Земельный налог устанавливается

Пользование землей в РФ является платным: за арендованные участки наниматель вносит плату непосредственно собственнику, за земли, находящиеся во владении или бессрочном пользовании, взимается земельный налог. Сумма его рассчитывается исходя из ставки земельного налога – процента от кадастровой стоимости.

Налогообложение земель

Юрлица и граждане, владея участками земли, обязаны ежегодно уплачивать в бюджет налог. Исключением являются арендованные участки. Владение на праве собственности, пожизненное владение или бессрочное пользование является основанием для уплаты сбора.

Сбор за землю относится к местному типу. Все средства плательщиков поступают в местную казну. Соответственно, условия начисления, сроки и порядок уплаты, ставки и льготы по земельному налогу устанавливаются муниципальной властью. Ею же могут быть определены льготные категории плательщиков.

На федеральном уровне установлен вычет 10 тысяч рублей из базы, облагаемой налогом (кадастровой стоимости участка), для следующих лиц:

  • кавалер ордена Славы (все степени);
  • инвалиды первой/второй групп;
  • герой РФ, СССР;
  • ветераны/инвалиды боевых действий, в частности, ВОВ;
  • «чернобыльцы» и приравненные к ним категории граждан.

Юридически уменьшение базы нельзя считать льготированием. Но в конечном итоге уменьшение суммы налоговой базы приведет к уменьшению сбора. Случается, что база меньше установленной суммы в 10 тысяч рублей, тогда налог платить и вовсе не надо.

Ставка налога

Статья 394-я НК полностью посвящена ставке налога на землю. На федеральном уровне закреплены только предельные ее значения:

  • Значение 0,3% применяется в отношении земель сельскохозяйственных, огородных, садоводческих, ограниченных в обороте или располагающихся под жилищным фондом.
  • В остальных случая используется значение ставки в 1,5%.

Размер налоговой ставки земельного налога в 2015 году может быть уменьшен местной властью для определенных категорий земель или плательщиков. Но превышать указанные значения он не должен. Например, в московской области решением местной власти принято делить земли на коммерческие (занятые под бизнес) и остальные, в зависимости от этого дифференцированы и ставки земельного налога:

  • земля под объектами жилфонда – 0,1%;
  • участки, занятые подсобным хозяйством – 0,3;
  • другие земли, в частности, используемые юрлицами и ИП в коммерческой деятельности – 1,5%.

На установление размера ставок налога на землю для физических лиц и организаций в регионах влияют следующие факторы:

  • категория земли;
  • разрешенное использование участка;
  • местонахождение участка в составе муниципального образования;
  • изменение границ.

Если местные власти не установили ставки налога для конкретного региона, используются значения, определенные федеральным законодательством.

Нулевая ставка земельного налога – освобождение от налога – установлено федеральным законодательством для таких плательщиков – юридических лиц и граждан:

  • для организаций на землю, расположенную под дорогами общего использования;
  • для религиозных организаций на участки, которые находятся под помещениями культового, благотворительного назначения – церквями, соборами и так далее;
  • судостроительных компаний, которые ведут хозяйствование в особой промышленной зоне;
  • предприятий, занимающихся народными промыслами, в отношении участков, на которых осуществляется продажа и изготовление такой продукции;
  • ИЦ «Сколково»;
  • обществ инвалидов для участков, которые используются в нуждах их организации.

Повышающие коэффициенты

В определенных курортных зонах средняя налоговая ставка земельного налога в 2015 году увеличивается на коэффициент:

  • Краснодарский край – в среднем коэффициент равен 6 (от 4 до 8 в зависимости от рекреационной ценности земель);
  • Ставропольский край – 4,5 (от 3,5 до 7);
  • коэффициент ставки земельного налога в 2015 году для Московской области – 3,5 (от 2,5 до 4);
  • Калининградская область – 4 (от 3 до 5);
  • Ленинградская область и Санкт-Петербург – 3,5 (от 2,5 до 4);
  • Приморский край – 2,5 (от 2 до 3).

Целью увеличения размера ставок налога на земельные участки для этих районов является стимулирование природоохранной деятельности по отношению к участкам земли, находящимся во владении организаций и физических лиц.

Определение суммы к уплате

Ставка земельного налога, по сути, представляет собой процент от кадастровой стоимости земли, который плательщику необходимо уплатить в бюджет. Кадастровая стоимость – расчетная величина, определяемая после оценки участка экспертами. Проводится для установления реальной цены участка. В результате устанавливается категория земли, указываются отличительные особенности участка, его площадь.

Данные заносятся в госреестр. Оттуда информацию черпает ФНС, которая осуществляет расчет суммы, какая и подлежит уплате, с учетом ставок земельного налога для физических лиц. Затем следует рассылка уведомлений с указанием суммы к уплате. Следовательно, физлица не проводят самостоятельный расчет. Для ИП ситуация иная:

  • в отношении земель, используемых ими в качестве личных участков под жилищным фондом, приусадебным хозяйством, предприниматели получают «готовые» уведомления из ФНС;
  • земли, на которых ИП ведет хозяйствование с целью получения дохода, также облагаются налогом, но расчет осуществляет сам субъект хозяйствования.

Юридические лица производят самостоятельный расчет налога для любых категорий земель. Отчетность сдается в форме декларации. Авансовые взносы по налогу в течение отчетного периода вносятся вместе с подачей декларации.

Как рассчитать земельный налог?

Итоговая отчетность сдается по окончании налогового периода – 12 месяцев.

Закон РФ «О плате за землю» устанавливает необходимость оплаты не арендованных земель. При этом результаты хозяйствования на земле не берутся во внимание при установлении размера ставки или предоставлении льгот. Кроме того, если земля не используется или это использование является нецелевым, ставка может быть двукратно увеличена. С 2016 года планируется увеличение максимального значения ставки налога до 2%.

Главная — Новости

Земельный налог: применение налоговой ставки

Комментарий к Письму Минфина России от 17.01.2013 N 03-05-05-02/02 «Земельный налог: применение налоговой ставки»

В п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ предусмотрены две ставки земельного налога.
Первая ставка — не более 0,3 процента. Эта ставка применяется, например, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Вторая ставка — не более 1,5 процента. Эта ставка применяется в отношении прочих земельных участков.

В пределах данных границ представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
Как рассчитать земельный налог, если участку из земель населенных пунктов присвоены два или более вида разрешенного использования, каждому из которых соответствует своя налоговая ставка? В опубликованном Письме Минфин России привел разъяснения по этому поводу. Согласно им при исчислении налога по такому земельному участку применяется налоговая ставка, определенная в отношении того вида разрешенного использования площади земли, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.

Дело в том, что порядок определения кадастровой стоимости участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования установлен в п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39. Данной нормой установлено, что расчет осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. п. 2.2 — 2.6 упомянутых Методических указаний. Затем по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования угодья, для которого указанное значение окажется наибольшим. Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Министерства финансов РФ от 20.09.2012 N 03-05-05-02/98, от 24.02.2009 N 03-05-04-02/15. А вот Письмо от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50 направлено Письмом ФНС России от 27.06.2011 N ЗН-4-11/10181@ для сведения и руководства в работе нижестоящим налоговым органам.

Следует иметь в виду, что исключение представляют участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2.2 Методических указаний.

В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида, для которого указанное значение является наибольшим.

В отношении земельного надела с более чем одним видом разрешенного использования следует применять налоговую ставку, определенную в отношении того вида разрешенного использования участка земли, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость (налоговая база). Такой вывод приведен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 по делу N А56-39981/2008.

Данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.

От чего зависит размер земельного налога

Основание — пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

Вид разрешенного использования земельного участка является главным фактором, влияющим на определение кадастровой стоимости земельного участка. Ведь она рассчитывается путем умножения удельной стоимости 1 кв. м земельного участка, устанавливаемой для определенного вида разрешенного использования надела земли, на площадь участка.

Март 2013 г.

Земельный налог

Размер — земельный налог

Cтраница 1

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.  

Размер земельного налога зависит от экономического района, где находится земельный участок, и расположения его на территории соответствующего субъекта Российской Федерации: в городе или сельской местности, курортной зоне, районе с исторической застройкой.  

Размер земельного налога не зависит от результатов хоз. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.  

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель.  

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Ставка земельного налога определяется в зависимости от категории земель, вида и подвида угодий, природной зоны, группы почв.

Земельный налог

Пересмотр ставки земельного налога осуществляется компетентными органами в случае повышения инфляции или изменения среднего размера заработной платы, а также некоторых других случаях.  

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.  

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей, поскольку устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Но при этом федеральным законодательством предусмотрено, что ставки земельного налога могут быть пересмотрены в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.  

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.  

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и назначается в виде стабильных платежей за единицу земельной ллсшдади в расчете на год. Ставки налогов определяют местные органы власти, исходя.  

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.  

Размер земельного налога напрямую не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога могут пересматриваться в связи с изменением условий хозяйствования, не зависящих от пользователя земли.  

Влияет на размер земельного налога и категория земельного участка. Различные условия налогообложения возникают при владении землями сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения; сельскохозяйственными угодьями и землями сельскохозяйственного использования в пределах городской ( поселковой) черты. В свою очередь земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий: пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и др. Пашни облагаются налогом в зависимости от группы почв. Кроме того, повышающие коэффициенты установлены к ставкам земельного налога на участки, не используемые или используемые не по целевому назначению.  

В Законе даны лишь общие подходы к их определению, в частности, установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Конкретные ставки налога устанавливаются органами законодательной ( представительной) власти субъектов Федерации.  

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. О порядке определения нормативной цены земли нормативная цена земельного участка определена как 200-кратный размер земельного налога по ставкам за соответствующую по качеству ( по данным земельного кадастра) и целевому назначению землю.  

Являясь составной частью государственного земельного кадастра, кадастр земель населенных пунктов имеет общие с ним информационно-правовую базу и задачи по обеспечению рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников и пользователей земельных участков и созданию объективной и благоприятной основы для установления размеров земельного налога, цены и стоимости городских земель.  

Страницы:      1    2