. комментарии к ст. 21 и 32 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 35 Кодекса налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Согласно п. 3 ст. 35 Кодекса за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 35 Кодекса).

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Комментарий к Ст. 22 НК РФ

В соответствии со ст.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется как судебная, так и административная защита их прав и законных интересов.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ (ст. 138 НК РФ).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).

Налоговая защита по уплаченным процентам.

Одно из преимуществ заемного финансирования заключается в том, что проценты за кредит, уплачиваемые предприятием, вычитаются из его налогооблагаемой прибыли. У заемщика возникает эффект налоговой защиты (Tax Shield, TS), величина которого равна произведению суммы уплаченных процентов (I) на эффективную ставку налога на прибыль (t):

TS = I × t

Под действием этого эффекта денежный поток всем инвесторам (CFC) увеличивается на сумму налоговой защиты, то есть, в распоряжение инвесторов поступает больше денежных средств в сравнении с суммой свободного денежного потока, генерированного активами предприятия. Причем вся сумма налоговой экономии достается не кредиторам, которые получают только фиксированные выплаты по займам, а акционерам предприятия, принимающим на себя все риски бизнеса, и, соответственно, претендующим на все его остаточные доходы.

Приростные денежные потоки.

Ключевой критерий экономической эффективности решений по ис­пользованию активов предприятия: лучшими являются те решения, которые обеспечи­вают более высокую величину свободного денежного потока (FCF → max). FCF является основным источником денежных средств, доступных к распределению между инвесто­рами (CFC), величина которых, в свою очередь, определяет стоимость бизнеса. Поэтому можно сделать вывод: максимизируя свободные денежные потоки предприятия, менед­жеры тем самым увеличивают его стоимость.

Можно возразить, что делая такое утверждение, мы забываем о втором источнике CFC – величине налоговой защиты (TS) – ведь ориентируясь только на один компонент денежных по­токов инвесторам, менеджеры теряют из виду главный ориентир (общую величину CFC), что может обусловить принятие неэффективных решений. Некорректность данного воз­ражения заключается в том, что налоговая защита не имеет отношения к активам бизнеса и эффективности их эксплуатации, она обосновывается особенностями структуры капи­тала предприятия (правой стороны его баланса) и возникает в результате совершенно иных – финансовых – решений, связанных с формированием капитала и выра­боткой дивидендной политики. Источником стоимости бизнеса являются его активы (левая часть баланса), способные генерировать денежные потоки в результате осуществления операционной и инвестиционной деятельности (см. рис. 1.2.1). Решения, связанные с этими видами деятельности, могут приниматься независимо от решений по финансированию и критерием их эффективности является максимизация FCF.

Рисунок 1.2.1. Основные виды деятельности предприятия

В состав активов предприятия может входить огромное число самых разнообразных ресурсов – начиная от земельных участков и заканчивая объектами интеллектуальной собственности и подобными им нематериальными активами. Соответственно, менеджеры предприятия располагают богатым выбором вариантов решений, связанных с использованием активов, масштабы и сроки осуществления которых могут варьировать в чрезвычайно широком диапазоне. То есть, при обосновании решений связанных с использованием активов, должны учитываться только приростные денежные потоки, представляющие собой «вклады» отдельных решений в изменение совокупной величины свободного денежного потока всего предприятия в целом.

Общее определение приростных денежных потоков можно сформулировать следующим образом: это будущие релевантные денежные потоки, при определении величины которых учтены возможности альтернативного использования ресурсов.

Альтернативные издержки.

Под альтернативными (вмененными или экономическими) издержками понимается количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта. Материальные затраты по производству новой продукции для предприятия будут равны той сумме, которую оно могло бы выручить, продав запас материалов, так как никакой другой альтернативы их ис­пользования у предприятия нет. Более общее определение экономических издержек трактует их как выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которая фирма обязана обеспе­чить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтерна­тивных производствах.

Ориентация финансового менеджмента на денежные потоки, генерируемые управленче­скими решениями, позволяет определить альтернативные издержки как величину оттока де­нежных средств, которая произойдет в результате принятия решения. Решение о запуске в про­изводство нового изделия влечет за собой потерю выручки от реализации имеющихся на пред­приятии материалов. Стоимость этих материалов по ценам их возможной реализации и соста­вит величину материальных издержек которая должна быть учтена при обосновании соответст­вующего решения.

Различают внутренние и внешние альтернативные издержки. Если бы предприятие не рас­полагало запасами необходимых материалов, оно должно было бы закупить их, понеся при этом прямые денежные расходы. В этом случае говорят о внешних альтернативных издержках. Такие же издержки предприятие должно будет понести, если для производства нового изделия ему понадобится нанять на работу дополнительное число работников соответствующей квали­фикации. Заработная плата (со всеми начислениями на нее) этих работников представит собой дополнительный денежный отток, величина которого будет характеризовать уровень внешних альтернативных издержек. Если же планируется использование внутреннего ресурса. уже имеющегося на предприятии, и оплаченного ранее, безотносительно к принимаемому решению, это внутренние издержки. Их величина определяется размером будущих де­нежных оттоков, однако природа этих оттоков будет иной т.е. потере дополнительных доходов. В случае с материальными запасами – это цена их возможной реализации. Если вместо найма новых работников предприятие захочет использовать на производстве нового изделия труд уже имеющегося персонала, то величина внутренних альтернативных издержек будет определяться суммой доходов, которые предпри­ятие потеряет в результате отвлечения работников от их прежних занятий. Общие альтернатив­ные издержки любого управленческого решения равняются сумме его внутренних и внешних альтернативных издержек.

Будущее всегда сопряжено с неопределенностью. Оценивая возможности использования имеющихся ресурсов, менеджеры не могут ограничиться рассмотрением лишь одного варианта, им приходится принимать во внимание самые разнообразные сценарии развития событий. Отказ от альтернативной возможности использования ресурсов порождает альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей), которые должны учитываться при прогнозировании приростных денежных потоков.

Концепция альтернативных издержек тесно связаны с двумя компонентами общего определения приростных денежных потоков – ориентации на будущие и релевантные денежные потоки. Она дополняет эти важнейшие принципы и используется в процессе стоимостной оценки расходуемых ресурсов в противовес традиционной бухгалтерской модели калькулирования фактических (прошлых) затрат. Суммы таких безвозвратных расходов не имеют никакого отношения к приростным денежным потокам и поэтому не должны включаться в их состав. Но это не означает, что при обосновании управленческих решений можно отказаться от стоимостной оценки каких-либо ресурсов, которые планируется затратить. Напротив, величина альтернативных издержек может оказаться даже выше исторических затрат, понесенных в момент приобретения ресурсов: инфляция обусловливает постоянное увеличение рыночной стоимости активов.

Необходимость учета альтернативных вариантов использования ресурсов существенно усложняет жизнь менеджерам и разработчикам проектов: значительно легче получить бухгалтерские данные о фактической себестоимости запасов, чем пытаться спрогнозировать реальные будущие оттоки денег, которые возникнут вследствие их расходования. Для этого потребуется собрать и переработать значительно больший объем информации о всех доступных альтернативах использования ресурсов.

Только обладая всей информацией, менеджеры смогут выполнить сравнительную оценку всех возможных вариантов, включающих в себя, как минимум, следующие:

– если запасы необходимого сырья отсутствует, то оно должно быть приобретено по текущей закупочной цене, соответственно, в состав приростных денежных потоков по заказу будет включена фактическая себестоимость ожидаемой закупки;

– если предприятие располагает достаточным запасом и не планирует использовать его в будущем, то в плановую стоимость заказа должна быть включена сумма выручки от продажи данного запаса по цене его возможной реализации (с учетом его физических кондиций и наличия спроса);

– если же у предприятия имеются планы по дальнейшему потреблению имеющихся ресурсов, то его плановый расход должен быть оценен, исходя из ожидаемых на момент закупки рыночных цен.

Следует обратить внимание, что ни в одном из перечисленных вариантов не возникла необходимость в использовании исторических данных о фактических затратах на приобретение сырья, понесенных предприятием в прошлом. Традиционный бухгалтерский подход к обоснованию управленческих решений абсолютно неприемлем, так как он не отражает реальную величину альтернативных издержек и, следовательно, не позволяет прогнозировать приростные денежные потоки.

Наряду с альтернативными издержками физических ресурсов, при обосновании долгосрочных решений приходится учитывать еще и временную стоимость денег.

11.2. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Альтернативные издержки такого рода отражают минимальный уровень доходности (в годовых процентах), которую должен обеспечить инвестированный капитал с тем, чтобы его владельцы (инвесторы) согласились предоставить этот капитал предприятию. Данный показатель часто называют ценой капитала или затратами по его привлечению, на практике он выступает в форме ставки дисконтирования денежных потоков. В результате дисконтирования определяется приведенная (текущая, настоящая или сегодняшняя) стоимость будущих притоков и оттоков денег, которая всегда меньше их первоначальных значений. Таким образом, процедура дисконтирования является способом выявления альтернативных издержек по привлечению капитала и учета этих издержек в составе приростных денежных потоков.

Приростные денежные потоки это будущие релевантные денежные потоки, при определении величины которых учтены возможности альтернативного использования ресурсов.