Зозпп

Содержание

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2004 года N 322

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(с изменениями на 30 апреля 2020 года)

Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 года N 322

(с изменениями на 30 апреля 2020 года)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65; в редакции, введенной в действие с 4 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 428; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов&nbsp, требований к организации питания в том числе:
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 года N 895; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.5. подпункт, дополнительно включенный с 8 июня 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 305, утратил силу с 1 ноября 2011 года — постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 845;

5.1.6. Подпункт дополнительно включен с 8 июня 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 305; утратил силу с 1 мая 2020 года — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.;

5.1.7. Подпункт дополнительно включен с 8 июня 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 305; утратил силу с 1 мая 2020 года — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.;

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации (подпункт дополнительно включен с 10 марта 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 67);

5.1.9. подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 859; утратил силу с 18 июня 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 859 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476);

____________________________________________________________________

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
(Подпункт дополнительно включен с 4 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 744)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767;

5.2.1. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767;

5.2.2. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767;

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584);

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65)

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65)

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);
(Подпункт дополнительно включен с 4 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 501)

5.2.7. устанавливает требования к организации питания и качеству пищевых продуктов, включая нормы обеспечения питанием, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624)

5.2.8. устанавливает нормы обеспечения питанием детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, допустимые нормы замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624)

5.2.9. устанавливает критерии отличительных признаков пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624)

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65)

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.7_1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду — в пределах своей компетенции;
(Подпункт дополнительно включен с 3 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года N 61)

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8_1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65; в редакции, введенной в действие с 4 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 428.

5.8_2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;
(Подпункт дополнительно включен с 4 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 428)

5.8_3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;
(Подпункт дополнительно включен с 30 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1129)

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65.

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13_1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 438);

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 988.

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1581.

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
(Подпункт дополнительно включен с 15 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 616)

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.
Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.2.7. подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 814; утратил силу с 5 апреля 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года N 313;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов — главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
(Подпункт дополнительно включен с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612)

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;
(Подпункт дополнительно включен с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612)

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.
(Подпункт дополнительно включен с 5 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года N 313)

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 210; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г.Москва.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

В Управление Роспотребнадзора по РА поступает большое количество звонков и обращений на личном приеме о сроках, установленных законодательством при возврате некачественного товара, а также при оказании услуг. Специалисты Управления поясняют:

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Потребитель вправе предъявить требования к продавцу, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, а в случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования: о замене на аналогичный товар, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» – далее Закон о защите прав потребителей).

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель также вправе предъявить указанные выше требования, если недостатки товаров в пределах двух лет со дня передачи их потребителю (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

При этом обращаем внимание, что в отношении технически сложного товара (Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924) в случае обнаружения в нем недостатков потребитель вправе предъявить требования о возврате денежных средств или обмене товара на аналогичный только в течение 15 дней с момента передачи товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружения существенного недостатка товара; нарушения установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара; невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей)

Требование о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый товар, то продавец должен обменять указанный товар в течение месяца со дня предъявления такого требования (ст. 21 Закона о защите прав потребителей).

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона о защите прав потребителей).

Сроки предъявления потребителем требований в отношении товара надлежащего качества

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней не считая дня его покупки, если он не включен в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену (п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей)(Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55).

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, то потребитель вправе предъявить требование о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы, которое подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата указанного товара (п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей).

Сроки предъявления потребителем требований в отношении товара, реализуемом дистанционным способом продажи

Потребитель вправе отказаться от товара проданного дистанционным способом в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества не была предъявлена в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи (ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Сроки предъявления потребителем требований при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) в течение гарантийного срока, а при его отсутствии, в пределах 2 лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или 5 лет в отношении в строении и ином недвижимом имуществе (п. 3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).

Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей).

При выполнении работ из материала (с вещью) потребителя в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества в течение 3 дней (п. 1 ст. 35 Закона о защите прав потребителей).

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем (ст. 30 Закона о защите прав потребителей).

Уважаемые потребители, если Ваши права нарушаются, обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по РА по адресу: г. Горно-Алтайск пр. Коммунистический,173 телефон 8 (38822) 6-42-41.

Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1) впервые появился в Российской Федерации в 1992 году, то есть почти сразу после возникновения страны под этим названием. Он стал символом новой экономической стратегии, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса населения.

Статус ФЗ №2300-1

Статья 1 ЗоЗПП декларирует приоритет в данной области двух федеральных законов – ФЗ №2300-1 и ФЗ №51. Это означает, что права потребителей в равной степени защищаются Гражданским кодексом РФ и законом «О защите прав потребителей». Другие нормативные документы любого иерархического уровня должны соответствовать нормам этих законов.

ЗоЗПП РФ регулирует взаимоотношения субъектов юридического права, возникающие при взаимодействии производителей и продавцов с потребителями. К последней категории относятся любые лица, приобретающие товар или услуги для собственного или семейного потребления. Перекупщики к этой категории не относятся, поскольку они являются продавцами.

Защите подлежат преимущественно физические лица. Закон о защите прав потребителей не содержит информации о подобных ограничениях. Однако в нём нет и упоминаний об оптовых закупках. В любом нормативе речь идёт о розничном приобретении вещей или потреблении услуг разового характера. Последнее распространяется даже на ситуацию постоянного обслуживания по договору. Ответственность поставщика услуг наступает не в случае постоянного нарушения договора, а при ненадлежащем выполнении работ в данной конкретной ситуации.

Какие права защищает ЗоЗПП РФ?

Поскольку закон посвящён защите тех, кто приобретает товары или услуги, речь в данном случае идёт о правах именно этой категории субъектов. Свои функции ФЗ №2300-1 выполняет с помощью:

  • просвещения (включение соответствующей информации в образовательные стандарты и программы);
  • безопасности товара для населения и конкретных лиц, их имущества и экологической среды;
  • достоверной информации о товаре или услуге, их производителе и продавце;
  • определения ответственности изготовителя, исполнителя или продавца за недостоверную информацию;
  • компенсации ущерба здоровью и имуществу, причинённого некачественным товаром или ненадлежащей услугой;
  • признания недействительным договора, ущемляющего права лиц, потребляющих товар или услугу;
  • обмена или возврата некачественного товара;
  • ответственности за превышение сроков, определённых для передачи предварительно оплаченного товара.

Реализация законных прав потребителей осуществляется органами государственного, муниципального и общественного контроля. Полномочия и обязанности такого контроля описаны в главе IV настоящего кодекса.

В данном случае контролирующие органы выполняют превентивную функцию. Своими действиями они не допускают нарушения прав. Однако при уже совершённых нарушениях действовать должен сам потребитель. Он может отстаивать свои права в суде, прокуратуре, общественных организациях.

Закон о защите прав потребителей относится к наиболее востребованным федеральным законам. Несмотря на небольшое количество статей и глав, он, так или иначе, касается каждого человека, находящегося в сфере российской юрисдикции. Ведь все люди постоянно или время от времени связаны друг с другом взаимоотношениями производителя, продавца и потребителя.

  • Преамбула к ЗоЗПП РФ
  • Глава 1. Общие положения (Статьи 1-17)
  • Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям (Статьи 18-26.2)
  • Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (Статьи 27-39.1)
  • Глава 4. Государственная и общественная защита прав потребителей (Статьи 40-46)
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Что готовит казахстанцам новый закон о защите прав потребителей?

Иван Сухоруков

Продавцы и покупатели затаили дыхание — в Казахстане в ближайшее время примут новый закон по вопросам защиты прав потребителей. Документ осталось лишь подписать президенту. В сфере покупательских прав грядут большие перемены. Так, в магазине могут разрешить фото- и видеосъемку, гарантию на некоторые услуги увеличат до 10 лет, а продавцов будут штрафовать за обман клиентов, передает корреспондент YK-news.kz.

Речь идет о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей». Его разработкой занялись еще в 2013 году. Как рассказали в Комитете по защите прав потребителей, документ предусматривает «создание новых и совершенствование имеющихся механизмов защиты прав потребителей». В нашем распоряжении оказалась предварительная версия законопроекта.

Снимать запрещено?

Ситуация. Вы приобрели товар, однако потеряли чек или такой документ вам попросту не выдали. Покупка оказалась некачественной, и вы решили ее вернуть. Продавец отказывается принять товар обратно.

Как сейчас. Если дело доходит до суда, то в качестве доказательства факта покупки можно предоставить свидетельские показания. А вот с фото- и видеоматериалами — все непросто, ведь продавцы, как правило, запрещают вести съемку в магазине.

Как будет по законопроекту. Фото- и видеосъемка официально разрешены на объектах торговли. Запретить вам снимать сотрудники будут не вправе.

— Фото и видео — это косвенные доказательства, оценку которым дает суд, — говорит председатель общества по защите прав потребителей «Ваше право» Елена Жерихова. — К тому же потребитель, приобретая товар, как правило, не производит фото- или видеофиксации. Заранее ведь не знаешь, что может возникнуть конфликт. А запись с камер видеонаблюдения в магазине могут попросту не предоставить, сказав, например, что материалы уже удалены.

— Это несомненно полезная поправка для покупателей, — считает председатель общества по защите прав потребителей «Паритет» Елена Нитяжук. — Ситуации бывают разные, например, когда цена на чеке не соответствует той, что указана на ярлыке. Человек может пойти и зафиксировать это на камеру.

Давайте договоримся

Ситуация. В супермаркете вы набрали немало продуктов, обращая внимание на ценники и стараясь уложиться в определенную сумму. Однако на кассе вам называют совсем другое «итого», заметно превышающее конечное число в вашем подсчете. А в чеке — стоимость товаров сильно отличается от той, что была на прилавках.

Как сейчас. Можно потребовать возврата разницы и купить товар именно по той стоимости, что указана на ценнике. Однако формулировка в действующем законе, на которую можно сослаться в данной ситуации, по мнению специалистов, звучит весьма расплывчато: «Продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта». Следует ли из этого, что покупатель прав?

Как будет по законопроекту. Формулировка стала более четкой и звучит так: «Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленный во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта».

— Нынешняя формулировка в законе не всегда понятна рядовому потребителю, — делится мнением Елена Жерихова. — Покупатели чаще всего этой нормы не знают. Поэтому, когда тот же кассир говорит им, что в магазине просто не успели поменять ценник, человек соглашается с завышенной ценой и уходит. Новая форма старого правила поможет избежать разночтений.

Моя твоя не понимать

Ситуация. Инструкция к новенькой бытовой технике написана только на иностранном языке. Вы, не имея возможности перевести документ, сломали купленный товар, потому что не поняли, как им пользоваться.

Как сейчас. Придется приложить немало усилий в суде, чтобы доказать, что информация о пользовании товаром была предоставлена некорректно и именно это привело к поломке.

Как будет по законопроекту. Права в этом аспекте будут защищены на сто процентов. «Информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной» — такая норма есть в законопроекте.

— Не совсем понятно, о какой именно информации идет речь, — говорит Елена Жерихова. — Есть ведь информация и на этикетке, и в сервисных книжках. Если пояснения не будет, то это бессмысленная поправка. Потому что чем четче закон — тем меньше лазеек.

— Здесь, скорее всего, говорится о всей информации, касающейся товара, — комментирует Елена Нитяжук. — То есть если инструкция к пользованию товаром напечатана только на русском или только на казахском языке — значит, информация не предоставлена. Тем же сотовым телефоном я смогу пойти и забить гвозди, а потом вернуть устройство по гарантии, потому что информацию о том, как им пользоваться, мне не предоставили.

Ждите сколько хотите

Ситуация. Вы приобрели товар, который оказался некачественным. Пытаетесь вернуть покупку продавцу и требуете обмена дефектного товара на новый.

Как сейчас. Фирма может начать диагностику товара. На эту процедуру по закону выделяется максимум 30 дней. Если экспертиза показала, что поломка произошла из-за заводского брака, то покупателю должны обменять товар на новый. Кто-то делает это незамедлительно, а некоторые продавцы затягивают с обменом. Дескать, в законе не прописаны конкретные сроки.

Как будет по законопроекту. Для обмена дефектного товара на новый продавцу теперь выделили 10 дней. Это к уже существующим тридцати! При этом добавили возможность присутствия покупателя при диагностике товара. Можно отправить на техпроверку даже доверенное лицо. По завершении диагностики, также согласно новым поправкам, продавец или изготовитель обязан будет предоставить документ о проведенных работах. Подобных требований в действующем законе нет.

— Из-за дополнительных 10 дней потребитель однозначно не выиграет, — уверена Елена Жерихова. — Продавец по требованию покупателя обязан незамедлительно обменять некачественный товар на новый. А теперь предпринимателю дают дополнительные 10 дней. Итого — в общей сложности человек может ждать до 40 дней. Это если включить сюда время проведения диагностики.

— Чтобы не ждать дополнительные 10 дней, во время диагностики товара можно сразу же обратиться к продавцу и поставить его в известность о том, что вы намерены в дальнейшем товар поменять или вернуть за него деньги, — говорит Елена Нитяжук. — То есть продавец заранее подготовится к тому, что, возможно, потребуется обмен товара, и, может быть, позаботится о его доставке. Поправка эта очень важна потому, что сейчас предприниматель может сколько угодно тянуть с обменом товара, дожидаясь, пока техника, например, прибудет в город. В законопроекте же конкретно ограничили рамки — 10 дней и точка.

На каком основании?

Ситуация. Вы задолжали за отопление. Внезапно в квартире отключили электричество, хотя за свет горожанин исправно платит. В ходе выяснения обстоятельств коммунальщики говорят вам, что причина отключения в долге за тепловую энергию. И это при том, что эти услуги никак не связаны!

Как сейчас. Горожанин, не желая судебных разбирательств, идет и оплачивает долг. Не сидеть же без света.

Как будет по законопроекту. Появилась поправка, согласно которой «энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по плате за использованную тепловую энергию». Как пояснили в Комитете по защите прав потребителей, в ряде регионов есть компании, которые одновременно занимаются подачей электричества и отопления. Однако, несмотря на то, что в ВКО эти услуги предоставляют разные компании, у нас подобная практика также не редкость.

— Данная поправка — большой плюс для потребителей, — считает Елена Жерихова. — Случаев, когда должникам угрожали отключить свет за долг по отоплению, — очень много. Это не что иное, как шантаж. При том что тепло и свет никак не связаны, такие обращения к нам были.

— Если поправку примут, то компания сначала обязана будет обратиться в суд на должника, — комментирует Елена Нитяжук. — Хотя компании и сейчас должны так делать, а не заниматься шантажом. Если поправку в законопроекте оставят, то в случае отключения электричества можно будет подавать в суд на энергоснабжающую организацию.

Несгораемая гарантия

Ситуация. Вы купили телефон, который в скором времени сломался. Требуете у фирмы починить мобильное устройство по гарантии.

Как сейчас. Не важно, насколько серьезному ремонту подвергался гаджет, гарантийный срок един и не продлевается после очередного ремонта.

Как будет по законопроекту. Если во время ремонта был заменен какой-либо элемент некачественного товара, гарантийный срок обновляется, как если бы товар поменяли на новый.

Ситуация. В вашем доме рабочие провели капитальный ремонт крыши. Спустя время она дала течь.

Как сейчас. Если доказано, что дефекты допущены строителями, можно в течение двух лет со дня принятия выполненных работ предъявить требования по устранению недостатков.

Как будет по законопроекту. Подобные требования можно будет предъявить в течение пяти лет. При этом в законопроекте добавлен пункт, что, если были выявлены существенные недостатки в предоставленных услуге или работе, гарантия будет действовать до 10 лет.

Принять или не принять?

Но, пожалуй, самым интересным нововведением является внедрение административной ответственности фирм за нарушение Закона «О защите прав потребителей». Сейчас менять вам товар продавцы не спешат, так как знают, что никакая ответственность за игнорирование норм им не грозит. А вот при угрозе серьезного штрафа продавец сто раз подумает, прежде чем отказать клиенту, например, в предоставлении информации.

Что интересно — в законопроекте значительно расширили полномочия Комитета по защите прав потребителей. Ведомство сможет возбуждать и вести дела об административных правонарушениях, обращаться в суд в защиту прав неопределённого круга потребителей и многое другое. То есть теперь в государственный орган можно будет обратиться не только за консультацией, но и за конкретной помощью.

C февраля 1992 года на территории Российской Федерации действует закон «О защите прав потребителей», который определяет и регулирует сферу потребительских отношений. Именно благодаря этому закону граждане могут быть уверенны в свой защищенности и свободе в возврате товара ненадлежащего качества. Закон предусматривает набор правил — делится на 4 главы и 46 статей. Последняя актуальная редакция была принята правительством 3 июля 2016 года.

Ниже вы можете ознакомиться с основными понятиями, используемыми в законе и открыть соответствующие разделы с главами.

Быстрая навигация:

Краткое описание Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300 «О защите прав потребителей»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

Основные понятия, используемые в настоящем Законе

  • потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
  • изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
  • исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
  • продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
  • абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;
  • недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
  • существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки; (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
  • безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
  • уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества; (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
  • импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Глава I. Основные положения. Статьи 1 — 17

На странице со статьями из общего положения вы сможете найти всю актуальную законодательную информацию с комментариями.

Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям. Статьи 18 — 26

На странице со статьями по защите прав потребителей при продаже товаров вы сможете найти все статьи, применяемые в государстве на сегодняшний день.

Глава III: Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Статьи 27 — 39

Федеральный закон также регламентирует и другие немаловажные аспекты права. На странице со статьями по защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) вы сможете найти все статьи, отнесенные к данной главе.

Глава IV: Государственная и общественная защита прав потребителей. Статьи 40 — 46

Последняя часть закона также опубликована на нашем сайте. Можно ознакомиться со статьями по государственной и общественной защите прав потребителей.

Консультация юриста

Изучение законодательства — очень тонкая и кропотливая процедура. Из-за небольшой ошибки можно потерять возможность положительного исхода в защите своих прав. Составление претензии или подача искового заявления в суд лучше возложить на плечи юристов. Хотите гарантированно выиграть дело? — Зайдите в раздел консультация юриста, чтобы прямо сейчас решить свою проблему. Решенная проблема сегодня — свободный день завтра!