Защита трудовых прав работников

Содержание

10 Апр 2013 17:39

Раздел XIII ТК РФ посвящен защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров. Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
— самозащита работниками трудовых прав;
— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
— государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— судебная защита.

Самозащита работниками трудовых прав

На основании ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты. В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей.
В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине:
— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
— в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
— государственными служащими;
— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Обратите внимание! Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. (ст. 20.26 КоАП РФ).

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

Защита интересов работников профсоюзами

Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:
— трудового договора (контракта);
— рабочего времени и времени отдыха;
— оплаты труда;
— гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;
— по другим социально-трудовым вопросам.
Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст. 370 ТК РФ.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями (Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов утв. Постановлением Исполкома ФНПР от 22.11.2011 N 7-15), утверждаемыми профсоюзами.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право:
— беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;
— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
— в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

Обратите внимание! В силу ст. 377 ТК РФ работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, безвозмездно предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст. 371 ТК РФ). В частности, в случае когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст. 113 ТК РФ.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя — ст. 373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Государственный контроль

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право:
— в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
— запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях

Обратите внимание! Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Положением.
Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
— обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
— обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
3. Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

К сведению. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.

Судебная защита

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст. 22 ГПК РФ и ст.

3. Защита трудовых прав и законных интересов работников

ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции.
Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

К сведению. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель — индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника.
Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора. Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны. Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст. 390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

В заключение

Как видим, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения. Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т.д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем. Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.

План

Введение

1. Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия.

3. Защита профсоюзами трудовых прав работников.

4. Самозащита работниками своих трудовых прав.

5.О некоторых спорных вопросах защиты трудовых прав работников

Заключение

Литература

Введение

В последние годы значительно увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в законном порядке.

В основном это связано с общим изменением социально-экономических условий, несоответствием действующих норм трудового права новым экономическим отношениям, неподготовленностью действующей системы правоприменительных органов к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав.

Цель работы: раскрыть средства, способы, механизм зашиты трудовых прав работников .

Актуальность исследования обозначенной проблемы обусловлена объективными причинами: потребностью в более совершенном процедурно-процессуальном правовом механизме реализации материальных и нематериальных норм трудового права; снижением государственного уровня регламентации труда и переносом центра тяжести правового регулирования на региональный и локальный уровень; отсутствием правового механизма разрешения противоречий, возникающих в связи с принятием законов субъектами Российской Федерации и локальных нормативных актов в различных организациях; трудностями работников перед незаконными
действиями работодателей; препятствием работодателей участию профсоюзов в их деятельности по защите трудовых прав работников.

Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы

Трудовым законодательством предусмотрены универсальные средства и способы зашиты трудовых прав, которые могут быть разделены на три группы:

в первую группу входят средства и способы защиты, применение которых позволяет подтвердить (удостоверить) защищаемое трудовое право, либо прекратить (изменить) трудовую обязанность;

вторая группа включает средства и способы защиты применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение права;

третья группа состоит из средств и способов, применение которых преследует цель восстановить нарушенное право и (или) компенсировать потери, понесенные в связи с нарушением субъективного трудового права.

Конвенции МОТ подчеркивают, что наиболее слабозащищенная сторона трудовых отношений — работник. Поэтому им необходима государственная защита от произвола работодателя (хозяина). Разные государства имеют разный уровень такой защиты.

В России работники за годы советской власти привыкли, что их защищает государство трудящихся, начиная с создания трудового законодательства, Кодекса, предусматривавшего такую защиту.

Важной юридической гарантией, направленной на защиту субъективных трудовых прав работников, является ст. 37 Конституции Российской Федерации, которая признает за гражданами право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку.

Трудовой кодекс воспринял традицию КЗоТа по защите трудовых прав работников и даже выделил специально раздел XIII, названный "Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства".

В первой же статье этого раздела (ст. 352) указаны основные три способа защиты трудовых прав работников и их законных интересов, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профессиональными союзами и самозащита работниками трудовых прав (под самозащитой в ст. 379 ТК подразумевается лишь отказ работника от продолжения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью). При этом следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как инициатива работников по обращению в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров. Эти три основных способа раскрыты в теме о трудовых спорах.

Понятие защиты трудовых прав работников надо различать в широком и узком ее аспекте.

Зашита трудовых прав работников в узком смысле слова — это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита, сбережение их от нарушений, в том числе и их профилактика, реальное восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями соответствующих органов реальной эффективной ответственности работодателей и их представителей (администрации) за нарушение трудового законодательства, его неисполнение, т.е. за нарушение трудовых прав работников. В этом узком смысле такая зашита и определена объемом раздела XIII ТК.

В широком же смысле под защитой трудовых прав работников следует понимать реализацию защитной функции трудового права , которая в свою очередь отражает защитную функцию государства. Поэтому защита трудовых прав работников в широком смысле включает и защиту в узком смысле, но своими компонентами она также имеет еще и следующие важнейшие способы зашиты этих прав:

1) установление уже на федеральном уровне Кодексом и другим трудовым законодательством высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав работников , которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым законодательством и в договорном порядке коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами;

2) не снижающееся развитие производственной демократии как непосредственной, так и представительской (через профсоюзы и других представителей работников), чтобы работники сами участвовали и в определении Правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллективных договоров, не отдавая все это на решение только работодателя;

3) широкая пропаганда трудового законодательства всеми способами через СМИ, лекции и т. д. среди трудящихся, а также обучение основам его работодателей и их представителей (администрации) с использованием практики показа эффективных способов защиты от трудовых правонарушений, обучению трудящихся культурно бороться за свои трудовые права.

Трудовые права работников призваны защищать и все юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры, включая их судебную защиту.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия

Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений является государственный надзор и контроль и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

С расширением локального и договорного регулирования труда должен расширяться надзор и контроль не только за применением трудового законодательства, но и за установлением условии труда локально, а также по договорам и соглашениям, поскольку в соответствии со ст. 8 Кодекса они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

Различаются предварительный, текущий и последующий надзор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда.

Надзор и контроль в сфере труда осуществляют:

— специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции;

-местные органы самоуправления;

— министерства, ведомства — внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах;

— Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоящие прокуратуры — высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Федерации (ст. 253 ТК).

Конституционный Суд РФ реагирует не только на нарушения по применению трудового законодательства, но и по его установлению (например, как он это сделал по поводу незаконности ограничения оплаты вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку является высшим судебным органом конституционного контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда во всех организациях на территории России осуществляет Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда на местах, действующие на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. 76 (это постановление изменило Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве).

Федеральная инспекция труда и ее органы — единая централизованная система .

Защита трудовых прав работников

Они осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, а также нормативных актов о занятости, банкротстве и приватизации производства, коллективных договоров и соглашений. Они анализируют причины трудовых нарушений и охраны труда и готовят предложения по совершенствованию указанных актов, а также обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма и разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам Строительных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке госстандартов по безопасности труда.

Федеральной инспекцией труда руководит государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда — главных инспекторов труда Российской Федерации.

Защита трудовых прав

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

 
    Компетенция любого органа исполнительной власти является юридическим содержанием его функции. Федеральная инспекция труда действует от имени государства, реализует его защитную функцию, и ее деятельность в конечном итоге направлена на восстановление нарушенных трудовых прав. Подробнее об этом — читайте в представленном материале.
 
    Глава 57Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) носит название "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
    В соответствии со статьей 353 ТК РФ указанной главы федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
 
    Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
    Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ — гарантируемая государственная защита прав и свобод работников в сфере труда, направленная на предотвращение нарушения трудовых прав работников или незамедлительное восстановление нарушенных прав, а также предоставление работникам компенсаций в случае нарушения их трудовых прав. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 352 ТК РФ основными способами З. т. п. р. являются:

· самозащита работниками трудовых прав (гл. 59 ТК РФ);

· З. т. п. р. профессиональными союзами (гл. 58 ТК РФ);

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый системой специально уполномоченных на это государственных органов (гл. 57 ТК РФ);

· судебная защита.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с органами федеральной инспекции труда, осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной деятельности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в соответствии с действующим законодательством, осуществляют и профессиональные союзы.

Как защитить свои трудовые права

Контроль в данном случае может осуществляться различными комиссиями, созданными профсоюзными организациями или объединениями профсоюзов, а также профсоюзными инспекторами труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов.

В случае нарушения своих трудовых прав работник вправе обратиться в эти органы с требованием восстановления нарушенных прав.

Работник имеет право и на самостоятельное отстаивание своих трудовых прав.

Статья 379 Трудового кодекса дает работнику возможность в целях самозащиты своих трудовых прав отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.

При этом работник обязан письменно известить работодателя о причинах отказа от работы. В противном случае его действия могут быть расценены как нарушение трудовой дисциплины.

На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), иными законами и другими нормативными правовыми актами.

Если указанные способы оказались недейственными, работник вправе обратиться за разрешением соответствующего трудового спора в комиссию по трудовым спорам (при наличии таковой) или суды.

Под индивидуальным трудовым спором трудовое законодательство понимает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно ст. 385 ТК РФ индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

В судах подлежат рассмотрению индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника: о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; о взыскании задолженности по заработной плате и т.д.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, а также лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (нарушение трудовых прав из-за принадлежности к определенной национальной группе, отказ в приеме на работу или увольнение с работы из-за принадлежности к определенному полу, ущемление трудовых прав из-за религиозных убеждений).

Исходя из положений ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В свою очередь, работодатель вправе обратиться в суд о возмещении работником причиненного организации вреда в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков они могут быть восстановлены судом.

Лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению вправе выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии либо сразу обратиться в суд.

Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора (споры по различным выплатам, причитающимся работнику) — мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Аналогичные нормы предусмотрены ст. 89 ГПК РФ, согласно которой от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы в отношении исков о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1576 | Нарушение авторского права страницы

Права работника

Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ в общем виде существуют следующие права работника:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора
  • предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором. Работодатель не вправе требовать от работника работ, не обусловленных трудовым договором.
  • рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением ежегодных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (ст. ст.108-119 ТК)
  • полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов (раздел Х ТК);
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения
  • участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах. Это право реализуется в различных формах ? непосредственно и через представителей.
  • ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

    Как ведется защита прав работодателя в трудовых спорах?

  • защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законами способами. Трудовой кодекс предусматривает возможность защиты своих трудовых прав всеми не запрещенными законами способами, предусматривает самозащиту своих трудовых прав (возможность отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, или работы, которая непосредственно угрожает жизни и здоровью работника, право приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней и др.)
  • разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами (ст. 60 ТК)
  • возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
  • обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Содержание этих прав изложено в Трудовом кодексе, Федеральном законе ?Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? и иных нормативных правовых актах.

Статьи по теме защиты прав работника:

Страницы:

123