Земельный налог юридических лиц

Содержание

Как гласит законодательство, земельный налог должен быть уплачен организациями, которые имеют в своей собственности земельные участки. Предприятия должны оформлять право собственности, то есть права бессрочного пользования землёй. Не взимается налог только с тех участков, которые арендуются. Кадастровая стоимость земельного участка необходима для правильного расчета налога.

Если в собственности или в пользовании частного лица, а также на балансе организации есть земельный участок, то необходимо периодически вносить за него средства в казну государства. Это касается также и арендованных участков.

Порядок и сумма перечислений регулируются статьями Налогового кодекса. За неуплату в отведенные сроки, начисляется пеня. В случае продолжительного уклонения от обязательств, открывают производство у судебных приставов. Поэтому важно знать, каким образом рассчитывается налог как для предприятий, так и для частных лиц.

Какие поправки внесены в законодательство в 2016 году

В 2015-2016 году уплата земельного налога не слишком претерпела изменения. Прежде всего, определение ставки налога для организации теперь находится в ведении компетентных в этом вопросе органов муниципальных образований.

Существует ряд земель, которые являются исключениями и налогом не облагаются:

  • полностью исключенные или ограниченные в обороте;
  • объекты, которые находятся на участке, признаны ценными для государства;
  • части лесного фонда;
  • участки, расположенные под многоквартирными домами;
  • водные объекты, которые признаны государственной собственностью.

Также накладывать ограничения на уплату имеют право местные власти, но в основном они пользуются этим правом в отношении земель предприятий, имеющих ценность для города.

Как рассчитывается налог на землю

Начисление земельного налога происходит по кадастровой стоимости участка на 1 января того года, за который происходит уплата. Для тех, кто впервые вносит сумму за участок после его приобретения, действует расчет по оценочной стоимости.

Для физических лиц проблемы, как рассчитать земельный налог, не существует. За них все сделают в налоговом органе и квитанцию с реквизитами и точной суммой пришлют заказным или обычным письмом. За неправильное исчисление в этом случае ответственность не наступает, в то время как индивидуальные предприниматели (ИП) и организации занимаются расчетами самостоятельно и в случае ошибки могут последовать от государства штрафные санкции и пени.

Для вычисления налога законодательством применяются коэффициенты, которые могут отличаться в зависимости от назначения земель:

  • 0.3% – для сельскохозяйственных земель, а также тех, которые используются в подсобном хозяйстве, для строительства и архитектуры, участков, ограниченных в использовании;
  • 1.5% – для остальных земель.

Прежде чем начинать вычисление суммы налога, необходимо уточнить коэффициент в территориальной налоговой, так как они имеют право изменить его, и это закреплено законодательством. Информацию можно получить при обращении в отделение лично или на официальном сайте службы в своем регионе.

Работники бухгалтерии имеют под рукой стандартную формулу расчета налога. Однако у тех, кто недавно приступил к работе или у руководителей, могут возникнуть проблемы. Сумму вычислить достаточно легко: для этого необходимо лишь перемножить следующие данные:

  • стоимость, согласно кадастру, за один квадратный метр;
  • установленную ставку коэффициента;
  • площадь участка.

Также можно использовать онлайн-калькулятор, в который требуется внести данные из кадастрового паспорта. Он выдается после проведения межевания участка и является одним из документов при оформлении участка в собственность. Это наиболее просто способ, как рассчитать земельный налог.

Расчеты при изменении кадастровой стоимости

В 2016 году утвержден порядок уплаты налога, если произошло изменение его стоимости. Если в Росреестре допущена ошибка и стоимость налога изменилась, то необходимо провести перерасчет за все предыдущие отчетные периоды.

Если вы считаете, что стоимость значится завышенной, то необходимо написать заявление в суд. После этого будет собрана специальная комиссия, которая примет решение об уменьшении цены участка. Также это решение может вынести суд. При этом пересчет будет произведен только с того момента, как вы напишете прошение о пересмотре.

Каким образом проводится оплата у физических и юридических лиц

Как уже упоминалось выше, физические лица получают квитанции письмом, в котором указаны сроки внесения средств.

Юридические лица после самостоятельного расчета заполняют специальную декларацию за отчетный период прошлого года и представляют ее не позднее 1 февраля текущего года в налоговый орган.

Земельный налог в 2018 для юридических лиц

Для тех, кто использует упрощенную систему уплаты налогов (УСН), заполнение декларации не требуется. Они вносят авансовый платеж. В этом случае в качестве отчетного периода рассчитывается 4 месяца. Таким образом, вычисляется сумма перечисления за 1 квартал.

Для ИП 2016 год ознаменован изменениями для формы уплаты земельного налога. Они получают уведомления из налоговой службы, после которых и переводятся взносы, то есть все расчеты проводятся в специализированном органе. Однако за предыдущий 2014 год производить вычисления предприниматель должен самостоятельно. Рассылка уведомлений начнется только с 2016 года (кроме случаев использования УСН).

На какие льготы можно претендовать, и кто освобождается от уплаты взносов за земли

Согласно кодексу, существует определенный круг лиц, которые вправе претендовать на снижение платежей. В некоторых случаях они полностью освобождаются от внесения платы. Однако сумма льготы не может превышать 10000 рублей. К таким лицам относятся:

  1. Герои Советского Союза и России.
  2. Инвалиды первой и второй группы здоровья (во втором случае законом ограничено получение этого статуса 2004 годом).
  3. Испытатели ядерного оружия (только физические лица).
  4. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС (а также иные лица, которые перенесли лучевую болезнь).
  5. Инвалиды с рождения.

Однако мало иметь данные статусы, необходимо подать в налоговую инспекцию документы и оформить свое право на льготу. Для каждой категории необходимо подать определенный пакет документов, который вы можете уточнить в своем территориальном органе налоговой. На ИП список льготных категорий не распространяется, кроме случаев, когда на земле не ведется предпринимательской деятельности.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций на территории Республики Карелия установлен главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» .

На основании статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Республики Карелия статьей 3 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» установлены дифференцированные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Статьей 4 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» установлены порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Отчетными периодами по налогу на имущество организаций установлены первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода уплачиваются не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитывается земельный налог по кадастровой стоимости?

Транспортный налог

Транспортный налог на территории Республики Карелия установлен главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» .

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации частью первой статьи 6 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» установлены ставки транспортного налога в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, статьей 7 Закона — сроки его уплаты.

Согласно статье 7 Закона Республики Карелия отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода уплачиваются организациями не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября).

По истечении налогового периода транспортный налог уплачивается организациями не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом ( ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 6 Закона Республики от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес на территории Республики Карелия установлен главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» .

На основании статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации статьей 9 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК установлены ставки налога на игорный бизнес в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации:

В соответствии со статьей 368 Налогового кодекса налоговым периодом признается календарный месяц.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитать сумму земельного налога организациям и ИП?

Земельный налог для юридических лиц

21 Май 2015       lazareva            Просмотров:  

Земельный налог относится к местным налогом и служит средством наполнения бюджета того региона, к которому относится участок земли. Порядок налогообложения земли налогом установлен в ст.31 НК РФ.

Кто должен платить земельный налог?

Налогоплательщиками выступают как юридические лица, так и физические, в том числе и ИП. Рассмотрим подробнее особенности применения и расчета земельного налога для юридических лиц.

Как рассчитывается земельный налог для юридических лиц

Какие участки земли облагаются налогом, как рассчитывается земельный налог, каковы сроки уплаты авансовых платежей и самого налога, какие изменения 2015 года предусмотрены российским законодательством для юридических лиц – ответы на эти вопросы вы найдете в статье ниже.

Особенности земельного налога для физических лиц рассмотрено здесь.

Налог на землю для юридических лиц 2015

Юридические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, на праве постоянного пользования обязаны уплачивать земельный налог. Причем юридическое лицо должно иметь в наличии документ, подтверждающий регистрацию права собственности на участок земли. Обязанность уплачивать земельный налог у юридического лица возникает с даты государственной регистрации права собственности, указанной в выданном свидетельстве.

Участок земли будет являться объектом налогообложения в случае, если он зарегистрирован в государственном едином земельном реестре и имеет кадастровый номер.

Какие участки земли не облагаются земельным налогом?

  • Взятый в аренду участок земли;
  • Земельный участок, принятый в безвозмездное использование на ограниченный срок;
  • Земли водного и лесного фонда РФ;
  • Земли с расположенными на них объектами мирового наследия истории, культуры, археологии;
  • Земельные участки, изъятые из оборота, а также имеющие ограничения в обороте (парки, природные заповедники, кладбища, захоронения, земли с расположенными на них сооружениями ФСБ, ФСИН, армейскими.

На все прочие земельные участки, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности подлежат налогообложению земельным налогом.

Ставки по земельному налогу для юридических лиц 2015

Так как налог на землю является местным налогом, то ставки могут регулироваться органами власти МО. Однако НК РФ устанавливает максимальный размер ставок по земельному налогу, выше которых они не могут быть подняты.

Предельные ставки по налогу на землю 2015:

  • 0,3 % — применяется в отношении участком земли из жилого фонда, а также сельскохозяйственных участков, садовых товариществ и подсобных хозяйств.
  • 1,4 % — ставка для прочих земельных объектов.

Субъекты РФ могут уменьшать эти ставки на свое усмотрение.

Как рассчитать земельный налог в 2015 году для юридических лиц?

Надо отметить, что юридические лица, в отличие от физических лиц, рассчитывать налог на землю должны самостоятельно. Кроме того, они должны регулярно отчитываться перед налоговой, предоставляя соответствующую декларацию.

Налог считается от кадастровой стоимость земельного участка путем умножения соответствующей ставки на кадастровую стоимость объекта и на площадь этого участка.

Формула для расчета земельного налога для юридических лиц:

Налог = площадь * кадастровая стоимость * налоговая ставка.

Главной задачей при расчете земельного налога у юридических лиц становится определение кадастровой стоимости объекта.

Необходимо брать кадастровую стоимость, установленную на 1 января налогового периода.

Узнать кадастровую стоимость того или иного земельного участка можно из сведений, предоставляемых кадастром недвижимости. Данная информация открыта, ее можно найти на сайте rosreestr.ru, зная кадастровый номер земельного участка.

Что касается размера налоговой ставки по земельного налогу для юридических лиц, то ее можно уточнить в представительском органе МО, в пределах которого располагается земельный участок.

В отношении каждого отдельного земельного участка следует рассчитать сумму налога отдельно.

Полученные значения отражаются в налоговой декларации по земельному налогу.

Если у участка земли несколько владельцев, то необходимо определить долю каждого. Налог каждый владелец доли земельного участка платит в размере, пропорциональном его доли.

Земельный налог в 2015 году для юридически лиц сроки уплаты

Юридические лица платят ежеквартально налоговые платежи в виде авансов, по итогам календарного года юридическое лицо должно рассчитать сумму налога, исходя из кадастровой стоимость земельного участка и соответствующей налоговой ставки.

На основании рассчитанной суммы налога по итогам календарного года заполняется декларация. Сроки подачи декларации – не позднее 1 февраля. Место подачи – отделение налогового органа по месту расположения участка земли.

Из полученной суммы земельного налога по итогам календарного года отнимаются авансовые платежи, которые были сделаны за кварталы, результат разности и будет являться той суммой, которую нужно будет доплатить в местный бюджет.

Сроки уплаты земельного налога юридическими лицами:

  • До 10 мая за 1 квартал;
  • До 10 августа за 2 квартал;
  • До 10 ноября за 3 квартал;
  • До 10 февраля за календарный год.

Таким образом, сроки уплаты налога на землю – до 10 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Земельный налог в 2015 году изменения

Особых изменений в порядке расчета и уплаты налога на землю для юридических лиц в 2015 году не появилось. Налог нужно рассчитывать на основании кадастровой стоимости объекта и установленной ставкой в МО, в пределах которого расположен участок земли.

По-прежнему организации рассчитываются налог самостоятельно и самостоятельно отчитываются по нему в налоговый орган. Сроки уплаты и подачи декларации не изменились.

Небольшие уточнения внес Федеральный закон №284-ФЗ от 04.10.2014.

Согласно общему правилу, если кадастровая стоимость меняется на протяжении года, то при расчете налога она будет применена только в следующем году.

Указанный выше закон установил исключения из этого правила.

Кадастровая стоимость может меняться в течение года в случаях, когда:

  • Выявлена техническая ошибка, из-за которой и была пересчитана стоимость;
  • Если стоимость изменилась по решению комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости или решению суда.

    

Зачем рассчитывать налог самостоятельно?

Землевладельцу нужно знать алгоритм подобных вычислений для того, чтобы он мог проверить, правильно ли начислена ему сумма к оплате. Учитывая разнообразие категорий наделов и статусов налогоплательщиков (владелец или пользователь, юридическое или физическое лицо) следует учитывать определенные нюансы при вычислениях. Самостоятельные расчёты помогут контролировать суммы, выставляемые к оплате, а также выявить случаи ошибочного начисления штрафов.

Ставки и формула

Расчёты производятся на основании кадастровой стоимости участка. Данная информация является общедоступной, она устанавливается налоговыми органами. Вычисление суммы, подлежащей оплате, устанавливается на основании сведений о категории надела и его кадастровой стоимости, предоставляемой Росреестром. Последний показатель зависит от многих факторов:

  • расстояние до крупных городов;
  • наличие автомобильных дорог и их качества;
  • уровень инфраструктуры и т.д.

Учитывая изменчивость подобных критериев, кадастровая стоимость подлежит перерасчёту каждые 5 лет.

Для того чтобы сделать самостоятельные расчёты, нужно знать налоговую ставку и кадастровую стоимость. Первый показатель варьируется от 0,3% до 1,5% в зависимости от категории (минимальный процент устанавливается для наделов, используемых в сельскохозяйственных целях). Кадастровую стоимость можно найти на официальном сайте ЕГРН, где информация регулярно обновляется.

Ещё один фактор, который важен для расчета суммы налога — льготы, предоставляемые государством конкретному землевладельцу. Они могут устанавливаться не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому информацию о положенных послаблениях следует уточнять в местной администрации.

Таким образом, общая формула для расчёта земельного налога без учёта льгот выглядит следующим образом:

Зн = Кст * Нст * Двл * Свл, где:

  • Зн — земельный налог;
  • Кст — кадастровая стоимость;
  • Нст — налоговая ставка %;
  • Двл — доля владения;
  • Свл — срок владения (количество месяцев владения / 12).

Примеры расчёта

Ниже приведены несколько примеров  для наглядности.

Пример №1. Гражданин, владевший земельный участком, кадастровая стоимость которого 514 768 рублей, на правах собственности, продал ее в апреле другому лицу. Договор купли-продажи был составлен в начале мая, из чего следует, что продавец являлся владельцем 4 месяца из календарного года, а покупатель — остальные 8. В таком случае сумма налога для каждой стороны рассчитывается отдельно, исходя из налоговой ставки в 1,5%:

  1. Для продавца: (514 768 * 1,5% /  12 )*  4 = 2576 руб.
  2. Для покупателя: (514 768 * 1,5% / 12) * 8  = 5148 руб.

Пример №2. Лицо, владеет ¼ надела, кадастровая стоимость которого 102 113 руб. В подобном случае расчет производится по формуле:

Зн = Кст *  Нст *  Двл

Соответственно:102 113 * 1,5% * 0,25 = 383 руб.

Пример №3. Гражданин приобрел в октябре в долевую собственность половину надел с кадастровой стоимостью 120 000 руб.

Земельный налог для организаций

Сумма к уплате рассчитывается по формуле:

Зн = Кст * Нст * Двл * Свл, где

Двл — доля владения;

Свл — срок владения (количество месяцев владения / 12).

Зн = 120 000 * 1,5% * 0,5 * 0,25 = 225 рублей.

Пример №4.Ветеран ВОВ имеет во владении садовый участок (ставка 0,3%), цена которого по кадастру 85 000 рублей. При расчёте нужно учитывать предусмотренную для данной категории льготу в размере 10 000 рублей. С её учётом формула расчёта будет следующая:

ЗН = (85 000 — 10 000) * 0,3% = 225 рублей.

В расчёте указан размер федеральной льготы, перед самостоятельным вычислением нужно уточнить информацию в муниципалитете и уменьшить сумму налога ещё на муниципальную льготу.

Чтобы не ошибиться в расчетах, можно использовать специальный онлайн калькулятор на сайте ФНС для вычисления земельного налога. В нём нужно ввести:

  • вид налога;
  • период, за который требуется расчёт;
  • стоимость по кадастру;
  • площадь надела;
  • размер доли;
  • время владения (количество месяцев расчётного года);
  • налоговый вычет (полагаемая льгота);
  • налоговую ставку.

После последовательного введения требуемых сведений будет выведена сумма, подлежащая уплате.

Расчёт и уплата налога за год для физических и юридических лиц

Отличия в порядке уплаты земельного налога между физическими лицами и юридическими заключаются в:

  • налоговой ставке;
  • особенностях отчетности.

Граждане, как правило, владеют земельными участками, которые используются для сельскохозяйственных нужд, поэтому ставка для них устанавливается в пределах 0,3%. Но следует учитывать, что налоговая база зависит от категории надела, а не статуса владельца. То есть, если у физ-лица участок, на котором ведутся строительные работы, размер ставки будет стандартным — 1,5%.

Юр-лица должны уплачивать земельный налог авансовыми платежами ежеквартально и отражать эти суммы в своей отчётности. Расчёты делаются ими самостоятельно.

А физические лица и ИП не должны сдавать никакой документации. Расчёт суммы, подлежащей оплате, производится органами, осуществляющими кадастровый учёт и регистрацию права собственности, после чего сведения передаются в налоговую службу. Уведомление о сумме, подлежащей оплате, приходит по адресу физ-лица или ИП за месяц до срока платежа. Всё, что им нужно — вовремя внести необходимую сумму.

Что ещё учесть при расчёте?

Помимо стандартных требований к вычислениям, расчёт налога требует учёта некоторых особенностей. Например, может измениться цена земли по кадастру. Обычно, она устанавливается в начале года и действует до его окончания. Но есть вероятность, что категория земельного участка или её кадастровая стоимость могут измениться до окончания установленного срока (как правило, это происходит в судебном порядке в силу различных разногласий между претендентами на землю). Если производятся изменения в стоимости за прошедшие периоды, налогоплательщик должен сделать перерасчёт уплаченных сумм и заново подать декларации с уточнённой информацией.

Например, вступило в законную силу судебное решение от 12.02.2015 года об изменении цены надела по кадастру с начала 2013 года. В этом случае, налогоплательщику необходимо сделать перерасчет уплаченных сумм за 2013 и 2014 года.

Также важно учитывать, что расчёт по кадастровой стоимости имеет экспериментальный характер и используется не во всех субъектах РФ. Если регион расположения надела не входит в этот список, расчёт нужно делать по балансовой или нормативной стоимости участка. В этом случае размер данного показателя вычисляется, исходя из субъекта расположения надела с учетом его категории. Следует учитывать, что данный вид стоимости не может превышать 75% от рыночной цены аналогичных земель.

Кадастровую или нормативную стоимость нужно узнавать в начале года. Если она изменилась, расчёт налоговой суммы будет сделан неправильно, а это будет считаться правонарушением.

Земельный налог для юридических лиц

Плата за пользование землей была введена Федеральной целевой программой «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 N 694. Плательщиками земельного налога являются организации, имеющие в собственности или использующие земельные участки, строения, здания, сооружения, помещения в них, т.е. те, кто имеет документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельным участком на территории России.

Поскольку налог на землю отнесен к местным налогам, организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками земельного налога, так как указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности, а устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год; объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, сооружении различается более чем на 10%.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Например, для г. Москвы в 1999 г. применялись ставки земельного налога с коэффициентом 2 от действовавших в 1998 г. ставок земельного налога, установленных ст.1 Закона г. Москвы «О ставках земельного налога». В 2000 г. использовались ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., с коэффициентом 1,2 (для всех категорий земель). Статьей 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются и в 2001 г. для всех категорий земель.

Размер земельного налога зависит от расположения земельного участка. Так, в Законе г. Москвы от 21.01.1998 «О ставках земельного налога» даны описания границ территориально — экономических зон города и ставки налога для этих зон.

За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Как рассчитать налог на землю для юридических лиц в 2018 году

Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим участкам.

Статьи 12 — 14 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» (с учетом изменений и дополнений) устанавливают льготы по земельному налогу. При определении видов организаций и учреждений, которые в соответствии с п.п.4, 10, 14, 15 ст.12 этого Закона полностью освобождаются от уплаты земельного налога, следует руководствоваться Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства», утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 01.01.1976 (с учетом изменений).

Статьей 13 указанного Закона органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, находящихся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. Но следует иметь в виду, что Минфин России разъяснил, что законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать, изменять или отменять только законы субъектов Российской Федерации в соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса РФ. Таким образом, учитывая местный характер земельного налога, с 1 января 1999 г. не должна применяться ст.13 Закона Российской Федерации «О плате за землю».

Статья 14 вышеназванного Закона, предоставляющая право органам местного самоуправления устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, не может применяться, поскольку противоречит п.1 ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой установление льгот не может носить индивидуальный характер.

Одновременно с этим Минфин России сообщает, что признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу и не подлежащим применению осуществляется в судебном порядке.

Организации ежегодно, не позднее 1 июля, представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации на бланке установленной формы (форма сводной налоговой декларации по земельному налогу приведена в Приложении N 1 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению Закона Российской Федерации» «О плате за землю»). По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются юридическими лицами в течение месяца с момента получения документа, удостоверяющего право собственности. Земельный налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц (Приложение N 1, таблицы ф. N N 1 — 4 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю») с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку, зданию, сооружению и т.д., так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территорий городов, поселков и курортных районов.

Юридические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налоге днем уплаты налога (ст.75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Налоговые органы ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, контролируют правильность исчисления и своевременность его уплаты. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года. Земельный налог относится на себестоимость продукции (работ, услуг).