Журнал по санкционированию

Журнал операций
(код формы 0504071)

Журналы операций (ф. 0504071) формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Журнал операций (ф. 0504071) открывается путем перенесения остатков на начало периода. В Журнале операций (ф. 0504071) отражаются обороты за весь период, выводятся остатки на конец периода и формируются обороты для переноса в Главную книгу (ф. 0504072).

При заполнении Журналов операций расчетов с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами по доходам в случае если аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051), графы 6 и 7 «Остаток на начало периода» и графы 11 и 12 «Остаток на конец периода» Журнала операций (ф. 0504071) могут не заполняться.

Журналы операций (ф. 0504071) подписываются главным бухгалтером учреждения или его заместителем и исполнителем, составившим Журнал операций (ф. 0504071).

Журналы операций (ф. 0504071) формируются по следующим группам объектов учета:

журнал операций по счету «Касса»;

журнал операций с безналичными денежными средствами;

журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;

журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

журнал по прочим операциям.

Общие понятия

Санкционирование расходов текущего финансового года производится согласно требованиям Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее Инструкция), утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. №157н, и Положения об особенностях бюджетного учета в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее Учетная политика).

В частности, Инструкцией (раздел VI) определено, что:

— изменения в показателях бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных и денежных обязательств участника бюджетного процесса отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов хозяйствующего субъекта:

при увеличении показателей — со знаком «плюс»;

при уменьшении показателей — со знаком «минус»;

— по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных и денежных обязательств текущего финансового года на следующий год не переносятся;

— учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, принятыми бюджетными и денежными обязательствами осуществляется в Журнале по операциям санкционирования (ф. 0504064) на основании первичных документов.

Учетной политикой определено, что:

— регистром аналитического учета по счетам учета лимитов бюджетных обязательств (ассигнований) является Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062);

— для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064);

— для учета денежных обязательств текущего финансового года применяется Журнал регистрации денежных обязательств (ф. 0504064).

В комплект поставки входят:

— настоящие Методические рекомендации;

— Форма 0504064_50212.xlt – шаблон для печати Журнала регистрации денежных обязательств.

Порядок настройки и печати регистров учета

Карточка учета лимитов бюджетных обязательств

Карточка печатается накопительным итогом с начала года по выбранным счетам:

— КРБ. 150115000000;

— КРБ. 150315000000.

Переданные и полученные лимиты печатаются в отдельных карточках.

Печать карточки может осуществляться на любую дату.

Согласно Учетной политике карточка должна печататься один раз в год.

Печать карточки осуществляется из раздела Хозяйственные операции через контекстное меню Отчеты. Выбирается отчет «Форма 0504062 (Карточка учета лимитов БО)»

Нажать ОК.

В окне выбираются следующие параметры формирования:

— «Дата» — дата формирования карточки;

— «Счета» — счет или счета, по которым формируется карточка. Можно выбирать один или несколько счетов, а также использовать подстановки при написании маски счета;

— «Уровень аналитики КОСГУ» — выбирается уровень аналитики, по которому детализируются обороты по счетам;

— «Вид средств» — выбрать «полученные».

Нажать ОК.

Журнал регистрации бюджетных обязательств

Журнал печатается накопительным итогом с начала года по выбранным счетам:

— КРБ. 150211000000.

Печать журнала технически может осуществляться за любой период и на любую дату.

Согласно Учетной политике журнал должен печататься один раз в год.

Печать журнала осуществляется из раздела Хозяйственные операции через контекстное меню Отчеты. Выбирается отчет «Форма 0504064 (Журнал регистрации бюджетных обязательств)»

Нажать ОК.

В окне выбираются следующие параметры формирования:

— «Дата с» «Дата по» — период формирования журнала;

— «Уровень аналитики КОСГУ» — обязательный параметр. Выбирается уровень аналитики, по которому детализируются обороты по счетам;

— «Шаблон финансирования» — необязательный параметр. При выборе журнал печатается только по данному КБК;

— «Счета учет бюдж. обязательств» — необязательный параметр. Счет или счета, по которым формируется карточка. Можно выбирать один или несколько счетов, а также использовать подстановки при написании маски счета. При пустом поле журнал формируется по всем КБК счета 150211000000;

— «Выводить содержание хозяйственной операции» — необязательный параметр. При наличии галочки в графе Примечание выводится наименование ХО;

— «22-й символ» — обязательный параметр. Вводится 22-ой разряд кода счета.

Нажать ОК.

В сформированном журнале проводки сгруппированы по дате постановки на учет БО. Данные в графу Документ выводятся из строки Документ-основание хозяйственной операции.

Журнал регистрации денежных обязательств

Шаблон Форма 0504064_50212.xlt необходимо скопировать в папку Template.

В разделе Словари – Журналы операций необходимо завести новый журнал операций (например, 9)

В разделе Словари – План счетов необходимо привязать этот журнал операций к счетам 150212000000.

В разделе Словари – Настройка отчетов – Шаблоны отчетов необходимо привязать шаблон Форма 0504064_50212.xlt к мнемокоду отчета MEMORD_Rop

Журнал печатается помесячно.

Печать журнала осуществляется из раздела Отчеты – Журналы операций. Выбирается журнал и параметры его формирования

Нажать ОК.

В сформированном журнале проводки сгруппированы по дате постановки на учет ДО. Данные в графу Документ выводятся из строки Документ-подтверждение хозяйственной операции.

Источник: электронная система «Госфинансы»

Отчет (ф. 0503738) составляется и представляется учреждением (обособленным подразделением) по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).

Показатели по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503738) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря, и до переноса показателей по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов». Рассмотрим Нажмите для запуска.

Важно

В описании порядка заполнения Отчета (ф. 0503738) неоднократно используется термин «расходные обязательства». В то же время понятие «расходные обязательства» определено только для казенных учреждений в рамках Бюджетного кодекса РФ. Также используется термин «сметные назначения», в то время как с 1 января 2012 г. бюджетными учреждениями смета расходов не формируется, а формируется план финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД), т. е. назначения правильнее называть «плановыми» а не «сметными», как и указано в заголовках граф Отчета (ф. 0503738). В настоящем описании используются более корректные термины.

В Отчете (ф. 0503738) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения отражаются:

в графе 1 – наименование расходов (выплат), по которым утвержденным на текущий (отчетный) финансовый год планом ФХД (сметой доходов и расходов) учреждения предусмотрено принятие за счет соответствующего вида финансового обеспечения (деятельности) обязательств учреждения;

в графе 4 – годовые объемы утвержденных сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) с учетом изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату. Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового года» (0 504 10 200, 0 504 10 300, 0 504 10 500, 0 504 10 800);

в графах 5–11 – показатели объема принятых, исполненных и неисполненных обязательств (денежных обязательств):

в графе 5 – принятые учреждением обязательства. Графа заполняется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (0 502 11 211–0 502 11 213, 0 502 11 221–0 502 11 226, 0 502 11 241, 0 502 11 242, 0 502 11 252, 0 502 11 253, 0 502 11 262, 0 502 11 263, 0 502 11 290, 0 502 11 310–0 502 11 340) в сумме кредитовых оборотов по счету, а также принятых и не исполненных обязательств на начало отчетного периода;

Важно

Согласно порядку заполнения Отчета (ф. 0503738)не предусмотрено отражение в графах 5 и 7 объемов принятых и денежных обязательств (коды 510–550, 810–820 КОСГУ).

в графе 6 отражается сумма принятых на отчетную дату обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема плановых назначений по расходам. Данный показатель определяется расчетным путем как превышение показателя в графе 5 над показателем графы 4;

в графе 7 отражаются принятые учреждением денежные обязательства. Графа заполняется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» (0 502 12 211–0 502 12 213, 0 502 12 221–0 502 12 226, 0 502 12 241, 0 502 12 242, 0 502 12 252, 0 502 12 253, 0 502 12 262, 0 502 12 263, 0 502 12 290, 0 502 12 310–0 502 12 340) в сумме показателя по кредиту счета по итогам отчетного периода;

в графе 8 отражается сумма принятых на отчетную дату денежных обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема плановых назначений по расходам. Данный показатель определяется расчетным путем как превышение показателя в графе 7 над показателем графы 4;

в графе 9 – на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств, отраженных по забалансовому счету 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения», открытому к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» по данным оборотов по соответствующим счетам за отчетный период, в разрезе видов расходов (выплат).

Важно

Инструкцией № 33нпредусмотрено отражение исполнения обязательств только путем безналичной оплаты. В то же время бюджетные учреждения могут исполнять обязательства и наличными (без сдачи на лицевой счет), и неденежным путем. Такие способы исполнения предусмотрены в Отчете (ф. 0503737).

органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

В целях осуществления учета принятых обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия:

обязательства учреждения – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного или автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;

денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Т. о., обязательства учреждения – это те суммы, которые до конца года должны быть уплачены. Денежные обязательства – это те суммы, которые учреждение уже обязано оплачивать на текущий момент. Следовательно, денежное обязательство всегда меньше либо равно обязательству учреждения.

В соответствии с положениями п. 318 Инструкции № 157н:

перечень первичных документов, на основании которых учреждение принимает обязательства и денежные обязательства, устанавливается самим учреждением в рамках формирования учетной политики;

при формировании перечня первичных документов учреждение должно соблюдать требования финансового органа о порядке санкционирования обязательств.

На основании этих положений выстраивается система учета обязательств учреждения и денежных обязательств из трех уровней:

на уровне федерального законодательства об учете определены общие понятия об обязательствах учреждения и денежных обязательствах;

на уровне финансового органа публично-правового образования могут быть определены дополнительные требования к порядку санкционирования расходов бюджетных учреждений;

на уровне учетной политики полностью регламентируются все вопросы по учету обязательств учреждения и денежных обязательств, не решенные на предыдущих уровнях, виды первичных документов, подтверждающих принятие и изменение обязательств по всем видам расходов.

Т. о., учреждение обязано иметь установленный порядок учета обязательств (далее – Порядок) и соответствующие первичные документы. Учреждению следует установить такой Порядок самостоятельно в рамках учетной политики. Порядок должен охватывать все аспекты хозяйственной деятельности учреждения (все коды КОСГУ).

Если на начало года на счетах числится кредиторская задолженность, которую планируется погасить в текущем году, то учреждению следует заблокировать часть прав на принятие обязательств по соответствующим кодам КОСГУ, что отражается в Порядке. Суммы кредиторской задолженности должны быть отражены, с одной стороны, в главной книге и акте инвентаризации расчетов, с другой – в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), входящих в состав Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) за предыдущий год и, по возможности, подтверждены актами сверки расчетов с кредиторами.

Разрабатывая Порядок, для каждой категории хозяйственных операций следует предусмотреть:

первичный документ, на основании которого будет приниматься обязательство;

порядок определения даты обязательства;

порядок определения суммы обязательства;

порядок изменения обязательства (первичный документ, на основании которого может быть изменено обязательство соответствующей категории).

В частности, следует установить порядок определения суммы обязательства учреждения и денежного обязательства при наличии аванса (дебетового сальдо) на начало года, который заведомо не будет истребован и пойдет в зачет расчетов текущего года.

Также следует уделить внимание определению порядка принятия обязательств учреждения и денежных обязательств по выдаче денежных средств подотчет и ситуации возврата подотчетных сумм, что особенно актуально для учреждений, где часто производится командирование сотрудников или закупки за наличный расчет.

Обязательство учреждения – это, по сути, обещание заплатить деньги юридическому или физическому лицу. Денежное обязательство – это обязанность бюджетного учреждения заплатить деньги юридическому или физическому лицу. Часто обязательство учреждения и денежное обязательство возникают одновременно в одной сумме, но возможны и различия. Разницу между этими понятиями проще понять на примерах:

Пример

Учреждение заключило на год договор на консультационные услуги на сумму 50 000 руб. с условием оплаты по факту выставленных счетов (оказанных услуг). Обязательство учреждения уже принято в сумме 50 000 руб. и отнесено на код 226 КОСГУ. Соответственно, объем прав на принятие обязательств должен быть заблокирован на 50 000 руб. Но денежного обязательства в данном случае нет, пока нет акцептованных счетов.

Пример

Учреждение заключило договор поставки основных средств на сумму 50 000 руб. с условием авансирования в размере 30%, что составляет 15 000 руб.

Обязательство учреждения принято в сумме 50 000 руб. и отнесено на код 310 КОСГУ. Денежное обязательство принято в сумме тех денег, которые учреждение обязано оплатить в установленный срок после подписания договора, – 15 000 руб., хотя поставки основных средств еще нет.

Пример

В соответствии с принятой учетной политикой учреждение приняло обязательство по оплате труда по коду 211 КОСГУ в сумме годовых сметных назначений на дату первого рабочего дня текущего года. Но до тех пор, пока не будет произведено начисление, денежного обязательства не будет.

Обычно операции, приводящие к возникновению денежных обязательств, отражаются соответствующими кредитовыми оборотами по счетам 0 301 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Но есть ряд ситуаций, в которых возникновение денежного обязательства может быть не отражено в учете бухгалтерскими проводками (кроме записей по кредиту соответствующих счетов 0 502 12 000). Это ситуации разного рода авансовых платежей:

заключение договора с условием авансового платежа – денежное обязательство есть, а начисления еще нет, оно будет произведено после поступления документов, подтверждающих исполнение договора;

начисление оплаты работникам за первую половину месяца – денежное обязательство есть, а начисления нет, оно будет произведено в конце месяца в полной сумме;

выдача денежных средств подотчет авансом – денежное обязательство уже было, раз была выплата, а начисление будет только после принятия авансового отчета.

Заполнение 738 формы на основании отчета «Сводные данные об исполнении плана ФХД» в 1С: БГУ 8

Опубликовано 26.02.2018 08:35 Просмотров: 7410

Основной документ в деятельности всех школ, больниц, детских садов и других государственных и муниципальных бюджетных учреждений — план финансово-хозяйственной деятельности. Он аккумулирует в себе сведения о планируемых поступлениях и выбытиях на утвержденный период. Эта статья поможет бухгалтерам и экономистам проследить взаимосвязь между документами, оформляемыми при ведении хозяйственной деятельности и документами, которые необходимо сформировать в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 1.0 для корректного отражения операций.

На рисунке представлен отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД».

Сведения из этого отчета перекликаются с информацией, отражаемой в квартальной форме 0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» и нам будет легко проверить правильность ее формирования.
Отчет «Сводные данные…» находятся в разделе «Санкционирование».


Для его формирования требуется заполнить нужный период, при необходимости указать Учреждение (если в базе ведется учет по нескольким учреждениям) и нажать кнопку «Сформировать отчет».


Давайте последовательно разберем, какие документы помогут «красиво» сформировать данный отчет.
В графы «Финансовое обеспечение (утвержденное)» и «План ФХД расходы» попадают сведения из документа «Плановые назначения». Для заполнения этого документа переходим в пункт меню «Санкционирование» – «План ФХД (Прогноз доходов)».


Основанием для заполнения документа служит утвержденный учредителем ПФХД на соответствующий год.

Для корректного заполнения документа «Плановые назначения» используются сведения из справочников «Планы поступлений (выбытий)», «Статьи плана поступлений (выбытий)», «Субсидии». Планы поступлений должны создаваться отдельно для разных кодов финансового обеспечения (например, 2 – собственные средства учреждения, 4 – субсидия на выполнение муниципального задания), бюджета и вида показателей (КДБ или КРБ).

Справочник «Статьи плана поступлений (выбытий)» содержит состав показателей плана по кодам КОСГУ.
Документы «Плановые назначения» вводятся отдельно по поступлениям (КДБ) и выбытиям (КРБ).
Для этого в разделе «Планирование» указывается требуемый период, КФО и в поле «План поступлений (выбытий)» из справочника выбирается нужный план учреждения.


После ввода документа «Кассовое поступление» с видом операции «Поступление субсидии» будет заполнена графа «Финансовое обеспечение (исполненное)». Данная операция выполняется после получения выписки с лицевого счета с приложением платежного поручения.
Обратите внимание, на закладке «Реквизиты» документа «Кассовое поступление» требуется установить галочку в поле «Формировать проводки по исполнению плана доходов (Дт 508.00 Кт 507.00)».


Прежде чем перейти к заполнению граф «Принято обязательств» и «Принято денежных обязательств», необходимо разобраться с этими понятиями.
Если не использовать понятия из Бюджетного кодекса и наших инструкций, то у учреждения возникло обязательство, когда заключен договор, издан приказ на направление сотрудника в командировку, начислена заработная плата и другие факты хозяйственной жизни.
После совершения хозяйственных операций должны быть подготовлены соответствующие документы, составлены акты, выдан аванс под отчет по РКО, наступил срок выплаты заработной платы и перечисления налогов – возникает денежное обязательство.

Рассмотрим порядок оформления документа «Принятое обязательство».
Существует два варианта заполнения этого документа.
Первый – в меню «Санкционирование» выбираем «Поставленные на учет обязательства» (обычная форма) и создаем документ.


Второй – более предпочтительный, на мой взгляд. В справочнике «Контрагенты» выбираем нужную организацию, и в его карточке создаем договор «Расчетные счета, договоры». При этом в карточке договора в поле «Наименование (для отражения в списках)» корректируем название договора по его содержанию. Нажимаем кнопку «Записать».


Далее на вкладке «План финансирования» нажимаем кнопку «Ввести план финансирования» и заполняем сведения по договору, нажимаем кнопку «Записать».


На панели инструментов нажимаем кнопку «Ввести на основании» и выбираем «Принятое обязательство».

Данный способ удобен тем, что все сведения из «Плана финансирования» нужного договора переносятся в документ, нам нужно указать лицевой счет и провести документ.

«Принятое денежное обязательство» следует формировать при получении документов на оплату: акт ОУ, акт ВР, товарная накладная, авансовый отчет, РКО на выдачу подотчетной суммы, ведомости на выплату заработной платы за очередной месяц.
Принятие денежного обязательства можно оформлять как отдельным документом, так и проводками одновременно с документами «Услуги сторонних организаций», «Покупка ОС», «Покупка материалов» и др.
Чтобы произвести настройку, как именно вводить денежные обязательства, выберите в пункте меню «Бухгалтерский учет» «Настройка параметров учета», вкладка «Ввод ден. обязательств» и нажмите кнопку «Открыть настройку ввода денежных обязательств». Для примера предлагаю свою настройку.


Когда получен счет на оплату услуг, формируем документ «Услуги сторонних организаций», заполняем его, проводим и либо автоматически программа формирует отдельный документ «Принятое денежное обязательство», либо в справке этого же документа формируются проводки по счетам санкционирования (в зависимости от настройки в программе).


Для того, чтобы проверить все ли вы обязательства и денежные обязательства своевременно приняты и учтены, можно воспользоваться оборотно-сальдовой ведомостью по счету 502.11.

Следует обратить внимание на наличие отрицательных значений. Рекомендуем настроить «оборотку» в разрезе договоров, КФО, лицевых счетов. В этом случае, если вы по ошибке перепутали договоры или вид финансового обеспечения, программа вам с удовольствием об этом сообщит.
Далее производим оплату услуг, для этого используем либо «Заявку на кассовый расход», либо «Кассовое выбытие» в меню «Казначейство/Банк». На основании этих документов заполнится графа Кассовое выбытие.


Автоматически будет произведен расчет в графы «Не исполнено обязательств» и «денежных обязательств», «Неисполненное ФО». Для этого используются следующие формулы:
Не исполнено обязательств = Принято обязательств минус Кассовое выбытие.
Не исполнено денежных обязательств = Принято денежных обязательств минус Кассовое выбытие.
Неисполненное ФО = Финансовое обеспечение утвержденное минус Финансовое обеспечение исполненное.
Ниже на рисунке схематично отражено соответствие документов и сведений в отчете «Сводные данные….».


Ну и последнее, отчет «Сводные данные…» выглядит практически так же, как и отчет по форме окуд 0503738. В данных отчетах перекликаются наименования граф, и значения в них совпадают.


И в заключении — желаю сдавать отчеты легко!

Отражение в учете принимаемых и отложенных обязательств (Марова О.)

Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н в Инструкцию N 157н <1> введены два новых счета: 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства». Как их правильно применять и в какой момент отражать на них те или иные хозяйственные операции, разъяснено в Письме Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450. В статье рассмотрим эти рекомендации.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Изложенный в Письме Минфина порядок отражения в учете операций с принимаемыми и отложенными обязательствами следует учитывать при формировании учетной политики учреждений. В нем даны рекомендации как для получателей бюджетных средств (казенных учреждений), так и для бюджетных и автономных учреждений. В Приложении 1 к указанному Письму предложен пример детализации рабочего плана счетов, а в Приложениях 2 и 3 приведены операции с принимаемыми и отложенными обязательствами соответственно.

Общие рекомендации сформулированы с учетом планируемых изменений в Инструкциях N N 162н <2>, 174н <3> и 183н <4>. Обязательства, принимаемые учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отражаются на дату размещения извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе:

Дебет счетов 1 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств»

Кредит счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства».

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Принятие суммы расходных обязательств при заключении договора (контракта) по результатам конкурсной процедуры отражается так:

Дебет счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»

Кредит счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства».

Уточнение принимаемых обязательств на сумму экономии, полученной при осуществлении закупки, сопровождается проводкой:

Дебет счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»

Кредит счетов 1 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств».

Принятие учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов оформляется следующим образом:

Дебет счетов 0 506 90 000 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)», 1 501 93 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств (за пределами планового периода)»

Кредит счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

При этом уменьшение обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов (корректировка размера резерва), а также принятие обязательств по расходам за счет такого резерва в соответствующем финансовом году отражаются способом «красное сторно».

Бухгалтерские записи по санкционированию расходов в казенном учреждении

В таблице приведем порядок и сроки отражения в бюджетном учете отдельных операций с обязательствами, документы-основания, а также рекомендации по оформлению первичных учетных документов.

Принимаемые обязательства

Дебет

Кредит

Документ-основание/первичный учетный документ

Момент отражения в учете

Договоры, заключаемые без проведения конкурсных процедур

Заключен договор на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг с поставщиком (юридическим или физическим лицом) без конкурсной процедуры закупок, в том числе с единственным поставщиком

1 501 13 xxx

1 502 11 xxx

Договор/справка (ф. 0504833)

Дата подписания договора

Государственные (муниципальные) контракты, заключаемые с помощью конкурсных процедур

Размещено извещение об осуществлении закупок в единой информационной системе в сумме начальной (максимальной) цены контракта (лота), объявленной в конкурсной документации <*>

1 501 13 xxx

1 502 17 xxx

Извещение о проведении конкурсной процедуры/справка (ф. 0504833)

Размещение извещения о проведении конкурса, торгов, запроса котировок

Приняты обязательства в размере обязательств по государственному (муниципальному) контракту, договору, заключенному по результатам закупки с использованием конкурентных способов <**>

1 502 17 xxx

1 502 11 xxx

Государственный (муниципальный) контракт/справка (ф. 0504833)

Дата подписания государственного (муниципального) контракта

Уточнены принимаемые обязательства на сумму экономии, полученной при осуществлении закупки

1 502 17 xxx

1 501 13 xxx

Государственный (муниципальный) контракт/справка (ф. 0504833)

Дата подписания государственного (муниципального) контракта

Уменьшены обязательства в случае отказа поставщиков от заключения государственного (муниципального) контракта или в случае отсутствия заявок — на всю сумму ранее отраженного в учете обязательства методом «красное сторно»

1 501 13 xxx

1 502 17 xxx

Протокол конкурсной комиссии/справка (ф. 0504833)

Дата признания конкурсных процедур несостоявшимися

<*> Обязательство отражается в учете по максимальной цене лота, объявленной в конкурсной документации (с указанием контрагента «Конкурсная закупка»).

<**> Обязательство отражается в сумме заключенного контракта с учетом финансовых периодов, в которых подлежит исполнению контракт.

Отложенные обязательства

Дебет

Кредит

Документ-основание/первичный учетный документ

Момент отражения в учете

Принято обязательство на сумму созданного резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время <*>

1 501 93 211

1 501 93 213

1 502 99 211

1 502 99 213

Расчет/справка (ф. 0504833)

Дата расчета резерва согласно положениям учетной политики

Принято обязательство по выплате компенсации за неиспользованный отпуск за счет ранее образованного резерва (с учетом начислений по обязательным страховым взносам):

— принято обязательство текущего финансового года по выплате компенсации за неиспользованный отпуск

1 501 13 211

1 501 13 213

1 502 11 211

1 502 11 213

Расчетно-платежная ведомость

Дата расчета компенсации за неиспользованный отпуск

— уменьшено отложенное обязательство по оплате отпуска за фактически отработанное время <**>

1 501 93 211

1 501 93 213

1 502 99 211

1 502 99 213

Справка (ф. 0504833)

Дата расчета компенсации за неиспользованный отпуск

<*> В сумме оценочного значения по методу, предусмотренному в учетной политике.

<**> Не более суммы ранее созданного резерва методом «красное сторно».

Бухгалтерские записи по санкционированию расходов в бюджетном и автономном учреждениях

Далее приведем рекомендации, какие операции по санкционированию расходов следует предусмотреть в учетной политике бюджетных и автономных учреждений.

Принимаемые обязательства

Дебет

Кредит

Документ-основание/первичный учетный документ

Момент отражения в учете

Заключен договор на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг с поставщиком (юридическим или физическим лицом) без конкурсной процедуры, в том числе с единственным поставщиком

0 506 10 xxx

0 502 11 xxx

Договор/справка (ф. 0504833)

Дата подписания договора

Договоры, заключаемые с помощью конкурсных процедур

Размещено извещение об осуществлении закупок в единой информационной системе в сумме начальной (максимальной) цены договора (лота), объявленной в конкурсной документации <*>

0 506 10 xxx

0 502 17 xxx

Извещение о проведении конкурсной процедуры/справка (ф. 0504833)

Размещение извещения о проведении конкурсной процедуры

Приняты расходные обязательства при заключении договора по результатам конкурсной процедуры <**>

0 502 17 xxx

0 502 11 xxx

Договор/справка (ф. 0504833)

Дата подписания договора

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении договора по результатам конкурсной процедуры

0 502 17 xxx

0 506 10 xxx

Договор/справка (ф. 0504833)

Дата подписания договора

Уменьшены обязательства в случае отказа поставщиков от заключения договора или в случае отсутствия заявок — на всю сумму ранее отраженного в учете обязательства методом «красное сторно»

0 506 10 xxx

0 502 17 xxx

Протокол конкурсной комиссии/справка (ф. 0504833)

Дата признания конкурсных процедур несостоявшимися

Счет 40160 Резервы предстоящих расходов и Счет 50209 Отложенные обязательства

Письмо Министерства финансов РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. дополнило информацию об учете операций с отложенными обязательствами и учете резервов предстоящих расходов.

Напомним, что изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г. коснулись такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников» счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов». Что же о нем говорится в Инструкции?

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

§ предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

§ предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

§ иных аналогичных предстоящих оплат;

возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

В Приложении №1 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. Минфин дает отдельные рекомендации по формированию рабочего плана счетов учреждения, в частности рекомендует ввести в 23-й разряд детализацию вида резервов.

Исходя из определения счета, перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), а также последнего Письма Минфина РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. можно перечислить следующие хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в хозяйственной жизни учреждения:

1. Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) — КОСГУ 211.

2. Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.

3. Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.

4. Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.

5. Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.

6. Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.

В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.

Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся на последнее число периода, предшествующего тому, для которого рассчитывают резерв. Хозяйственные операции по формированию резервов на следующий финансовый год проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года с добавлением проводок по счетам санкционирования 050209000 «Отложенные обязательства». В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств и отложенные обязательства также списываются. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год. Также поступают и по счетам санкционирования, чтобы кредитовое сальдо на счете 040160000 было равно кредитовому сальдо счета 050209000.

На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.

Приведем проводки по резервам предстоящих расходов и отложенным обязательствам согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 и Письма № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Проводки по учету резервов предстоящих расходов

№ п/п

Наименование операции

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Первичный документ

1. Формирование резерва

Начисление резервов на оплату отпусков

(0.401.20.211)

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов

(0.401.20.213)

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

(0.401.20.200)

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление резервов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

2. Начисление расходов за счет резервов и сверх них

Начисление отпускных за счет сформированных резервов

Расчетная ведомость по оплате труда

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление обязательств по оплате отпускных

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв

(0.401.20.211)

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление обязательств по оплате отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.3)

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление обязательств по оплате отпускных в части страховых взносов

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление отпускных в части страховых взносов на сумму, превышающую сформированный резерв

(0.401.20.213)

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление обязательств по оплате отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.8)

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, по которым поступили расчетные документы

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы на сумму, превышающую сформированный резерв

(0.401.20.200)

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.13)

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление расходов, признанных в судебном порядке за счет сформированных резервов

Решение суда/ Акт

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, признанных в судебном порядке

Решение суда/ Акт

Начисление обязательств, признанных в судебном порядке

Решение суда/ Акт

Начисление обязательств, признанных в судебном порядке, превышающую сформированный резерв

Решение суда/ Акт

Начисление обязательств, признанных в судебном порядке на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.18)

Решение суда/ Акт

Приведу несколько моих замечаний по рекомендациям Минфина:

1. Использование в счетах санкционирования по резервам в 22-м разряде цифру «9» неоправданно, скорее надо было указать знак «Х», т.к. учреждение при формировании резерва наверняка знает на какой именно плановый финансовый год произведен расчет, в частности для отпусков это скорее всего следующий финансовый год, которому соответствует цифра «2» в 22-м разряде по Плану счетов Инструкции №157н.

2. Ни один программный продукт в данный момент не автоматизирует рассматриваемый раздел учета, т.е. необходимо вести полностью «ручной» учет. Сложность даже не в калькулировании резерва по каждому сотруднику/контрагенту, а в выделении проводок по начислению расходов за счет резервов. Будем надеяться, что разработчики программных продуктов предложат какой-либо инструмент для автоматизации этих процессов.

В Приложении №3 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. Минфин дает пример расчета резерва отпусков, который можно применять в учете своего учреждения, отразив ссылку на письмо в учетной политике.

Рассмотрим пример:

Учреждение в конце 2015г. формирует резервы расходов на 2016г. по источнику «Субсидии на выполнение гос.задания». В результате калькуляции бухгалтерия от экономиста получила следующие данные:

1. Резерв предстоящих отпусков в 2016г. = 3 570 000,00 руб.

2. Резерв предстоящих отпусков в части страховых взносов в 2016г. 1 142 400,00 руб.

3. Резерв предстоящих выплат по сокращению штата в 2016г. = 580 000,00 руб.

4. Резерв расходов по обязательствам, по которым не поступили подтверждающие документы на 2016г. 170 000,00 руб.

В марте 2016г. произошло сокращение штата и выплаты составили 540 000,00 руб.

Выплата отпускных в 2016г. составила 4 250 000,00 руб. Расходы на отпускные в части страховых взносов в 2016г. составили 952 000,00 руб.

Подтверждающие документы за предыдущий период поступили на всю резервируемую сумму.

Распишем проводки по всем операциям в таблице:

№ п/п

Наименование операции

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Сумма, руб.

1. Формирование резервов (дата проводки 31.12.2015г.)

Начисление резервов на оплату отпусков

3 570 000,00

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

3 570 000,00

Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов

1 142 400,00

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

1 142 400,00

Начисление резервов на выплаты по сокращению в 2016г.

580 000,00

Начисление отложенных обязательств по сокращению штата в 2016г.

580 800,00

Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

170 000,00

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

170 000,00

2. Начисление расходов за счет резервов и сверх них в течение 2016г. (суммарный оборот за 2016г.)

Начисление отпускных за счет сформированных резервов

3 570 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

3 570 000,00

Начисление отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв

680 000,00

Начисление обязательств по оплате отпускных

4 250 000,00

Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов

952 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

952 000,00

Начисление обязательств по оплате отпускных в части страховых взносов

952 000,00

Начисление выплат по сокращению за счет сформированных резервов

540 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на сокращение штата

540 000,00

Начисление обязательств по сокращению штата

540 000,00

Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов

170 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, по которым поступили расчетные документы

170 000,00

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы

170 000,00

При формировании резерва на 2017г. Учреждение будет формировать резерв с учетом оставшегося сальдо счета 040160000 по следующим резервам:

— 440160211 резерв по сокращению штата = 40 000,00 руб.

— 440160213 резерв по выплате отпускных в части страховых взносов = 190 400,00 руб.